Биография. Фауст характеристика образа мефистофеля Обличие мефистофеля впервые явившегося фаусту

В Библии его называют Диавол, что переводится с греческого как «клеветник, обольститель». Евреи величают его Сатаной, что означает на их языке «противник, враг». Он известен в средневековых легендах как Люцифер или падший ангел. Иоганн Вольфганаг Гёте ввёл его в литературу под именем Мефистофеля, а позднее советский писатель Михаил Булгаков наречёт его в своём романе Воландом. У него много прозвищ и не меньше лиц. Изображаемый то со свиным рылом, то с лошадиным копытом, то с рожками и хвостом, порой он и вовсе избегает принимать самостоятельное обличие и, незримый на первый взгляд, уютно устраивается с изнаночной стороны души человека. Кто же он, этот персонаж с противоречивым образом, но неизменной сущностью? Предоставим ему представиться самому:
«Я частица той силы, которая постоянно стремится делать зло, а совершает только благо».

1. Мефистофель в трагедии
Мефистофель. Я частица той силы, которая постоянно стремится делать зло, а совершает только благо.
Фауст. Как понять эту загадку?
Мефистофель. Я дух всё отрицающий и, поступая так, бываю совершенно прав, потому что всё существующее кончает непременно погибелью, вследствие чего лучше было бы, если бы оно не существовало совсем.
Хотя Мефистофель не является основным персонажем трагедии, его образ достоин самого пристального внимания. Отведённая ему роль несёт в себе огромную смысловую нагрузку. Во-первых, он необходим как неотступный спутник главного героя, ведь именно во взаимодействии, в диалоге и в противостоянии с ним раскрывается личность Фауста. Без Мефистофеля не возникло бы конфликта, коренным образом повлиявшего на характер доктора. Во-вторых, тёмный дух у Гёте - сам по себе достаточно колоритная фигура. Если Фауст - человек, один из многих подобных ему, на протяжении тысячелетий приходящих на эту Землю и покидающих её в урочный срок, то дьявол, существующий уже целую вечность, встречал на своём долгом пути миллионы заблудших и растерянных душ. Его присутствие наполняет произведение особым величием и пафосом.
Символично отражена значимость Мефистофеля и в композиции. Ещё до знакомства читателя с Фаустом, на небесах уже обсуждается его судьба, первые упоминания о нём вложены в уста Владыко и вступающего с ним в спор дьявола. Коварному искусителю выпадает честь не только составить заочно наше первое представление о персонаже, но и в финале, уже после смерти учёного, подвести итог его деяний и помыслов. Именно он произносит прощальную эпитафию, раскрывающую сущность доктора Фауста: «Не могло его насытить никакое наслаждение! Не могло удовлетворить никакое счастье! Ловил он в безумной мечте ежеминутно меняющиеся призраки! Хотел, жалкий бедняк, удержать последний пережитый им глупейший миг».
Итак, Мефистофель, одним из первых вступивший в действие трагедии и в числе последних покидающий театральные подмостки, на протяжении шестиактов тенью следует за главным героем, оказываясь активным участником всех разворачивающихся событий. Обратимся же к фабуле произведения с целью точнее определить его место и предназначение.
Завязка конфликта, как уже упоминалось, происходит во втором прологе, когда в разговоре между Творцом мира и дьяволом речь заходит о неком смертном, тщетно ищущем высокий смысл в своих стремлениях и, не умея утолить жажды познания, изнемогающем от тревог и смятений. Тогда на небесах было заключено своеобразное пари, на кон в котором поставлена душа доктора Фауста.
Владыко. Увлеки его, если можешь, по твоему пути, и будь посрамлён, если придёшь сам к сознанию, что праведный человек найдёт прямой путь даже среди обуявшего его мрака сомнений.
Мефистофель. Согласен! Жаль, что дело продлится недолго. Проиграть заклад я не боюсь. Если цель моя будет достигнута, то, надеюсь, Вы признаете моё торжество громогласно.

