Биографии, истории, факты, фотографии. Генри филдинг биография Генри филдинг биография

Генри Филдинг (англ. Henry Fielding) - знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найденыша». Один из основоположников реалистического романа.

Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов: используя свои полномочия судьи, он вместе со своим братом Джоном создал называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, - «ищейки» с Боу-Стрит.

Отец Филдинга - офицер, дослужившийся под конец жизни до чина генерал-лейтенанта, принадлежал к обедневшей младшей ветви графского рода Дерби. Филдинг получил среднее образование в Итоне, одной из наиболее аристократических школ Англии. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета, где он учился около двух лет.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. В 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой. В 1739-1741 он издавал журнал «Боец» („The Champion“) - подражание «Зрителю» Эддисона, в 1745 издавал антиторийский журнал «Истинный патриот» („The True Patriot“). В последние годы выходили его «Журнал якобита» („The Jacobite’s Journal“, 1747-1748) и «Ковент-гарденский журнал» („The Covent-Garden Journal“, 1752).
В конце 1748 Филдинг получил назначение на пост мирового судьи в Вестминстере, который он сохранил за собою до конца жизни. Работа, связанная с этой должностью, поглощала все силы Филдинга и окончательно подорвала его здоровье. В 1754 по совету врачей он предпринял морское путешествие в Лиссабон, где и умер вскоре после приезда (эти последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755, посмертно).

В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).
Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда - Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.
Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, - входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.
Толчком к созданию «Джозефа Эндрьюса» послужила «Памела» Ричардсона. Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в услужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового литературного жанра - «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьёзный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр - настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, - противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.
Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрьюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника - черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе - единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы - с точки зрения Филдинга - огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием - задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблема человеческой природы - основная проблема для всего просветительства XVIII века - занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, - говорит один из персонажей Филдинга. - Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.
«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.
Если в «Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный «благородный лорд» и другие), общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов Филдинга. В посвящении «Эмилии» Аллену говорится об обличительных задачах книги:

Эта книга искренне предназначена к тому, чтобы способствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглых злоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частную жизнь нашей страны.

Однако они достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрьюса» или «Тома Джонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первый план романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса - слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедей Барроу). Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книг Филдинга; в отличие от «Джозефа Эндрьюса» и «Тома Джонса», развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии. Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («Джозеф Эндрьюс»), Филдинг в «Эмилии» заметно приближается к нему. Характерно, что в то время как «Джозеф Эндрьюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и «безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-Garden Journal», 1752).
Статья о «Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением «Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается от Аристофана и Рабле, которыми он еще недавно восхищался в «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном, положительно отзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».

Значение

«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI-XVII веков, и в лице французского «комического романа» XVII века. (Сорель, Скаррон, Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, - жизнь плебейских «низов» общества, - используется ими почти неизменно в плане гротеска. В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века. Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего «абсурдного и чудовищного».

План
Введение
1 Биография
2 Пьесы
3 Романы
4 Литературный стиль
5 Значение

Введение

Генри Филдинг (англ. Henry Fielding , 22 апреля 1707 Шарфам,Сомерсет, Англия - 8 октября 1754, Лиссабон) - знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа "История Тома Джонса, найденыша ". Один из основоположников европейского реалистического романа.

Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов, создав (вместе со своим братом Джоном), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, - "ищейки" с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), используя свои полномочия судьи.

1. Биография

Филдинг Генри, английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.

Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719–1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом Старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшийся для него проблемами с законом, Фильдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728–1730), где он учился около двух лет и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ, жестоко критикуются правительством под руководством сэра Роберта Уолпола.

Закон о театральной цензуре 1737 года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump ), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крадок и двоих детей, в 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.

Ему недоставало денежного чутья, что означало, что он и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен , богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом Сквайра Олверти в романе «Том Джонс ». После смерти Филдинга, Аллен обеспечил его детей поддержкой и дал им образование.

