Биография энрико карузо. Краткая биография энрико карузо Последняя партия Карузо

Не только величайший талант, но и человек с уникальным характером, о гранях которого можно судить по интересным случаям, которые происходили с артистом.

Шутник и любитель розыгрышей

Потрясающий голос, легендарная личность - Энрико Карузо знаком общественности как непревзойденный гений, однако современники певца знали его и как человека с отличным чувством юмора. Причем проявлял он его иногда прямо на сцене. До сих пор вспоминают случай: одна из певиц случайно потеряла во время исполнения партии кружевные панталоны. Но никто этого не заметил, потому как девушка успела пихнуть их ногой под стол. Никто, кроме Карузо. Он медленно подошел к столу, поднял панталоны и с важным видом поднес их певице.

Известно и его пренебрежительное отношение к политикам. Так, на встрече с испанским королем в его резиденцию Карузо явился со своими макаронами, уверяя, что они вкуснее королевских. До сих пор цитируют и его знаменитое обращение к американскому президенту - «Господин Президент, вы почти так же знамениты, как я».

Тенор-катастрофа

Энрико Карузо несколько раз становился свидетелем и иногда участником катастроф. Однажды в Сан-Франциско, где гастролировал Карузо, прошло землетрясение. Пострадала и гостиница, в которой проживал певец. Но тогда Карузо отделался лишь испугом и снова нашел место для юмора. Когда друзья тенора встретили его в полуразрушенной гостинице с мокрым полотенцем на плече, он пожал плечами и сказал: «Я же говорил, что случится непоправимое, если я возьму верхнюю ноту». Еще несколько раз жизни певца угрожала опасность: однажды прямо во время спектакля произошел взрыв в театре, после этого в особняк Карузо проникли грабители, а еще певца шантажировали мошенники, вымогая крупную сумму денег.

Энрико Карузо. Фото: www.globallookpress.com

Избирательный профессионал

Карузо одним из первых оперных певцов начал записываться на граммофонных пластинках, и делал это в крупных масштабах. Так, певец записал около 500 альбомов, каждый из которых расходился огромным числом копий. Самыми продаваемыми стали «Смейся, паяц!» и «Паяц». Известно также, что Карузо чрезвычайно трепетно относился к композициям и предпочитал исполнять все партии на языке оригинала. Он считал, что никакой перевод не может донести до зрителей всех задумок композитора.

Плохой актер

Несмотря на безупречный голос, которым восхищался весь мир, Карузо частенько упрекали в отсутствии актерских навыков. Особенно старалась пресса и завистники. Но фраза, которую однажды произнес Федор Шаляпин заставила замолчать всех ненавистников: «За те ноты, ту кантилену, ту фразировку, которой обладает великий певец, вы обязаны простить ему все».

Верный профессии

Энрико Карузо знал не только все свои партии, но и партии всех своих партнеров по спектаклю: вживаясь в образ, он не выходил из него, пока не затихнут последние аплодисменты. «В театре я просто певец и актер, но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор», - говорил Карузо.

Последний свой спектакль, 607-й по счету, Карузо играл уже тяжело больным. Он вытерпел все мучительные 5 актов оперы, после чего окончательно слег. Зрители кричали «Бис», не зная, что слышали знаменитого тенора в последний раз.

(1873-1921) итальянский оперный певец

В биографии Энрико Карузо нет ничего необычного. Как и многие другие выдающиеся певцы, он обязан своим успехом прекрасным вокальным данным, трудолюбию и везению. Творческое становление Карузо происходило в те времена, когда ни о какой современной «раскрутке» с помощью видеозаписей или дисков не могло быть и речи.

И тем не менее, Энрико Карузо стал известен нашим современникам, поскольку именно он ввел в практику певца обязательные записи на пластинках, благодаря которым и сохранился его великолепный голос. Именно о нем великий дирижер Артуро Тосканини сказал в свое время: «Этот неаполитанец заставил весь мир говорить о себе». Несмотря на то, что в Италии поют, казалось бы, все, талант мальчика был замечен еще в детстве. Он родился в Неаполе в семье сторожа и к шестнадцати годам уже отличался звонким голосом, умело аккомпанируя себе на гитаре. Однако на этом он не остановился и стал брать уроки у пианиста Скирарди и маэстро де Лютно. Известный певец баритон Миссиано научил Карузо нескольким популярным песням. А по праздникам и в дни больших событий Энрико пел в хоре в церкви Святой Анны.