Лукавый бес тотчас берётся за дело и вскоре ничего не подозревавший Фауст оказывается ловко опутан сетями его интриг. Заключён второй договор, теперь уже на земле и с добровольного согласия того, чья душа послужила ставкой в игре спорщиков. Смущённый духом доктор поклялся: «Если я скажу когда-нибудь пришедшему мгновению: «Остановись! Ты так прекрасно!», то даю тебе право мной овладеть. Конец свой я встречу охотно».
Таким образом, перед нами три персонажа, вовлечённых в общую сделку: Владыко, заинтересованный в спасении бессмертной составляющей человека из когтей демона, Мефистофель, стремящийся любыми путями совратить грешника, и Фауст, сам не определившийся, предпочитает ли он сохранить чистоту духа или же заплатить ценой собственной загробной жизни за единственный счастливый миг.
Любопытно нестандартное решение, изобретённое Гёте для данной проблемы. Читатель ожидает две вероятные развязки: либо Мефистофель так и не справится с взятой на себя задачей и не удовлетворит желания Фауста, либо человек всё же вынужден будет поддаться демоническому наваждению и, испытав долгожданное блаженство, по договору погубит свою душу. Однако автор приберёг для финала непредвиденный сюрприз. Герой трагедии воскликнул: «...я в предвкушении этого великого счастья наслаждаюсь уже теперь высочайшим мгновением!» Тем не менее чёрт не получил положенной награды. Владыко, заранее поручившийся за раскаяние сбившегося с пути грешника, похитил его из когтей чёрта, и хитрецу-Фаусту удалось добиться желаемого, избежав уплаты долга.
Подобный сценарий развития действия парадоксален и поразителен. Уж кто, как ни светлые небожители должны служить гарантом справедливости? Тогда как удел «исчадья ада», наоборот, идти к цели любыми средствами, пренебрегая понятиями чести. Мефистофель же, опровергая устойчивые стереотипы о чертовской хитрости, своим поведением являет образец порядочности. Связанный условиями сразу двух сделок, он сил не жалеет, чтобы сдержать оба обещания. Верный слову, данному Фаусту, он делает всё возможное и как минимум половину невозможного - если такое существует для сверхъестественных сил - чтоб помочь привередливому доктору достичь наконец предела его непомерных стремлений. Он всеми средствами добывает подарки для возлюбленной Фауста Гретхен, он поддерживает своего спутника при императорской дворе, где тот наделён властью. Он даже отправляется за ненасытным искателем удовольствий в классический мир, чуждый и неприятный ему, как это неоднократно подчёркивается автором в античных сценах, и неохотно, но покорно терпит любые уступки, лишь бы ему угодить.
Разве виноват прилежный и добросовестный Мефистофель, если все деяния, искренне предпринимаемые им из лучших побуждений, с негодованием отвергаются неблагодарным Фаустом? Не достоин ли он сочувствия со стороны читателя как персонаж, незаслуженно обманутый?
Между человеком и чёртом в произведении царит тотальное непонимание, отношения их неминуемо оборачиваются катастрофой. Трагизм положения, в которое попал главный герой, связавшись с дьяволом, заключается именно в том, что, думая встретить в его лице пособника, он в действительности обнаружил только тормоз и помеху. Мефистофель со своей низменной грубой натурой не способен разделить ни одно из тех высших стремлений и нежных чувств, что кипят в сердце учёного. Попробуем проанализировать последовательную эволюцию личности доктора, мотивы, руководившие его поведением.
Фаусту было суждено совершить долгий путь, полный ошибок и заблуждений. Он начинает с надежды обрести любовь, но вскоре роман с Маргаритой завершается горькой драмой, и отныне герой рассчитывает черпать недостающие ощущения в общественной деятельности, для чего отправляется ко двору императора. Однако за пышным блеском и высокопарными фразами об общем благе скрываются пустота и узкий эгоизм. Вторая попытка найти разгадку жизни тоже потерпела крах. Слабость ничтожного монарха довела государство до жалкого состояния; сцену венчает фальшивый пожар, который ассоциируется с образом революции, кладущей конец антиутопии.
Тогда пытливый доктор обращает свои взоры на иной «гений чистой красоты». Новое чувство, охватившее Фауста, на этот раз далеко от земных страстей, которые неизбежно приносят страдание вслед за наслаждением. Елена предстаёт как воплощение классического греческого искусства. Тем не менее инстинктивное влечение героя к прекрасному идеалу не миновало разочарования. Союз с античной девой так и остался холодной беспочвенной мечтой, уничтожившейся бесследно: призрачная красавица исчезла, оставив только своё платье.
Из мира грёз Фауст спускается к самой реальной действительности. Последнее его устремление - отвоевать у моря заливаемый волнами берег - вначале тоже исполнено тщеславия и амбициозных намерений подчинить своей воле природную стихию. Но в конце концов в своих вечных попытках разгадать тайну жизни Фауст доходит до убеждения, что только альтруизм может быть залогом подлинного блаженства. Бросив все личные стремления, он самозабвенно посвящает свой труд пользе ближних и предаётся идее создать вокруг себя поколение людей, трудящихся и возделывающих себе на пользу землю по его инициативе и его указаниям. Когда среди кипучей деятельности его поражает слепота, он даже не замечает потери драгоценного зрения. «Ночь надвигается всё глубже и глубже, но яркий свет горит в глубине моей души». В этих словах Фауста заключена глубокая аллегория: теперь ему открылось иное вúдение, и для прозрения он не нуждается в глазах.
Озарение это недоступно порочной натуре чёрта. Если предыдущие побуждения героя, продиктованные эгоистичными потребностями, Мефистофель, пусть извращая и искажая на свой манер, по крайней мере мог истолковать в своём сознании, теперешняя радость, открывшаяся Фаусту, вовсе непостижима ему.
Человек, заложивший душу дьяволу, успел в роковую минуту отказаться от ложных истин. «Живя, относился я к миру поверхностно. Хватал я за волосы всякое плывшее мимо меня наслаждение; а что не удавалось схватить, тому спокойно давал проноситься мимо, не пытаясь его задержать. Я только желал, ловил желаемое и затем желал снова. Так бурно промчалась моя жизнь». Фауст верно охарактеризовал собственное отношение к миру. Не раз впадал он в грех, не раз затуманивался его разум. Порой в нём проступают воистину демонические черты. Вот почему в некоторых эпизодах то дурное и бесцеремонное, что олицетворяет Мефистофель, могло бы быть приурочено к личности самого Фауста как тёмная изнанка его души. Тем не менее автор создал дьявола отдельной фигурой. Самостоятельность его образа обусловлена не только необходимостью избежать в произведении монотонности и придать ему драматическую форму посредством диалогичности действующих лиц. После обращения человеческой души на путь добра важно сохранить разграничение между блуждающим поиском смысла и абсолютным злом. Чёрт должен существовать хотя бы для того, чтобы в сравнении с ним выделялся ангел. И, конечно же, чтобы у людей оставался выбор пути. Ведь, как уже было отмечено, история Фауста только частный случай столкновения человека с нечистой силой, тогда как дьявол жил ранее и продолжит свою деятельность впредь. И Мефистофель, на мгновение очарованный пением ангелов и розами, спешит опомниться. «Останусь верен моей натуре и моему происхождению. Благородный чёртов дух будет во мне спасён».

2. Мефистофель: прошлое, настоящее и будущее
Перевернув последнюю страницу драматического произведения, мы остаёмся в лёгком недоумении: отчего Гёте определил жанр своего творения как трагедию. Напротив, после прочтения на сердце становится легко, оживает надежда на торжество высшей справедливости, что сильнее даже договора, скреплённого кровью. Чётко улавливается идея раскаяния, которое никогда не бывает слишком поздним, и прощения, даруемого вопреки козням злых сил.
Но в книге присутствует важнейшая черта, по определению присущая трагическому произведению: принципиальная неразрешимость конфликта. Ведь история противостояния тёмных и светлых начал стара, как мироздание. Гёте показал нам лишь частный случай возможного её завершения.
Неоднократно, явно или скрытно, под видом потаённых мыслей или облачённым в телесную оболочку, появлялся в мировой литературе хитрый демон. С образом дьявола мы встречаемся в Библии, в первой же книги Ветхого завета. Адам признал, что ему и Еве не удалось справиться с проделками искусителя: «Жена сказала: змей обольстил меня…» . Так уже первые люди столкнулись с опасным коварством Лукавого. Встреча эта, проверяющая стойкость духа, верность божественному началу, веками будет повторяться в судьбах их потомков. Отныне добро и зло вступили в непрерывную войну, а душа была выбрана ареной их битвы.
Общения с бесом-соблазнителем не избежал даже Христос, которого тот трижды пытался увлечь сладкими обещаниями. Разумеется, сын Господа в отличие от слабой духом Евы устоял и не предал свет. «Тогда оставляет его диавол, и се, Ангелы приступили и служили ему» .Но в судьбе каждого человека, каждого книжного героя, подвергающегося испытанию дьявольским искушением, разыгрывается всякий раз заново эта драма с одинаковой завязкой. Исход же её зависит от многих обстоятельств, и различные интерпретации раскрывают эту вечную проблему.
В литературе всех стран и наций с незапамятных времён существовал и обрабатывался сюжет, в котором изображалась борьба хороших человеческих качеств с дурными. В средневековой традиции добро представало в облике обыкновенного смертного, а зло - сатаны, ищущего людской погибели. Известно, что Гёте в своей трагедии опирался на распространённое сказание, по которому человек продавал чёрту свою душу, и в обмен на удовольствия земной жизни обрекал себя на загробные муки. Идея и фабула перекликаются со множеством произведений, как народных, так и авторских, являвшихся выразителем то сознания поколения или эпохи, то субъективной концепции определённого писателя.
Борьба за человеческую душу развёртывается в поэме Лермонтова «Демон». Герой её по натуре сродни Мефистофелю; кроме того, мы наблюдаем сходство в элементах сюжета: ангелы отвоёвывают девушку, погубленную дьяволом. Но необыкновенно то обстоятельство, что объектом внимания здесь выступает не человек, обычно одержимый противоречиями, а сатана, чья природа мечется и преломляется, познав несвойственное и неприемлемое ему чувство - любовь. Демон изменяет своей сущности, забывая о предназначении, предписанном ему традицией.
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своём не мог…
Столкновение противоположных начал происходит в непривычной обстановке, что удваивает интерес читателя. Ведь даже если конфликт между добром и злом разворачивается во внутреннем мире человека, всегда остаётся интригой, на чьей стороне будет победа. Но когда Дьявол, от природы наделённый исключительно отрицательными характеристиками, вдруг предстаёт «любить готовый, с душой открытой для добра»,это странное, противоестественное явление приводит в замешательство.
Сам герой, исполненный глубоких противоречий, потрясён и растерян оттого, что свет просочился в его погружённое в кромешный мрак сердце.
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов своих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, - я у ног твоих!
Поэма производит тяжёлое и гнетущее впечатление. Ангелы способны позаботиться о людях, но им не изменить сущность сатаны. Фауст у Гёте и Тамара у Лермонтова обращаются к свету, но Демону закрыта эта дорога. Трагизм его в том, что, в отличие от Мефистофеля, вполне довольного своей грубой порочной натурой, этот романтический герой поставил себя перед выбором, который он не в силах совершить.