Филдинг никогда не прекращал писать политические сатиры и сатиры на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех, как для печатной пьесы. Он также печатал целый ряд работ в журналах-ежедневниках. Филдинг пишет для периодических изданий Тори, как правило, под псевдонимом "Капитан Геркулес уксус" (Captain Hercules Vinegar ). В конце 1730-х гг и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-Якобитские взгляды в сатирических статьях и в газетах. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэля Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэля Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых "консервативных" сатириков предыдущего поколения (в частности, Джо́натана Свифта и Джона Гейя).

Марка СССР

Дальше последовал роман «Джозеф Эндрус » (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьезного романиста. В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies . Это был роман "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого ". Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела » и «Джозеф Эндрюс ». Это сатира на Уолпола, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уальдом , печально известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, коими руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать ""Великим Человеком"(распространенный эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: будучи повешенным.

Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг » (The Female Husband ) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянной занятостью мошенничеством, обманом, и притворством. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) - это тщательно построенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах "Том Джонс" и "Амелия", умерла в 1744 году. Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением – жениться на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.

Несмотря на это, его последовательный анти-Якобизм и поддержка Английской Церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение "ищейки" с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна , они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это не означает, однако, что Фильдинг выступал против смертной казни как таковой, о чем свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751, на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда , он был признан виновным в грабеже и приговорен к виселице. Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» с Боу-стрит за свою способность в одиночку распознавать преступников по их голосам. В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналомпод названием «Ковент-Гарден », который он публиковал под псевдонимом "сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании " до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов "армии с Граб Стрит" и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper War of 1752–1753 ).

Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, до такой степени, что в 1754 он уехал за границу в Португалию в поисках лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755.

В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).

Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда - Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.

Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, - входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).

Титульная страница «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса»

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.

Генри Филдинг (1707-1754) происходил из обедневшей аристократической семьи, отец его был офицером, имевшим много детей, Генри был старшим из 12. Генри рано потерял мать, мачеха не была к нему добра. Бабушка по матери хотела забрать его к себе, но отец не отдавал старшего сына, спор из-за мальчика был передан в суд и затянулся на много лет. Сиротство, семейное неблагополучие и судебная волокита били первыми жизненными впечатлениями будущего писателя.

Он учился в привилегированном Итонском колледже, затем поступил на филологический факультет Лейденского университета (в Голландии), не закончил курса из-за недостатка денег. Он решил собственными силами завоевывать место в жизни: писал пьесы для театра, одно время сам руководил театром. Филдинг начал писать и ставить пьесы, стал комедиографом. Успех имела его шуточная пьеса: «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого-Мальчика-с-пальчик» (1730). Поклонник и последователь Свифта, Филдинг мог гордиться: мрачный Свифт от души смеялся, когда смотрел эту комедию. Эта веселая сказочная пьеса была небезобидна: Филдинг высмеивал партию вигов и возглавлявшего правительство министра Роберта Уолпола, известного взяточника. В комедиях Филдинга политическая сатира занимала первое место.

Филдинг стал известным автором комедий, его театр пользовался популярностью. Он женился по любви на прелестной девушке, у них подрастали дети. Но эта счастливая полоса его жизни была оборвана в 1737 году специальным законом о театральной цензуре, который издал Роберт Уолпол, чтобы остановить разоблачительную деятельность Филдинга. Театр Филдинга был закрыт, передан другой труппе, ему было запрещено писать пьесы. Голод и нищета стали уделом его семьи.

И тогда писатель решил овладеть новой профессией. В 30 лет он поступает в юридическую школу, где его товарищами были 15-летние мальчики, закончив обучение, Филдинг служит судьей в одном из районов Лондона до конца жизни и отличается безукоризненной честностью: к нему не смели обращаться с предложением взяток. По роду своей деятельности он часто наблюдал ужасавшие его картины народной нужды, растущего пьянства бедняков, многие впечатления отразились потом в его романах.