Первый успех пришел к нему в 1888 году, когда преподаватель церковного института патер Бронцетти выбрал его для исполнения партии в одноактной опере М. Фазанаро «Разбойники» в небольшом театре при церкви. В то время Энрико учился в вечерней гимназии.

Однажды его голос услышал певец Г. Верджине. Он сразу же оценил его возможности и уговорил отца Энрико отдать сына в Храм бельканто, как тогда называли школу пения, которой руководил сам Верджине. Там под его руководством и начал в полную меру раскрываться талант юноши. Отец согласился отдать сына, чтобы избавиться от лишнего рта, он не очень-то верил в обещания маэстро. Но сам юноша к тому времени уже был заражен искусством и с жадностью бросился изучать историю и искусство пения.

Вскоре учитель показал своего ученика известному тенору Мазини, который нашел, что у Энрико Карузо уникальный по красоте голос, но его еще нужно развивать и совершенствовать. Оценка была лестной и многообещающей, но Карузо был молод, ему хотелось быть знаменитым прямо сейчас, а тут нужно было смирять свой темперамент, лишать себя многих удовольствий. Однако благодаря железной дисциплине, огромному трудолюбию и в немалой степени честолюбию Энрико Карузо в конце концов стал тем, кем его знают миллионы поклонников.

Путь певца в большое искусство не был усеян розами. Его дебют в опере Морелли «Друг Франческо» в 1894-1895 году остался незамеченным. Лишь через год, благодаря усилиям импресарио Ф. Дзукки он познал свой первый успех в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка». Теперь он получает приглашения петь по всей Италии. И Карузо совершает свое первое гастрольное турне, выступив в Александрии, Казерте, Мессине, Салерно, на Сицилии.

ЭнрикоКарузо обретает материальную стабильность и одновременно попадает в зависимость. Он ангажирован на целый сезон, но плата за выступления пока что минимальная. Правда, в Палермо он выступит вместе с известной певицей сопрано А.Джакетти-Ботти, обладавшей не только прекрасной внешностью, но и драматическим талантом. Карузо сразу же влюбился в нее, позже Ада ответила на его чувство, но их отношения складывались весьма непросто. От Ады у Карузо было двое сыновей, которых он потом забрал вместе с собой в Нью-Йорк, потому что Ада постоянно гастролировала. Она никак не соглашалась бросить сцену, чтобы посвятить себя семье. В конце концов это привело к разрыву. Некоторое время воспитывать сыновей певцу помогала сестра Ады - Рина, но вскоре и она оставила его дом. Лишь через десять лет, в 1918 году, к певцу пришло наконец настоящее счастье. Он встретил Дороти Блекленк и влюбился в нее страстной, юношеской любовью. Вскоре они поженились, несмотря на протесты родителей Дороти. Она стала настоящей матерью сыновьям Энрико Карузо. Вскоре у Энрико и Дороти родилась и собственная дочь, которую назвали Глорией. Теперь певец был по-настоящему счастлив.

Настоящий дебют Карузо прошел на сцене миланского театра «Ла Скала» в ноябре 1897 года. По традиции лишь после успеха на этой прославленной сцене певец обретал истинное признание и перед ним открывались пути на все сцены мира. Успех Энрико Карузо рос от спектакля к спектаклю, и в конце месяца ему предложили контракт с невиданной суммой оплаты - тысячу лир за один выход.

Лишь один город не принял славы певца - его родной Неаполь. Тамошние театральные заправилы не могли простить великому тенору, что он давал бесплатные спектакли и лишил их заработка. Готовился скандал, но талант Карузо победил. Как и везде, спектакль закончился овацией. После этого певец поклялся никогда более не петь на неаполитанской сцене. Тем не менее он каждый год возвращался в Неаполь, проводил время с друзьями, много и охотно пел для них.

Ему довелось выступать на сценах почти всех ведущих театров мира. Наиболее успешным для певца был 1902 год, когда он выступил с Нелли Мельба в Монте-Карло. Международная известность пришла к нему после успешного выступления в том же году на сцене театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Но почти каждый год Энрико Карузо находил время для того, чтобы выступить на сцене «Ла Скала».