Ещё одна история, непременно приходящая на ум в связи с вступлением человека в контакт с нечистью - небезызвестный роман Булгакова. Маргарита в точности как Фауст соглашается на сделку с демонической силой. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтоб только узнать, жив он или нет?..» Но в данном контексте читатель отнюдь не желает ей образумиться и предотвратить страшные последствия. Очевидно, что Воланду можно и нужно доверять, в его благосклонности для неё единственное спасение. Если у Гёте за душу доктора ручался Владыко, следивший за ним даже в тяжелейшие минуты, а Мефистофель при всём его могуществе испрашивал разрешения на право искушать грешника, теперь мы имеем иную расстановку сил. В лице Воланда перед нами вырастает всемогущий властелин Земли. Иешуа, чей образ в книге соответствует личности Иисуса, присылает своего ученика смиренно просить распорядиться судьбами героев.
Похоже, что в сознании человечества с течением времени произошла эволюция фигуры сатаны. Предшественник Мефистофеля в Библии был повержен Христом. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Наследник же его правит миром, причём, стоит признать, правит весьма неплохо. Фраза из «Фауста», вынесенная в эпиграф, раскрывается в романе, пожалуй, более точно, нежели в самом первоисточнике. Пришедший в сопровождении таинственной свиты, чтобы сеять вокруг себя хаос и смуту, Воланд оборачивается неким вершителем правосудия, раздающим каждому по заслугам. Подлецы и мошенники оказываются поражены собственными пороками, превращёнными в оружие против них. Главные же персонажи за свою любовь и преданность своим идеалам удостаиваются награды.
Любопытно также провести параллель между балом сатаны в романе Булгакова и аналогичными ему мероприятиями, описанными у Гёте. Воланд на знаменитом ежегодном шабаше выступает инициатором, организатором и полновластным хозяином. Тогда как Мефистофель на Вальпургиевой ночи не более чем гость, хотя и довольно уважаемый.
Фауст. Ну, а сам-то ты как намерен уда явиться? Колдуном или чёртом?
Мефистофель. Путешествовать инкогнито мне не новость; но в такой торжественный день без орденов явиться нельзя. Орденом Подвязки 5степени колено моё, правда, не украшено; но зато здесь точно такой же почёт лошадиному копыту. Смотри, смотри: ползёт улитка. Она своими щупальцами почуяла, что я здесь не из заурядных. Скрываться, как видишь, мне нельзя, если бы я этого даже захотел.

Как явственно следует из этой цитаты, пусть Мефистофель и является одним из бессчётного сонма подобной ему нечисти, он всё же в восхищении от готовящегося праздника. Совсем иначе относится он к классической Вальпургиевой ночи, участником которой ему пришлось сделаться по милости Фауста.
Между этими двумя сценами большое различие по содержанию. Картины Брокенской ночи предполагаются действительно происходящими, а античное действо не более чем призрачное видение, повторяющееся раз в год на Фарсальских полях. Как в зеркале, в нём отражаются давно прошедшие события, независимо от эпохи. Неудивительно, если Мефистофель опасается, не ускользнёт ли Фауст из-под его власти, поскольку в далёком древнем мире средневековый чёрт утрачивает свою мощь. Впрочем, это не единственная причина, по которой ему некомфортно в обществе фантастических существ, приглашённых на классическую Вальпургиеву ночь. «Чем больше брожу я среди этих огней, тем больше чувствую себя здесь чужим! <...> Конечно, не можем похвастать особой нравственностью и мы; но античную безнравственность нахожу я чересчур животрепещущею». Мефистофель, до глубины своей демонической души оскорблённый претендовавшей на родство с ним уродливой Эмпузой, ощущал себя лишним и жаловался на неверное, по его мнению, отношение к злу. В древности не существовало столь чёткого разделения на дурное и праведное, как это произошло в Средневековье. Античные боги одержимы подчас низменными страстями, они мстительны и завистливы. Мрачные и развратные существа либо слишком ничтожны, как мойры или сирены, чтобы иметь право составлять антитезу с прекрасным светом, либо играют свою роль, пусть малоприятную, но незаменимую. Ведь агрессивный Арес, сеющий всюду раздор, полезен как покровитель военного искусства. Аид принимает в подземное царство не только грешников, которым уготована кара, но всех умерших.
Таким образом, сравнив Мефистофеля с его собратьями, рождавшимися по пером писателей раньше или позднее него, отметим, что отнюдь не однозначным бывало восприятие одного и того же по своей сути персонажа; к разному поведению обязывала и его переменчивая ситуация.