Романы Филдинг начал писать в 1742 году. Толчком послужил успех Ричардсона, его романа “Памела”. Филдинг не мог согласиться с Ричардсоном, видевшим спасение одинокой, беззащитной молодой женщины только в ее стойкости и добродетели. Кроме того, Филдинга оттолкнули некоторые ханжеские черты в облике Памелы. Появилась великолепная пародия на “Памелу” — “История приключений Джозефа Эндрьюса и его друга Абраама Адамса” (1742). С нее начался новый творческий взлет Филдинга: бессмертную славу он завоевал как романист.

Несмотря на многие горести, болезнь, Филдинг сохранял бодрость и жизнерадостность. В те годы, когда читатели смеялись над героями его первого романа, автору пришлось пережить горькие потери: от лишений умерли его молодая жена, его старшая дочь. Осталось двое детей. Позднее Филдинг женился на преданной служанке Мэри Дэниэль. От второго брака родилось двое детей. Громкая литературная слава и напряженная работа в суде не спасали писателя и его семью от нужды. Переутомленный, измученный Филдинг тяжело заболел, последние годы он мог передвигаться только на костылях; врачи посоветовали ему совершить путешествие на юг, в Португалию. В 1754 году он передал должность своему брату Джону и отправился в Лиссабон. Переезд по бурному морю окончательно подорвал здоровье писателя. На корабле (уже через силу) он вел «Дневник путешествия в Лиссабон». Денег, вырученных от публикации дневника, хватило лишь на покрытие долгов. На Родину Филдинг уже не вернулся: он умер 8 октября 1754 года, через два месяца после прибытия на лечение, похоронили его на английском кладбище в Лиссабоне.

Высшее достижение писателя — роман “История Тома Джонса, найденыша” , 1749 г. он имел такой успех, что за один год понадобилось четыре издания, не считая еще нескольких выпущенных издателями-“пиратами”, ни пенса не заплатившими автору. Книгу раскупали в первые же 2-3 дня, как только она появлялась в продаже.

Добрый юмор и смелая сатира сочетаются в произведениях Филдинга. Под его пером английский роман приобрел новые черты, которые будут характерны для него и в XIX веке. Филдинг отказался от эпистолярной формы романов Ричардсона, чрезвычайно популярных в его время, и избрал повествование от лица автора, отказавшись от мемуарной и эпистолярной форм; в произведении появились портрет, пейзаж, остроумный диалог, яркие бытовые сцены.

История Тома Джонса” вобрала в себя элементы всех видов прозаического повествования: приключенческий, плутовской, семейно-бытовой роман, роман “большой дороги”, социально-бытовой роман, охватывающий все стороны английской действительности XVIII века.

Сочинению предпослан эпиграф: “Mores hominum multorum vidit ” — “Видел нравы многих людей”. Филдинг взял его из “Поэтического искусства” Горация, а тот в этом стихе дал вольный перевод вступительных стихов “Одиссеи” Гомера. Эпиграф очень верно передает направленность книги: изображение характеров и обычаев героев из разных социальных групп. (Обычай — традиционно установившиеся правила общественного поведения. Нрав — 1) то же, что характер; 2) Обычай, уклад общественной жизни).

Композиция произведения своеобразна: книга состоит из восемнадцати частей, первые главы которых содержат в себе рассуждения автора на различные темы. Тем самым писатель разрушает иллюзию целостности художественного произведения. Филдинг критически изображает господствующие классы Англии, его симпатии отданы простым людям. Автор показывает различные сферы жизни, создает слепок с английской действительности. Главный герой Том показан в различных отношениях: семейных, дружеских, любовных, социальных и т. п.