К тридцати годам в его репертуаре насчитывалось более пятидесяти опер. Он очень тщательно отбирал материал и мог выучить понравившуюся ему партию всего за несколько дней. Вот что вспоминал выдающийся польский пианист И. Падеревский о его голосе: «Секрет успеха Карузо заключается в чудеснейшем слиянии воедино эмоций певца, внутренней выразительности и техники, что придавало его искусству красоту, эмоциональность, потрясающие слушателей».

В год своего тридцатилетия, Энрико Карузо перешагнул еще один важный рубеж - выступил на сцене американской «Метрополитен-опера». Хотя к этому времени он объехал практически весь мир, именно эта сцена считалась высшей точкой карьеры любого исполнителя. Он дебютировал в Нью-Йорке в роли Герцога в опере «Риголето» Дж.Верди в «Метрополитен-опера» и навсегда завоевал американскую публику. После первого же спектакля директор театра подписал с Карузо контракт на целый год. Так маэстро поселился в Нью-Йорке.

Впоследствии, Энрико Карузо регулярно появлялся на этой сцене вплоть до последнего года своих выступлений - 1920-го. Всего же он спел практически в 40 операх, участвуя более чем в 600 представлениях.

Репертуар Энрико Карузо поражает: он знал более ста опер на разных языках, более чем в восьмидесяти из них пел. Кроме того, он исполнял бесчисленное количество песен любого жанра, пел на английском, французском, немецком и испанском языках, от классических произведений церковной музыки до итальянских романсов XIX - начала XX века.

Несмотря на свою несколько тучноватую фигуру, Карузо считался неплохим актером. В США он снялся в нескольких звуковых фильмах. Кроме того, он много и успешно записывался на пластинки: стал первым в истории певцом, который сохранил практически все свои выступления в записях.

Собственное музыкальное творчество певца не было обширным: он оставил после себя несколько романсов - «Старые времена», «Серенада», «Сладостные муки» (последний написан вместе с Бертелеми).

Он был также известен как блестящий рисовальщик, карикатурист, оставивший сотни шаржей на своих друзей и знакомых - Крейслера, Леонкавалло, Сафонова, Тосканини, Тиренделли. Вместе с фотографиями Энрико Карузо, где он был изображен в разных ролях, эти карикатуры издавались с 1906 года в Нью-Йорке еженедельником «Фоллиа».

Последний год жизни сложился для Энрико Карузо весьма драматически. Во время исполнения оперы «Эликсир любви» в Бруклинской Академии он начал кашлять кровью. Тогда великий тенор еще не знал, что его последней работой станет роль Элеазара в опере «Дочь кардинала» Алеви в «Метрополитен-опера» на рождество 1920 года. Ему была сделана срочная операция на легком. Врачи сделали все, что было в их силах, и состояние певца начало улучшаться. Но выступать на сцене он больше не мог. Перед отъездом в Неаполь Карузо рекомендовал дирекции театра молодого певца. Это был начинавший свой путь Беньямино Джильи, будущий великий певец, ставший достойным преемником Карузо.

Чтобы окончательно восстановить свои силы, маэстро переехал в Неаполь. Но болезнь не отступила, и в августе 1921 года он скончался, оплакиваемый многими своими поклонниками. Его похоронили в хрустальном гробу, поставленном в специальной часовне. Лишь через пятнадцать лет гроб был закрыт и тело предали земле.

Еще при жизни выдающегося певца ему посвящались многие музыкальные произведения, и эта традиция сохранилась до сих пор. Популярный итальянский певец Лучо Далла, например, создал песню, которая так и называется - «Карузо», и записал ее вместе с другим великим тенором - Лучано Паваротти . А еще один гениальный тенор - Марио Ланца - сыграл роль певца в фильме «Великий Карузо», тем самым также отдав дань его памяти.

Enrico Caruso / Энрико Карузо

Ruggero Leoncavallo, "Pagliacci", ariozo Canio " Recitar!" - "Vesti la giubba"

Giacomo Puccini, Tosca-Act I, Recondita armoni (Cavaradossi)


Великого итальянского тенора Энрико Карузо называют королём оперного искусства. Его голос поражает красотой и необыкновенной выразительностью звучания. Энрико знал более ста опер на разных языках, исполнял бесчисленное количество песен любого жанра. «Властителем людских сердец» считал его публицист Никола Даспуро. Газета «Фигаро» писала о Карузо как об артисте «со слезой в голосе», певце, который пел с такой выразительностью и с таким теплом, как никто другой. Сам артист, перечисляя качества, необходимые для того, чтобы стать великим певцом, называл «широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и… кое-что в сердце»!