3. Мефистофель среди нас
В образе дьявола, кочующего в мировой литературе из произведения в произведение, заключён особый смысл. Недаром этот герой, трансформируясь в зависимости от эпохи и народа, никогда не устаревает, и избитый, на первый взгляд, сюжет с его участием с интересом перечитывается, обсуждается и истолковывается во все времена.
Вероятно, лукавый бес занимает прочное место в человеческом сознании. В трагедии Владыко произнёс неоспоримую истину: «Заблуждаться при жизни в своих стремлениях - судьба всех людей». Не каждый строго придерживается принципов совести, ведь гораздо проще поддаться соблазну и согласиться на поддержку, так любезно предлагаемую. Мефистофель, какие бы маски он ни примерял, отличается коммуникабельностью: он готов очутиться рядом, стоит лишь остановиться на перепутье, и броситься исполнять любой приказ по первому требованию… не предупреждая, правда, о последствиях. Владыко же наблюдает за нами сквозь заоблачную даль, предпочитая дать человеку свободу и не вмешиваться без крайней необходимости.
Демон должен быть обаятельным, иначе ему в плен не отдавались бы добровольно. «Ни в ком зло не бывает так привлекательно» , написала в романе «Герой нашего времени» Вера. В самом деле, понимая разумом, что следует стремиться к свету, с негодованием отвергая сети тьмы, мы порой испытываем непреодолимую, необъяснимую склонность к пороку. Недаром, адресуя чему-то похвалу, люди привыкли называть это «чертовски прекрасным». Прочно вошло в обиход выражение «продать душу дьяволу». Подразумевая стремление к некой вожделенной цели, мало кто, машинально повторяя фразеологизм в сослагательном наклонении, отдаёт себе отчёт о его первоначальном смысле, воскрешающем в памяти страшный договор, скреплённый кровью доктора Фауста.
Удивительно обнаруживать столько бессознательной симпатии к демону в человеческом мировоззрении. Ведь если Бог стоит несоизмеримо выше, а дьявол лишь предатель-змей, казалось бы, навсегда поверженный Иисусом, почему до сих пор продолжает смущать он души? Более того, на основании романа Булгакова, сочинённого в ХХ веке, складывается ощущение, что влияние дьявола заметно возросло по сравнению с девятнадцатым столетием, когда Фауст ещё осмеливался назвать своего адского помощника «помесью грязи и огня».
Загадки и парадоксы связаны с этой таинственной фигурой. Очевидно, что если за тысячелетия существования людей чёрт не был истреблён безвозвратно и даже не потерял своё могущество, значимость его роли не следует преуменьшать. Владыко, веривший в Фауста, в прологе всё-таки кинул его на растерзание Мефистофелю, попросившего дать ему шанс погубить учёного. Герои Булгакова свету, который должен обладать естественной магией притяжения, предпочитают покой. Данте, выстраивая свою концепцию устройства Вселенной и желая выразить огромнейшее презрение к падшему ангелу, поместил владыку ада Дита в самый центр планеты, словно в насмешку указав тем самым, что на нём держится Земля. А имя Люцифер означает в переводе «светоносный».
Смешение ценностей и смещение ориентиров невольно назревают в людском мышлении. Быть может, всё в мире относительно, и прав был Мефистофель, что, сам того не подозревая и не намереваясь, он совершает добрые деяния. Тогда как, наоборот, благими намерениями вымощёна дорога в ад.

Зло жизненно необходимо нам как критерий нравственного выбора, и, вопреки бессчётным противоречиям, остаются незыблемыми полярные полюса. Верно охарактеризует своё сатаническое предназначение Воланд: «…что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» Действительно, только на фоне чёрного видим мы всю яркость белого цвета. В противном случае нас окружала бы блеклая серость.

Заключение, или вернёмся к нашему Мефистофелю
Дьявол всегда находил себе место в человеческом сознании. Мы уже выяснили, что Мефистофель имел в литературе как «предков» (прообраз библейского диавола, тёмные силы из древнегреческих мифов, прототип из средневековых преданий), так и «потомков», наиболее ярким и знаменитым из которых посчастливилось стать мессиру Воланду.
Но что же в таком случае выделяет героя Гёте из длинной вереницы нечисти, заполоняющей страницы стольких книг? Что придаёт ему его уникальность и неповторимость среди собратьев, заставляя с особым вниманием и почётом относиться именно к этому персонажу?
Ряд специфических черт делает трагедию «Фауст» единственной в своём роде. Мы уже отмечали некоторую необычность в идеологическом построении сюжета. Большинство авторов, стремящихся предостеречь читателя от порока, избирают средством для этого изображение возмездия, постигающего того, кто ослушается Божьего закона, поддавшись лукавому искусителю. Гёте же избрал метод от противного, продемонстрировав всемогущество добра и света. Мефистофель, несмотря на все старания похвалиться своей дьявольской гнусностью, в финале предстаёт безобидным и обескураженным, упустившим душу, за которой тщетно охотился на протяжении шести актов, да ещё и обсыпанным розами ангелов.
В целом нельзя не признать, что, хотя задумано представить персонажа носителем совокупности типичных пороков, писатель сумел изобразить его самобытной фигурой, наделённой индивидуальным характером. Мефистофель не лишён обаяния, перед которым трудно устоять не только Фаусту, но и читателю. Он неподражаем, намереваясь послать неугодного собеседника к чёрту, «если б только не был чёртом сам». Он невольно вызывает умиление, рассуждая о нравственности с видом знатока и смея упрекать в распущенности население античного мира. Чувство юмора, граничащее с тонкой иронией, сочетается в нём с угрозами и вероломством.
В противоборстве тьмы и света до сих пор не удаётся поставить точку. Но в этой летописи из пёстрых повестей и легенд история доктора Фауста и дьявола Мефистофеля - история с трагическим конфликтом, но счастливым концом - составляет, безусловно, одну из лучших страниц.

Сочинение

Мефистофель - один из центральных персонажей трагедии - в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это - дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем - в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь - как и в первой части - нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы - Фауста и Елены - в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы - Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста»

МЕФИСТОФЕЛЬ

МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая - 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. как «плута и весельчака»: «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства дьявольских сил творит зло и даже лучшие из людей подвержены порче. Поэтому М. соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом: «Посмотрим. Вот моя рука, и скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака». Встретившись с Фаустом, М. заключает с ним договор, соблазняя его благами жизни и безграничными возможностями. Гетевский дьявол - философ и интеллектуал, он знает людей, их слабости, его язвительные замечания в адрес человеческого рода говорят о его проницательности. Этому персонажу автор трагедии доверил многие свои мысли, хотя Гете, разумеется, нельзя отождествлять ни с Фаустом, ни с М.

В истории Фауста и Маргариты М. играет зловещую роль, доводит девушку до гибели. Во второй части фигура М. менее заметна. В одном из эпизодов он выступает в облике уродливой Форкиады, в сцене с Еленой Прекрасной вообще отсутствует, ибо, по его собственным словам, «не вхож в языческий мир». В финале трагедии, когда Фауст обрел цель в жизни, М. опять чинит препятствия: устраивает пиратские вылазки на море, поджигает дом стариков Филемона и Бавкиды. М. уверен, что Фауст, признавший, что дожил до «прекрасного мгновения», в его руках. Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а М. признается, что проиграл: «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!»