Уже появление малютки в доме Олверти демонстрирует нравы разных людей: господ, слуг, обывателей. Весьма интересен образ Деборы Вилкинс, пожилой служанки, которая ловко подстраивается под ситуацию. Увидев младенца в кровати хозяина, она гневно высказывается: “Ночь хорошая, только ветрено немного и дождь идет; но если его закутать хорошенько да положить в теплую корзину, то два против одного, что проживет до утра, пока его не найдут. Ну, а не проживет, мы все-таки долг свой исполнили, позаботились о младенце... Да таким созданиям и лучше умереть невинными, чем расти и идти по стопам матерей, ведь от них ничего хорошего и ожидать нельзя”.

Он решительно приказал Деборе взять ребенка к себе на постель и распорядиться, чтобы кто-нибудь из служанок приготовил ему кашку и все прочее, на случай если он проснется. Он велел также, чтобы рано утром для ребенка достали белье поопрятнее и принесли малютку к нему, как только он встанет.

Миссис Вилкинс была так понятлива и относилась с таким уважением к своему хозяину, в доме которого занимала превосходное место, что после его решительных приказаний все ее сомнения мгновенно рассеялись. Она взяла ребенка на руки без всякого видимого отвращения к незаконности его появления на свет и, назвав его премиленьким крошкой, ушла с ним в свою комнату” (Гл.III ). Здесь хорошо видно, что нравственность героини скорее напускная, самым важным для нее является материальный интерес — желание сохранить свое выгодное место.

Изображая миссис Вилкинс, автор использовал иронию: "Каждый раз, как миссис Деборе случалось сделать что-либо чрезвычайное в угоду мисс Бриджет и тем несколько омрачить свое хорошее расположение духа, она обыкновенно отправлялась к этим людям и отводила душу, изливая на них и, так сказать, опоражнивая всю накопившуюся в ней горечь. По этой причине она никогда не бывала желанной гостьей, и, правду сказать, все единодушно ее боялись и ненавидели” (Гл. VI ).

Почти все главные персонажи романа списаны с натуры: Олверти — отчасти Джордж Литтлтон, школьный товарищ писателя, много ему помогавший, отчасти Ральф Аллен, добрый гения семьи автора. Софья вестерн — покойная жена Филдинга Шарлотта Крейдок.

Тому противопоставлен законный наследник имения — племянник мистера Олверти, Блайфил. Юноши воспитаны одним и тем же учителем, но глубоко различны по натуре. Резко противопоставлены холодный, расчетливый эгоизм Блайфила и искренняя, горячая (хотя иногда и безрассудная) доброта Тома. Оба они любят подругу их детских игр, дочь соседа, Софью Вестерн. Точнее, ее любит Том, а Блайфила привлекает ее приданое. Том смотрит на девушку с обожанием, рыцарски служит ей, но он убежден, что она никогда не станет его женой; Блайфил же, наоборот, не сомневается в будущем браке, заранее предрешенном обеими семьями.

Юный Блайфил ненавидит Тома, дурно истолковывает каждый его поступок, клевещет на него и, наконец, добивается его изгнания из дома. Выброшенный из уютной усадьбы, где он вырос, на большую дорогу странствий, Том подвергается жестоким опасностям и бедам. Насильственная вербовка в матросы, тюремное заключение, даже смертный приговор — все это обрушивается на юношу, ставшего беззащитным бедняком. Но интриги коварного Блайфила раскрыты, на помощь Тому приходят друзья, он освобожден из тюрьмы, и самое главное — открывается его подлинное происхождение.

Разница в поведении молодых людей (родных братьев, как выяснится в дальнейшем) объясняется не только различием их натур. У этого различия есть и социальные причины. Блайфил с детских лет привык считать себя богатым — Том отлично знает, что он — бедный найденыш, мальчик привязан к мистеру Олверти, благодарен ему за воспитание, но не допускает и мысли о каком-то наследстве: Том просто не думает о деньгах. Джонс предстает как естественный человек, живущий порывами, свободный от многих пороков цивилизованных людей. Он безрассуден, подчиняется порывам чувств, и это часто становится причиной его бед. Осуждая бесчувственного, расчетливого Блайфила, просветитель Филдинг не одобряет и пылкости Тома, который, увлекаясь, доставляет много страданий Софье. Писатель, следую идеям Просвещения, утверждает мысль о том, что разум должен быть добрым и верным советником человека.