Энрико Карузо родился 25 (по некоторым источникам — 26 и даже 27) февраля 1873 года в Неаполе, в семье рабочего-механика. С детства он был захвачен оперной музыкой и неаполитанскими песнями. Юный Карузо пел по праздникам в хоре церкви Святой Анны. Оценив его талант, маэстро Гульельмо Верджине пригласил 19-летнего Энрико в свою школу пения Храм бельканто.

Официальный дебют Карузо состоялся в неаполитанском театре Нуово 24 декабря 1895 года. Малоизвестная опера Морелли «Друг Франческо» была освистана публикой. Правда, галёрка неистово аплодировала Карузо, но там были его друзья.

На молодого певца обратил внимание театральный агент Франческо Дзукки. Он напечатал афишу, на которой было начертано крупными буквами: «В опере выступит замечательный тенор Энрико Карузо». Уловка Дзукки удалась: его подопечный снискал успех.

Триумф певца рос от спектакля к спектаклю. Но пройдёт восемь лет, прежде чем Карузо завоюет признание не только в Италии, но и за её пределами. Молодой тенор гастролировал в крупнейших театрах мира. Миланский «Ла Скала», «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Колон» в Буэнос-Айресе, «Сан-Карло» в Неаполе, прославленные оперные театры Петербурга и Москвы и многие другие театры Европы и Америки хотят видеть на своей сцене Карузо.

В 1903 году Энрико приехал в США. Он заключил контракт с «Метрополитен-опера» и вскоре стал её первым солистом. В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех. Летопись театра «Метрополитен-опера» констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за одиннадцать часов до начала представления!

Энрико Карузо считался самым высокооплачиваемым оперным певцом мира, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в «Метрополитен-опера». Руководитель театра Джулио Гатти-Казацца утверждал, что «никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

Миллиардер Генри Смит, чтобы получить согласие Карузо на выступление в его доме, предложил артисту сумму на доллар больше, чем «Метрополитен-опера». Другой миллиардер вёл переговоры с итальянским тенором о серии концертов в зале его дворца.

Карузо был законодателем моды в Америке и Европе. Многие артисты подражали ему в манере держаться на сцене. Причёска «под Карузо» была очень популярна в начале века. О его любви к вещам ходили легенды. В гардеробе певца всегда было не менее пятидесяти костюмов и восьмидесяти пар обуви.

По словам биографа Витторио Торторелли, великий Карузо был властелином толпы. Но он был добрый, весёлый человек, остро и глубоко реагировавший на дружеские чувства; несмотря на богатство и именитость, он был готов щедро помогать людям, доставлять им радость и счастье.

Высокого мнения о нём были коллеги. Джакомо Пуччини, впервые услышав в исполнении 24-летнего Карузо арию Каварадосси из «Тоски», воскликнул: «Ты послан мне самим Богом!»

Фёдор Иванович Шаляпин, с которым Карузо связывали не только несколько совместных выступлений, но и тёплые дружеские отношения и общая страсть к рисованию, в одном из интервью рассказал о своей первой встрече с великим итальянцем на сцене «Ла Скала»: «Карузо произвёл на меня самое очаровательное впечатление, весь его облик олицетворял сердечную доброту. А его голос — это идеальный тенор. Каким наслаждением было петь с ним вместе!»

Осенью 1907 года в порту Нью-Йорка собралась большая группа эмигрантов из Италии. Для того чтобы попасть в Америку, им необходимо было иметь с собой не менее 50 долларов. У большинства семей такой суммы не оказалось. И тут кто-то вспомнил о Карузо. Когда певцу сообщили о проблеме соотечественников, он тут же выделил эмигрантам необходимую сумму. Позже он не раз устраивал благотворительные концерты в пользу земляков.

История с эмигрантами имела неожиданное продолжение. Зимой к певцу пришёл мальчик с букетом цветов и конвертом, в который были вложены 50 долларов. Это итальянская семья пекарей с благодарностью возвращала певцу долг. Энрико тут же отправился к пекарю в гости. Весело, по-семейному, Карузо провёл с земляками вечер. И, конечно, не забыл вернуть им деньги.

Каждый год Энрико посещал Неаполь. Он помогал друзьям, как только мог: одевал, давал деньги, устраивал на работу. Карузо пел для них в таверне неаполитанские песни.