Образ М. в исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания. На немецкой сцене образ М. всегда удавался актерам лучше, чем образ Фауста: протагонисты немецкой сцены на протяжении двух веков всегда исполняют роль М. Так повелось, начиная с актера-романтика Людвига Девриента (1827), традицию которого продолжил выдающийся немецкий актер Карл Зейдельман (1837). Лучшим М. в истории мирового театра стал Густав Грюндгенс, создавший образ дьявола-аристократа вселенского масштаба (1933).

Лит.: Манн К. Мефистофель. М., 1970; Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986; Макарова Г.В. От Гамлета до Мефистофеля

//На грани тысячелетий. М., 1995.

Г.В.Макарова

Образ гетевского М. был воплощен в музыкальной драматургии - в оратории Г.Берлиоза «Осуждение Фауста» (1846), операх Ш.Гуно»Фауст» (1853) и А.Бойто «Мефистофель» (1868).

В драматической легенде Берлиоза сюжет Гете переосмыслен в духе романтических воззрений: М. получает власть над душой Фауста и ввергает его в преисподнюю. Благодаря гениальному эксперименту (слиянию элементов программной симфонии и оперно-ораториаль-ного жанра) образ М. очерчен размашисто, чрезвычайно смелыми интонационно-гармоническими красками и приемами звукописи, которые пробуждают воображение и достигают театрального эффекта без использования сцены как таковой. Образ М. в своей симфо-Ъической «наглядности» наименее материален, неуловим, призрачен.

В «мраморно-статуарной» опере Гуно - лирической драме о Фаусте и Маргарите - отсутствует многогранность гетевского М. - воплощения воинствующего критицизма породившей его эпохи. М. - антитеза лирическим героям, типичное для романтических опер олицетворение сверхъестественных сил, дьявол «наивной и благоуханной» народной фантазии. Основное содержание М. - софистика, менторство, сочетание галантности и злой иронии, сарказма и скептической пародии на искренние порывы юных душ. Предусмотрительный и изворотливый, «вполне человек», М. творит зло будто по обязанности. И только Ф.И.Шаляпин, после многолетней работы над этим образом, выводит М. из-под власти музыки «засахаренного» Гуно, напоминая о его пугающем предназначении.

М., вызванный воображением Бойто, по философскому содержанию наиболее близок к замыслу Гете. Во владение М., «блаженному детищу Хаоса», отданы земля и небо. М. - стихия, повелитель страстей, по собственной прихоти взявшийся служить человеку; не частица силы, но сама сила, которая, «стремясь ко злу, творит одно добро». Партия М. таит широкий диапазон перевоплощений: от монаха, скользящего серой тенью, до мрачно-величественного, вечного, как мироздание, владыки тьмы. Впервые всевластный инфернальный дух, «рафинированное зло» нашел конгениальное воплощение в искусстве Ф.И.Шаляпина, о котором композитор сказал: «Я никогда не думал, что так можно исполнять моего Мефистофеля».

И.И.Силантьева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Человека всегда влекло неведомое, а еще он хотел всегда осуществить свои желания, даже те, которые не укладываются в голове. Вот для таких целей ему нужна была поддержка высших сил, добрых или злых - не важно. Главное - это добиться своего. Такой была сделка Фауста с Мефистофелем.

Немного о докторе Фаусте

Если спросить у любого человека, кто сделку с Мефистофелем заключил, то в ответ можно услышать одно имя - Фауст, во многом благодаря поэме Гете, которую изучали все по школьной программе. Но на самом деле произведение немецкий классик писал на основе реальных фактов, то есть у его персонажа был настоящий прототип.

Иоханнес Фауст был колдуном и алхимиком, врачом и теологом, астрономом и всесторонним ученым. Родился он в Швабии, где и учился. В конце концов он добрался и до черной магии. Каким-то образом в его руки попала Седьмая книга Моисея. Доктор долго изучал эту черную Библию и решил все же попробовать повелевать темными силами. Наконец он совершил ритуал, Фауст и Мефистофель подписали сделку.

Спустя годы доктор будет раскаиваться, но соглашение с темными силами, подписанное кровью, расторгнуть нельзя. Чем ближе была расплата, тем хуже становилось у Фауста на душе.

Легенда о маге в искусстве

Итак, кто сделку с Мефистофелем заключил, мы уже знаем. Легенда была широко распространена в Европе в шестнадцатом веке. Ее часто ставили в кукольных театрах, англичанин Кристофер Марло создал свою версию драмы - «Трагическая история доктора Фауста». После написания Гете драмы «Фауст» сюжет попал в Россию, где его позаимствовал Пушкин. Шарлем Гуно в девятнадцатом веке была создана опера «Фауст». Почему деятели искусства обращались к проблеме знаменитого алхимика? Наверное, потому, что Фауст и Мефистофель заключали соглашение, над которым думали многие. Борьба добра и зла, взаимоотношение человека и природы, противоборство в душе - это всегда актуальная тема. Но за любые блага со временем придется платить. Пусть это время очень далеко, но оно настанет рано или поздно. И стоит ли плата тех мнимых удовольствий, решать нужно каждому самостоятельно.

Таинственный ритуал

Как прошла сделка с Мефистофелем? Легенда гласит, что Фауст совершил ритуал, описанный в книге магии. Доктор начертил в кабинете большой круг, пользуясь мелом и циркулем. В нем он нарисовал еще два круга поменьше, пространство которых заполнил ритуальными знаками. В полночь Фауст встал в центр и произнес заклинание. Внезапно появилось существо, напоминавшее обезьяну, которое доложило, что прибыло, чтобы служить ему. Но алхимик прогнал его и произнес другое заклятие. Тогда появилось другое существо, которое напоминало барана. Но и этого слугу Иоханнес прогнал, а сам продолжил читать заклятие. После третьего заклинания в кабинет вошел хромой человек, представившийся Мефистофелем.

Дьявол рассказал, что может дать Фаусту: путешествия в пространстве и времени, деньги, успех, любовь женщин, тайные знания. Это понравилось доктору, но сначала он спросил о плате за это удовольствие. Мефистофель хотел одного - подпись на пергаменте, которая предусматривала, что Фауст отдает ему свою душу. После определенного срока (24 года), во время которого Мефистофель будет беспрекословно служить человеку, душа доктора попадает в ад. Немного поколебавшись, Фауст согласился и подписал договор своей кровью. Сделка состоялась!

Характеристика Фауста

Сегодня известно о смерти доктора Фауста, того, кто сделку с Мефистофелем заключил. Профессор Виттенбергского университета однажды рассказал своим ученикам, что близится его смертный час. Он поведал им, что 24 года тому назад отдал свою душу дьяволу и теперь настал час расплаты. Студенты сочли Иоганна Фауста заболевшим, поэтому поспешили покинуть аудиторию. Но ночью крики «Убивают! Убивают!» заставили их вновь прибежать сюда. Они нашли бездыханное и обезображенное тело учителя в комнате, забрызганной кровью. Жил профессор примерно в 1480—1540 годах. Сначала он упорно занимался теологией, а потом бросил ее и начал изучать магию, нередко прорицал.