Любимый герой автора далек от образа идеального молодого человека: он горяч, несдержан в своих порывах, способен на безрассудства, часто совершает аморальные проступки (связь с Молли Сигрим, госпожой Вотерс, леди Белластон). Но Филдинг не боялся показать своего героя таким, каков он есть на самом деле. В представлении писателя Том обладает лучшими качествами: он способен придти на помощь и не думает о собственной выгоде. Том воплощает авторский идеал деятельного добра, самоотверженности, человечности. В основе всего лучшего в человеке Филдинг выделяет стремление к добру, естественную добродетель. Но человек многозначен, и Том не исключение: в романе большое место отводится описанию потасовок, в которых участвует герой, так как автор хотел напомнить, что человек бывает разным. В таких ситуациях герой часто выходит за рамки морали. Но Том всегда и во всем остается человеком: его безрассудства и проступки не влекут для него никакой выгоды, не приносят другим ущерба.

Тема социального неравенства занимает в романе большое место: автор изображает действительность как сферу, где торжествует зло. Символом общественных пороков в романе становится образ Блайфила: в нем сочетаются себялюбие, корысть, лицемерие. При этом все свои дурные поступки он прикрывает благими намерениями, поэтому его так трудно разоблачить. Автор использует иронию для характеристики пороков своих героев.

Г. Филдинг показывает социальные проблемы через изображение личных отношений героев: Том и Софья не могут соединиться, так как у молодого человека нет состояния и имени; Блайфил видит в Томе соперника в получении наследства, поэтому всячески вредит ему, даже скрывает предстмертное письмо своей матери.

В образе Тома есть много донкихотских черт. Том, как и герой Сервантеса, одержим стремлением заступаться за обиженных. Иногда он жестоко ошибается в людях. Ошибка — его постоянная, самоотверженная помощь лесному сторожу Черному Джорджу, пьянице и вору. Но чаще Том действительно помогает торжеству Добра над Злом, восстановлению справедливости. Он спасает от грабителей одинокого старика (Горного отшельника), защищает от гнусного убийцы неизвестную ему женщину; устраивает судьбу бедной девушки мисс Миллер, убедив ее жениха поступить по совести. Однажды Том обезоруживает человека, пытавшегося его ограбить. Этот человек оказывается несчастным безработным, впервые вышедшим на большую дорогу, чтобы спасти от голода жену и детей (так юрист Филдинг показывает подлинные причины растущей преступности). Том, сам бедняк, приходит на помощь этой обнищавшей семье.

В своем романе писатель изображает наиболее распространенные людские пороки: зависть, злобу, корысть, снобизм, лживость. Самыми развращенными оказываются представители столичной аристократии, Филдинг отмечает, что высокое положение в обществе еще не является гарантией высокой нравственности. Сатирически изображены леди Белластон и лорд Фелламар. Светская дама стремится завлечь Тома в свои сети, использовать его в качестве любовника, но в брачных отношениях с ним видит для себя опасную ловушку. Она лицемерна и развращена. Лорд Фелламар необычайно глуп, но при этом высокомерен. Он готов пойти на преступление, чтобы добиться своей цели — жениться на Софье Вестерн.

Поместное дворянство представлено образами сквайра Олверти и сквайра Вестерна. Это контрастные типы людей: Олверти добр, справедлив, рассудителен, благороден, а Вестерн горяч, порывист, груб, хотя при этом он самый нежный и заботливый отец, пока дело не касается вопросов состояния и знатности. Он тепло относится к Тому, высоко о нем отзывается, но о браке с ним своей дочери не может и слышать, так как Том — подкидыш. Сословные предрассудки для сквайра очень важны. Ни Софья, ни Олверти не могут противостоять грубости Вестерна. Образ сквайра Вестерна — одна из блестящих удач Филдинга; это типичный деревенский помещик, грубый, обожающий охоту, деспотичный, но все же способный вызвать дружескую усмешку и сочувствие читателя