Слава и богатство не вскружили голову Карузо даже тогда, когда он достиг зенита и обрёл идолопоклонников. Он остался скромным, хотя и не лишённым экстравагантности, — такой уж был склад его натуры.

В один из летних дней в саду парижского кафе выступали бродячие музыканты. Мальчик играл на аккордеоне, а старик, вероятно, его отец, обходил столики с тарелкой в руках. Элегантный представительный господин в соломенной шляпе, куривший сигару, с любопытством следил за происходящим. Он был крайне удивлён, когда увидел всего несколько монет в тарелке, — мальчик играл прекрасно. Выяснив, что музыканты — итальянцы из Бари, он попросил мальчика сыграть «О моё солнце».

Когда зазвучала мелодия, господин, надвинув на лоб соломенную шляпу, запел во весь голос знаменитую песню ди Капуа, жестом руки предлагая старику обходить посетителей. Очень скоро тарелка наполнилась монетами до краёв, а потом ещё и ещё раз. По голосу кто-то узнал Карузо. Бродячие музыканты стояли потрясённые. Энрико Карузо — а это был действительно он, — сияя от удовольствия, радостно смеялся. Народ уже толпился у входа сада-ресторана. Друзья поспешили увести певца из кафе.

Карузо, как истинно великий человек, подсмеивался над своей славой и часто рассказывал следующую историю. Однажды у Карузо сломалась машина, и, пока её чинили, он был вынужден остановиться у местного фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнёс: «Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого путешественника Робинзона Карузо!»

А вот ещё одна известная история. Когда Карузо, уже прославленный певец, пришёл в банк, чтобы получить по чеку значительную сумму, оказалось, что у него нет при себе документов.

— Но я же Карузо! — воскликнул он.

— А чем вы это докажете? — спросил клерк.

Певец нахмурился, потом его лицо просветлело. Он запел арию Каварадосси из оперы «Тоска». Исполнение было столь великолепным и чистым, что восхищённый банковский служащий тут же выдал ему деньги.

Рассказывали, что, взяв как-то высокую ноту, Карузо разбил висевшую рядом люстру. Американский отоларинголог Уильям Ллойд зафиксировал в голосе Карузо 560 колебаний в секунду. От такого колебания могли лопнуть оконные стёкла.

В Берлине в одном из театров узнали, что Карузо — заядлый курильщик и бросает повсюду непотушенные окурки. К нему приставили пожарного, который следовал за ним с ведром повсюду, где бы он ни находился.

В Мехико Карузо пел «Кармен» под открытым небом на Пласа де Торос в присутствии тридцати тысяч зрителей. Объявление о выступлении Карузо было вывешено лишь за день до спектакля. На афише была простая надпись: «Поёт Карузо». Мексиканцы брали места штурмом. Более десяти тысяч человек не смогли попасть на концерт. Ни силы властей, ни дождь, обрушившийся во время спектакля на импровизированный театр, не могли заставить охваченную экстазом бурлящую толпу, готовую на любые жертвы, покинуть площадь.

По окончании последней сцены, вызвавшей всеобщий восторг, Карузо удалился под охраной полиции, приставленной следить за общественным порядком. Нужно было уберечь Карузо от неистовства восторженных поклонников.

В чём причина триумфа Карузо? Певец попытался ответить на этот вопрос в своём письме жене Дороти: «Наверное, тем, что в этот раз я пел, как никогда в жизни. Нечеловеческим напряжением всех сил мне удалось посредством голоса передать публике мои чувства и переживания, добиться духовного единения с ней. И это захватило её».

Карузо пользовался большим успехом у женщин. У дверей его гостиничного номера дежурили поклонницы — наследницы богатейших семей Америки. В августе 1918 года 45-летний тенор женился на американке Дороти Парк Бенджамен. Через год у них родилась дочь Глория. Кроме того, у Карузо было два внебрачных сына — Энрико и Рудольфо.

24 декабря 1920 года Карузо выступал в театре «Метрополитен-опера» последний раз. Это было шестьсот седьмое появление артиста на сцене этого театра. Карузо пропел пять актов «Дочери кардинала». Публика неистово аплодировала, кричала «бис». Но певец был уже серьёзно болен. У Карузо развивался в тяжёлой форме гнойный плеврит, и многочисленные операции лишь продлили его жизнь.