Гете рисует Фауста как человека высоких духовных стремлений, умного, деятельного, эрудированного. Он хочет служить людям, помочь им осуществить свои мечты, достичь гармонии. У него есть успешная врачебная практика, и он готов исцелять не только тела своих пациентов, но и их души. И подписывая договор кровью, он думает не только о себе, а обо всех людях на планете. Характеристика Фауста говорит о том, что он является человеком страстным и эмоциональным: он мгновенно увлекается красавицей Маргаритой.

Образ Мефистофеля

Характеристика Фауста и Мефистофеля помогает поглубже заглянуть в порядок вещей, разобраться в проблеме, которая имеет место. Дьявол - это неверие и отрицание всего хорошего. Но надо отдать ему должное: спутник Фауста - здравомыслящий, весьма рассудительный, умный, галантный. Внешне он выглядит так, как обычный человек. Но именно поведением он себя выдает. Мефистофель считает человека и его жизнь ограниченной, ничтожной. Он имеет на всякий случай циничное объяснение. Это и есть зло в понимании Гете, именно это он хотел донести до людей в своем произведении.

Другие действующие лица в поэме Гете

Итак, кто сделку с Мефистофелем заключил, мы знаем, нам известно также, какими были главные герои произведения Гете «Фауст». Но помимо них есть и другие герои: Маргарита, Господь Бог, Марта.

Господь Бог - это олицетворение света и добра, бесконечной любви, благодати. В прологе к поэме он спорит с чертом, утверждая, что человек посрамит сатану. Бог верит, что его творение выберет добро, истину, а не обманчивую благодать, обещанную дьяволом.

Маргарита - яркий и трогательный образ. Возлюбленная Фауста действительно хорошая: она целомудренная, стеснительная, честная, верит в Бога. Она много и тяжело работает и могла бы стать замечательной женой и матерью. Но она чувствует дьявольскую сущность и боится Мефистофеля. Фауст хоть и понимает, что погубит девушку, не может противиться желанию. Как результат - семья опозоренной Маргариты разрушается, гибнет брат от руки доктора, а сама она сходит с ума и топит ребенка. Но ожидая казни, она отказывается от помощи со стороны Фауста, которого очень любит, и просит Бога о спасении. Ее душа отправится в рай.

Чистая и добрая Маргарита - прямая противоположность Марте, которая в отношениях с Мефистофелем руководствуется рассудительностью и лицемерием.

«Фауст» и его философия

Поэма Гете написана по мотивам средневековой легенды о сделке человека и дьявола. Однако великий поэт внес в нее свое видение извечной проблемы - отношения добра и зла, морали и денег, необузданности в желаниях и умеренности, света и тьмы. Это сложное произведение, над которым он трудился более шестидесяти лет.

Несмотря на то что Мефистофель является отрицательным персонажем, он - именно то, без чего не может существовать жизнь. Без скептицизма, отхода от нравственных обычаев, от установленных правил невозможен прогресс как таковой. Это как раз тот случай, когда зло оказывается добром на самом деле. Фауст же - человек, тем, что имеет. Жаждет большего и, в конце концов, его получает. И пусть цена за это слишком высока, он сам понимает, что погубил себя и многих других, но цель достигнута: жизнь общества развивается. Доктор Фауст показывает, как в одном человеке уживаются противоречия, утверждая которым верил Гете.

Вместо послесловия

Действительно бессмертен, как Гамлет Шекспира. Он помогает взглянуть на сущность жизни, переоценить свои ценности, ведь достигнув всего, доктор остается неудовлетворенным. Но запоздалое раскаяние ничего не меняет: за все надо платить.

Трагедия И. В. Гете «Фауст» была написана в 1774 – 1831 годах и относится к литературному направлению романтизм. Произведение является главным трудом писателя, над которым он работал на протяжении почти всей своей жизни. В основе сюжета трагедии лежит немецкая Легенда о Фаусте, известном чернокнижнике XVI века. Особое внимание привлекает композиция трагедии. Две части «Фауста» противопоставляются: в первой изображены отношения доктора с духовно чистой девушкой Маргаритой, во второй – деятельность Фауста при дворе и брак с античной героиней Еленой.

Главные герои

Генрих Фауст – доктор, разочаровавшийся в жизни и науке ученый. Заключил сделку с Мефистофелем.

Мефистофель – злой дух, дьявол, поспорил с Господом на то, что сможет заполучить душу Фауста.

Гретхен (Маргарита) – возлюбленная Фауста. Невинная девушка, которая из-за любви к Генриху случайно убила свою мать, а после, сойдя с ума, утопила свою дочь. Умерла в тюрьме.

Другие персонажи

Вагнер – ученик Фауста, создавший Гомункула.

Елена – древнегреческая героиня, возлюбленная Фауста, от которой у нее родился сын Эвфорион. Их брак – символ соединения античного и романтичного начал.

Эвфорион – сын Фауста и Елены, наделенный чертами романтичного, байронического героя.

Марта – соседка Маргариты, вдова.

Валентин – солдат, брат Гретхен, которого убил Фауст.

Директор театра, Поэт

Гомункул

Посвящение

Театральное вступление

Директор театра просит Поэта создать развлекательное произведение, которое будет интересно абсолютно всем и привлечет в их театр больше зрителей. Однако Поэт считает, что «кропанье пошлостей – большое зло» , «бездарных проходимцев ремесло» .

Директор театра советует ему отойти от привычного стиля и более решительно приступать к делу – «по-свойски расправляться» с поэзией, тогда его произведения будут действительно интересны людям. Директор предоставляет Поэту и Актеру все возможности театра, чтобы:

«В дощатом этом – балагане
Вы можете, как в мирозданье,
Пройдя все ярусы подряд,
Сойти с небес сквозь землю в ад» .

Пролог на небе

К Господу на прием является Мефистофель. Дьявол рассуждает о том, что «озаренные божьей искрой» люди продолжают жить как животные. Господь спрашивает, знает ли он Фауста. Мефистофель вспоминает, что Фауст – ученый, который «рвется в бой, и любит брать преграды» , служа Богу. Дьявол предлагает поспорить, что он «отобьет» у Господа Фауста, подвергая его всяческим искушениям, на что получает согласие. Бог уверен, что чутье ученого выведет его из тупика.

Часть первая

Ночь

Тесная готическая комната. Фауст сидит без сна за книгой. Доктор размышляет:

«Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком» .

«И к магии я обратился,
Чтоб дух по зову мне явился
И тайну бытия открыл» .

Размышления доктора прерывает неожиданно вошедший в комнату его ученик Вагнер. Во время беседы с учеником, Фауст объясняет: люди на самом деле ничего не знают о древности. Доктора возмущают самонадеянные, глупые мысли Вагнера, что человек уже дорос до того, чтобы познать все тайны мирозданья.

Когда Вагнер ушел, доктор размышляет о том, что считал себя равным богу, однако это не так: «Я червь слепой, я пасынок природы» . Фауст понимает, что его жизнь «проходит в прахе» и собирается покончить жизнь самоубийством, выпив яд. Однако в момент, когда он подносит бокал с ядом к губам, раздается колокольный звон и хоровое пение – ангелы поют о Воскресении Христа. Фауст отказывается от своего намерения.

У ворот

Толпы гуляющих, среди которых Вагнер и Фауст. Старик-крестьянин благодарит доктора и его покойного отца за то, что они помогли в городе «избыть чуму» . Однако Фаусту стыдно за отца, который во время своей лечебной практики ради экспериментов давал людям отраву – леча одних, он убивал других. К доктору и Вагнеру подбегает черный пудель. Фаусту кажется, что за псом «змеится пламя по земле полян» .

Рабочая комната Фауста

Фауст забрал пуделя к себе. Доктор садится за перевод на немецкий язык Нового Завета. Раздумывая над первой фразой писания, Фауст приходит к выводу, что она переводится не как «В начале было Слово» , а «В начале было Дело» . Пудель начинает баловаться и, отвлекшись от работы, доктор видит, как пес превращается в Мефистофеля. Дьявол является к Фаусту в одежде странствующего студента. Доктор спрашивает кто он, на что Мефистофель отвечает:

«Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла» .

Мефистофель посмеивается над человеческими слабостями, словно зная, какие мысли мучают Фауста. Вскоре Дьявол собирается уйти, но его не пускает начертанная Фаустом пентаграмма. Дьявол с помощью духов усыпляет доктора и, пока тот спит, исчезает.

Второй раз Мефистофель явился к Фаусту в богатой одежде: в камзоле из карамзина, с накидкой на плечах и петушиным пером на шляпе. Дьявол уговаривает доктора покинуть стены кабинета и уйти с ним:

«Тебе со мною будет здесь удобно,
Я буду исполнять любую блажь» .

Фауст соглашается и подписывает договор кровью. Они отправляются в путешествие, летя прямо по воздуху на волшебном плаще Дьявола.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Мефистофель и Фауст присоединяются к компании веселящихся гуляк. Дьявол угощает пьющих вином. Один из гуляк проливает напиток на землю и вино загорается. Мужчина восклицает, что это адское пламя. Присутствующие бросаются на Дьявола с ножами, однако он наводит на них «дурман» – людям начинает казаться, что они в прекрасном крае. В это время Мефистофель с Фаустом исчезают.

Кухня ведьмы

Фауст и Мефистофель ожидают ведьму. Фауст жалуется Мефистофелю на то, что его мучают грустные мысли. Дьявол отвечает, что от любых размышлений его сможет отвлечь простое средство – ведение обычного хозяйства. Однако Фауст не готов «жить без размаху» . По просьбе Дьявола ведьма готовит Фаусту зелье, после которого тело доктора «набирается жару» , и к нему возвращается утраченная молодость.

Улица

Фауст, увидев на улице Маргариту (Гретхен), поражен ее красотой. Доктор просит Мефистофеля свести его с ней. Дьявол отвечает, что только что подслушал ее исповедь – она невинна, как маленький ребенок, поэтому у нечистой силы нет над ней власти. Фауст ставит условие: либо Мефистофель устраивает сегодня их свидание, либо он расторгнет их договор.

Вечер

Маргарита размышляет о том, что многое бы отдала, чтобы узнать, кем был тот, встретившийся ей мужчина. Пока девушка уходит из своей комнаты, Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок – шкатулку с драгоценностями.

На прогулке

Мать Маргариты отнесла подаренные драгоценности к священнику, так как поняла, что это подарок нечистой силы. Фауст распоряжается подарить Гретхен что-то другое.

Дом соседки

Маргарита рассказывает соседке Марте, что обнаружила у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Соседка советует ничего не говорить о находке матери, начиная надевать украшения постепенно.

К Марте приходит Мефистофель и сообщает о выдуманной смерти ее мужа, который ничего не оставил своей жене. Марта спрашивает, можно ли получить бумагу, подтверждающую кончину мужа. Мефистофель отвечает, что он вскоре вернется с другом, чтобы дать показания о смерти, и просит Маргариту тоже остаться, так как его друг «отличный малый» .

Сад

Прогуливаясь с Фаустом, Маргарита рассказывает, что она живет с матерью, ее отец и сестра умерли, а брат служит в армии. Девушка гадает на ромашке и получает ответ «Любит» . Фауст признается Маргарите в любви.

Лесная пещера

Фауст скрывается от всех. Мефистофель рассказывает доктору, что Маргарита очень сильно по нему тоскует и боится, что Генрих остыл к ней. Дьявола удивляет, что Фауст так просто решил отступиться от девушки.

Сад Марты

Маргарита делится с Фаустом, что ей очень не нравится Мефистофель. Девушке кажется, что он может их предать. Фауст, отмечает невинность Маргариты, перед которой Дьявол бессилен: «О, чуткость ангельских догадок!» .

Фауст дает Маргарите пузырек со снотворным, чтобы она могла усыпить свою мать, и им удалось в следующий раз побыть наедине дольше.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Валентин, брат Гретхен, решает расправиться с возлюбленным девушки. Юноша огорчен тем, что она навлекла на себя стыд связью без брака. Увидев Фауста, Валентин вызывает его на поединок. Доктор убивает юношу. Пока их не заметили, Мефистофель и Фауст скрываются, уезжают из города. Перед смертью Валентин наставляет Маргариту, говоря, что девушка должна беречь свою честь.

Собор

Гретхен присутствует на церковной службе. Позади девушки злой дух нашептывает ей мысли о том, что Гретхен виновна в смерти матери (не проснувшейся от снотворного зелья) и брата. Кроме того, все знают, что девушка носит под сердцем ребенка. Не выдерживая навязчивых дум, Гретхен падает в обморок.

Вальпургиева ночь

Фауст и Мефистофель наблюдают за шабашем ведьм и колдунов. Прогуливаясь вдоль костров, они встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму-старьевщицу, Лилит, Медузу и других. Неожиданно одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, доктору привиделось, что девушка обезглавлена.

Пасмурный день. Поле

Мефистофель рассказывает Фаусту, что Гретхен долго нищенствовала и теперь попала в тюрьму. Доктор в отчаянии, он упрекает в случившемся Дьявола и требует, чтобы тот спас девушку. Мефистофель замечает, что это не он, а сам Фауст загубил Маргариту. Однако, подумав, соглашается помочь – Дьявол усыпит смотрителя, а после унесет их подальше. Завладеть же ключами и вывести Маргариту из темницы придется самому Фаусту.