Энрико Карузо умер утром 2 августа 1921 года в Неаполе. Ему было всего 48 лет. Тело великого певца было набальзамировано и выставлено в центральном зале отеля «Везувио» в хрустальном гробу. Три дня и три ночи прощались итальянцы со своим кумиром. Прах Карузо погребён в Неаполе, на кладбище Пьянто, в специально возведённой капелле.

В сентябре 1921 года из Америки в Неаполь была доставлена огромная восковая свеча весом в пять центнеров — дар американского народа. Свечу планировали зажигать раз в год перед изображением Богоматери в память великого артиста, кумира миллионов. Эту гигантскую свечу отлили в Нью-Йорке по заказу «Объединённых больниц», институтов и приютов Америки, которым Карузо оказывал помощь.

Тысячи туристов из всех стран мира стекаются ежегодно в морское предместье Неаполя Санта-Лючия, посещают небольшое кладбище Пьянто, театр Сан-Карло — места, связанные с именем Карузо, чтобы почтить его память.

Сторожа закрытой часовни, где покоится Карузо, оберегают её от причуд посетителей. Одна нью-йоркская студентка осталась на кладбище после его закрытия, для того чтобы побыть в обществе великого певца до восхода луны. Пожилая женщина, тоже американка, готова была отдать последние деньги за то, чтобы ей разрешили посидеть до ночи на ступеньках часовни и воскресить воспоминание о том, как в далёкие дни своей молодости она слушала Карузо.

К счастью, остались записи голоса Энрико Карузо: он стал первым певцом, чей репертуар был записан на пластинках, а знаменитое ариозо «Смейся, паяц!» разошлось миллионным тиражом. Всего же Карузо было напето около 500 пластинок с более чем 200 произведениями!

Многие тенора преклоняются перед талантом Энрико Карузо. Однажды Лучано Паваротти остановился в гостинице «Эксцельсиор». Узнав, что Карузо обычно жил в соседней гостинице «Везувий», он сказал себе, что в следующий раз обязательно остановится в «Везувии» и, если возможно, в его номере. «Затрудняюсь объяснить, почему мне так захотелось, — писал Паваротти. — Может быть, это дань уважения, может быть, признательность, может быть, суеверие. Возможно, я подумал, что, пока буду жить там, он научит меня чему-то ещё в искусстве пения».

Трудно не согласиться с Торторелли, заявившим: «Память о Карузо будет жить до тех пор, пока в сердцах людей не угаснет любовь к музыке, пению и великим артистам».



Recitar!… mentre preso dal delirio

Non so più quel che dico e quel che faccio!
Eppur… è d’uopo… sforzati!
Bah! Sei tu forse un uom?
Tu se" Pagliaccio!

Vesti la giubba, e la faccia infarina.
La gente paga e rider vuole qua.
E se Arlecchin t’invola Colombina,ridi,
Pagliaccio, e ognun applaudirà!
Tramuta in lazzi lo spasmo ed il pianto,
in una smorfia il singhiozzo e’l dolor — Ah!
Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto.
Ridi del duol che t’avvelena il cor.



Recondita armonia di bellezze diverse!
È bruna Floria, l’ardente amante mia.
E te, beltade ignota, cinta di chiome bionde,
Tu azzurro hai l’occhio,
Tosca ha l’occhio nero!

L’arte nel suo mistero,
le diverse bellezze insiem confonde…
Ma nel ritrar costei,
Il mio solo pensiero,
Ah! il mio sol pensier sei tu,
Tosca, sei tu!


Энрико Карузо – это великий певец, имя которого, без сомнений, известно во всех уголках нашей необъятной планеты. Его песни и чарующий вокал являют собой образец высшего музыкального искусства. Именно поэтому его композиции легко перешагнули границы стран и континентов, прославив имя великого итальянца на много десятков лет.

Но что же такого уникального было в творчестве этого выдающегося тенора? Как развивалась его судьба, и насколько долгим был его путь к вершинам музыкального искусства? Раскрыть некоторые тайны, связанные с жизнью и творчеством великого маэстро мы попытаемся сегодня. В нашем биографическом обзоре вы найдете все самые интересные факты из жизни неподражаемого итальянского классика.

Ранние годы, детство и семья Энрико Карузо

Энрико Карузо появился на свет двадцать пятого февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили достаточно бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми, щедрыми и открытыми людьми.

Своему любимому сыну они всегда желали самого лучшего, а потому полностью поддержали его в тот момент, когда он заявил, что хотел бы учиться музыке.