Тюрьма

Фауст входит в темницу, где сидит Маргарита, напевая странные песенки. Она лишилась рассудка. Приняв доктора за палача, девушка просит отстрочить кару до утра. Фауст объясняет, что перед ней ее возлюбленный и им нужно поспешить. Девушка рада, но временит, говоря ему, что он охладел к ее объятьям. Маргарита рассказывает, как усыпила до смерти мать и утопила в пруду дочь. Девушка бредит, просит Фауста выкопать могилы для нее, ее матери и брата. Перед смертью Маргарита просит спасения у бога. Мефистофель говорит, что она осуждена на муки, но тут доносится голос свыше: «Спасена!» . Девушка умирает.

Часть вторая

Акт первый

Императорский дворец. Маскарад

Мефистофель в образе шута предстает перед императором. В тронной зале начинается Государственный совет. Канцлер сообщает, что страна находится в упадке, у государства недостаточно денег.

Сад для гулянья

Дьявол помог государству решить проблему безденежья, провернув аферу. Мефистофель пустил в оборот ценные бумаги, залогом которых стало находящееся в недрах земли золото. Сокровище когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока одураченные люди расплачиваются акциями.

Темная галерея

Фауст, представший при дворе в роли кудесника, сообщает Мефистофелю, что обещал императору показать античных героев Париса и Елену. Доктор просит Дьявола помочь ему. Мефистофель дает Фаусту ключ-направитель, который поможет доктору проникнуть в мир языческих богов и героев.

Рыцарский зал

Придворные ожидают появления Париса и Елены. Когда появляется древнегреческая героиня, дамы начинают обсуждать ее недостатки, однако Фауст очарован девушкой. Перед зрителями разыгрывается сцена «похищения Елены» Парисом. Потеряв самообладание, Фауст пытается спасти и удержать девушку, но духи героев внезапно испаряются.

Акт второй

Готическая комната

Фауст лежит в своей старой комнате без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что ставший теперь известным ученым Вагнер все еще ожидает возвращения своего учителя Фауста, а сейчас находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе

К Вагнеру, находящемуся у нескладных приборов, является Мефистофель. Ученый рассказывает гостю, что хочет создать человека, так как, по его мнению, «прежнее детей прижитье для нас – нелепость, сданная в архив» . Вагнер создает Гомункула.

Гомункул советует Мефистофелю отнести Фауста на празднество Вальпургиевой ночи, а затем улетает вместе с доктором и Дьяволом, покинув Вагнера.

Классическая Вальпургиева ночь

Мефистофель опускает Фауста на землю, и он, наконец, приходит в себя. Доктор отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Перед дворцом Менелая в Спарте

Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы Форкиады, что царь Менелай (муж Елены) послал ее сюда в качестве жертвы для жертвоприношения. Ключница помогает спастись героине от смерти, помогая сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елену приводят в замок Фауста. Он сообщает, что царице теперь принадлежит все в его замке. Фауст направляет свои войска против идущего на него с войной, желающего отомстить Менелая, а сам с Еленой укрывается в подземном мире.

Вскоре у Фауста и Елены рождается сын Эвфорион. Мальчик мечтает подпрыгнуть так, «чтоб ненароком небес достигнуть одним наскоком» . Фауст пытается отгородить сына от беды, но тот просит оставить его в покое. Взобравшись на высокую скалу, Эвфорион прыгает с нее и падает мертвым у ног родителей. Горюющая Елена говорит Фаусту: «На мне сбывается реченье старое, Что счастье с красотой не уживается» и, со словами «прими меня, о Персефона, с мальчиком!» обнимает Фауста. Тело женщины исчезает, и в руках у мужчины остаются только ее платье и покрывало. Одежды Елены превращаются в облака и уносят Фауста прочь.

Акт четвертый

Горная местность

К скалистому гребню, который ранее был дном преисподней, на облаке подплывает Фауст. Мужчина раздумывает над тем, что с воспоминаниями о любви уходит вся его чистота и «сущность лучшая» . Вскоре на семимильных сапогах к скале прилетает Мефистофель. Фауст говорит Мефистофелю, что его самым большим желанием является построить плотину на море и

«Любой ценою у пучины
Кусок земли отвоевать» .

Фауст просит помощи у Мефистофеля. Неожиданно раздаются звуки войны. Дьявол объясняет, что император, которому они ранее помогли, попал в тяжелое положение после раскрытия обмана с ценными бумагами. Мефистофель советует Фаусту помочь монарху вернуться на престол, за что в награду он сможет получить берег моря. Доктор и Дьявол помогают императору одержать блестящую победу.

Акт пятый

Открытая местность

К старикам, любящей супружеской паре Бавкиде и Филемону наведывается странник. Когда-то старики ему уже помогли, за что он им очень благодарен. Бавкида и Филемон живут у моря, рядом находится колокольня и раскинулась липовая роща.

Дворец

Состарившийся Фауст возмущен – Бавкида и Филемон не соглашаются покинуть берег моря, чтобы он мог воплотить в жизнь свою идею. Их дом находится именно на том месте, которое теперь принадлежит доктору. Мефистофель обещает разобраться со стариками.

Глубокая ночь

Дом Бавкиды и Филемона, а с ним липовая роща и колокольня, были сожжены. Мефистофель сообщил Фаусту, что они пытались выгнать стариков из дома, но те от испуга умерли, а гость, сопротивляясь, был убит слугами. Дом же загорелся случайно от искры. Фауст проклинает Мефистофеля и слуг за глухоту к его словам, так как он желал справедливого обмена, а не насилья и разбоя.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель приказывает лемурам (замогильным призракам) рыть могилу для Фауста. Ослепший Фауст слышит стук лопат и решает, что это рабочие воплощают в жизнь его мечту:

«Кладут границу бешенству прибоя
И, как бы землю примирив с собою,
Возводят, вал и насыпи крепят» .

Фауст приказывает Мефистофелю «вербовать сюда работников без счету» , постоянно отчитываясь ему о продвижении работ. Доктор размышляет о том, что хотел бы увидеть дни, когда свободный народ трудится на свободной земле, тогда он мог бы воскликнуть: «Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!» . Со словами: «И это торжество предвосхищая, Я высший миг сейчас переживаю» , Фауст умирает.

Положение в гроб

Мефистофель ожидает, когда дух Фауста покинет тело, и он сможет представить ему их договор, подкрепленный кровью. Однако появляются ангелы и, оттиснув бесов от могилы доктора, уносят бессмертную сущность Фауста в небо.

Заключение

Трагедия И. В Гете «Фауст» является философским произведением, в котором автор размышляет над вечной темой противостояния в мире и человеке добра и зла, раскрывает вопросы познания человеком тайн мира, самопознания, затрагивает важные в любые времена вопросы власти, любви, чести, справедливости и многие другие. В наши дни «Фауст» считается одной из вершин немецкой классической поэзии. Трагедия входит в репертуар ведущих театров мира, была много раз экранизирована.

Тест по произведению

После прочтения краткой версии трагедии – попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 2028.



Вверх