С самых ранних лет Энрико Карузо пел в церковном хоре. Данное увлечение стало для мальчика подлинным наваждением в тот период, когда его мама начала часто болеть и вскоре умерла. Как впоследствии вспоминал сам великий тенор, долгое время он искренне считал, что только в церкви его почившая мать сможет услышать его пение.

Однако некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги.

Во время одного из подобных «уличных концертов» нашего сегодняшнего героя заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине. Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрико Карузо стал заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя.

Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

Энрико Карузо - O Sole Mio

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены.

Звездный путь Энрико Карузо

После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах. А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала».

После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.

посвящённая Энрико Карузо

Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии.

Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс.

Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

Кончина Карузо, причина смерти

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

Личная жизнь Энрико Карузо

Доподлинно известно о том, что еще в молодости Энрико долгое время был влюблен в оперную певицу Аду Джакетти, которая долгое время являлась фактически его гражданской женой. Несмотря на пылкий роман в один прекрасный день, девушка просто сбежала от певца с молодым шофером.

После этого наш сегодняшний герой сочетался браком с девушкой по имени Дороти, которая до конца своих дней носила его фамилию и всегда оставалась подле Карузо. После смерти легендарного тенора супруга исполнителя написала несколько публикаций о его жизни.

- не только величайший талант, но и человек с уникальным характером, о гранях которого можно судить по интересным случаям, которые происходили с артистом.

Шутник и любитель розыгрышей

Потрясающий голос, легендарная личность - Энрико Карузо знаком общественности как непревзойденный гений, однако современники певца знали его и как человека с отличным чувством юмора. Причем проявлял он его иногда прямо на сцене. До сих пор вспоминают случай: одна из певиц случайно потеряла во время исполнения партии кружевные панталоны. Но никто этого не заметил, потому как девушка успела пихнуть их ногой под стол. Никто, кроме Карузо. Он медленно подошел к столу, поднял панталоны и с важным видом поднес их певице.

Известно и его пренебрежительное отношение к политикам. Так, на встрече с испанским королем в его резиденцию Карузо явился со своими макаронами, уверяя, что они вкуснее королевских. До сих пор цитируют и его знаменитое обращение к американскому президенту - «Господин Президент, вы почти так же знамениты, как я».

Тенор-катастрофа

Энрико Карузо несколько раз становился свидетелем и иногда участником катастроф. Однажды в Сан-Франциско, где гастролировал Карузо, прошло землетрясение. Пострадала и гостиница, в которой проживал певец. Но тогда Карузо отделался лишь испугом и снова нашел место для юмора. Когда друзья тенора встретили его в полуразрушенной гостинице с мокрым полотенцем на плече, он пожал плечами и сказал: «Я же говорил, что случится непоправимое, если я возьму верхнюю ноту». Еще несколько раз жизни певца угрожала опасность: однажды прямо во время спектакля произошел взрыв в театре, после этого в особняк Карузо проникли грабители, а еще певца шантажировали мошенники, вымогая крупную сумму денег.

Энрико Карузо. Фото: www.globallookpress.com

Избирательный профессионал

Карузо одним из первых оперных певцов начал записываться на граммофонных пластинках, и делал это в крупных масштабах. Так, певец записал около 500 альбомов, каждый из которых расходился огромным числом копий. Самыми продаваемыми стали «Смейся, паяц!» и «Паяц». Известно также, что Карузо чрезвычайно трепетно относился к композициям и предпочитал исполнять все партии на языке оригинала. Он считал, что никакой перевод не может донести до зрителей всех задумок композитора.

Плохой актер

Несмотря на безупречный голос, которым восхищался весь мир, Карузо частенько упрекали в отсутствии актерских навыков. Особенно старалась пресса и завистники. Но фраза, которую однажды произнес Федор Шаляпин заставила замолчать всех ненавистников: «За те ноты, ту кантилену, ту фразировку, которой обладает великий певец, вы обязаны простить ему все».

Верный профессии

Энрико Карузо знал не только все свои партии, но и партии всех своих партнеров по спектаклю: вживаясь в образ, он не выходил из него, пока не затихнут последние аплодисменты. «В театре я просто певец и актер, но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор», - говорил Карузо.

Последний свой спектакль, 607-й по счету, Карузо играл уже тяжело больным. Он вытерпел все мучительные 5 актов оперы, после чего окончательно слег. Зрители кричали «Бис», не зная, что слышали знаменитого тенора в последний раз.



Вверх