Любовь Тома Джонса и Софьи изображается как сложная жизненная драма: она меньше всего напоминает безмятежную идиллию. На протяжении почти всего романа Тому и Софье не удается встретиться и объясниться, хотя они все время думают друг о друге. Вначале, поклоняясь Софье, но считая свою любовь безнадежной, пылкий юноша увлекается легкомысленной деревенской девушкой Молли Сигрим. Это приводит Софью в отчаяние. Будучи порядочным человеком, Том решает жениться на Молли, он настаивает на этом, вызывая негодование своего опекуна. Том отказывается от этого намерения, только убедившись в крайнем легкомыслии Молли. Но теперь он считает себя недостойным Софьи, а обстоятельства уводят его далеко от родного дома. Новые недоразумения, провинности, измена Тома разъединяют влюбленных. Главная ошибка Тома — непонимание характера и чувств Софьи, недостаточная вера в ее любовь.

Филдинг полемизирует с Ричардсоном: предметом его насмешек стал роман “Кларисса”, что проявилось в образе Софьи. Она поставлена автором в то же положение, что и героиня Ричардсона, но действует по-другому. Отец и тетка решили выдать ее за нелюбимого человека. Софья не знает, где находится Том, изгнанный из поместья Олверти. Но девушка смело бежит из дома, уезжает в Лондон одна, предпочитает любые лишения браку с ненавистным человеком. Сцена бегства Софьи дана в юмористических тонах. Софья скачет на лошади, преследуемая своим отцом, падает, теряет муфту и деньги, вновь спасается бегством. Сквайр Вестерн гонится за ней, но на развилке дорог видит убегающую лисицу. После минутного колебания он следует не за дочерью, а за зверем, так как инстинкт охотника сильнее других чувств. Если героини Ричардсона постоянно взывали к Богу, как к единственному прибежищу, то Софья не обнаруживает никакого интереса к религии: она надеется только на свои силы.

В Лондоне героиня попадает в сложное положение, которое угрожает ее чести — подвергается преследованию лорда Фелламара. В роковую минуту ее спасает отец, шумный сквайр Вестерн, неожиданно появляющийся в доме леди Белластон..

Роман реалистичен, что проявляется в живости характеров: каждый персонаж метко и выразительно охарактеризован как с внешней стороны, так и своими поступками и речами. Филдинг противопоставляет контрастные образы: деспот и консерватор Вестерн и добродетельный Олверти, чопорная светская дама леди Белластон и Молли Сигрим, доходящая в своей простоте до крайности.

Индивидуализации образов Филдинг достигает и при помощи языка героев: речь Вестерна насыщена охотничьим жаргоном (“Ага, лис попался, поблизости должна быть и лисичка. Ату ее, ату!”). Речь Блайфила корректна, изобилует благочестивыми оборотами. Герои приобретают особую яркость. Но у Филдинга нет развития характера.

Счастливый конец романа (женитьба Тома на Софье и позорное изгнание Блайфила), конечно, приносит огромное удовлетворение читателю, но не содержит той жизненной правды и социальной остроты, которые характерны для романа в целом. Такой стандартный happy end стал обязательным для английского романа, и лишь иногда писатели (в том числе Ричардсон в “Клариссе”) осмеливались возвыситься над ним. Но в целом живое обаяние молодых героев Филдинга, правдивые картины буржуазно-помещичьей Англии и богатство художественных средств — все это делает “Историю Тома Джонса” шедевром английской литературы. Филдинг придал английскому роману то своеобразие, которое он сохранит на протяжении многих десятилетий.

Стоит отметить, что традиции Г. Филдинга на рубеже XVIII-XIX веков использовала при создании своих романов английская писательница Джейн Остин, взявшая на вооружение и принцип иронии, и изображение "смешанных характеров" — сочетающих в себе достоинства и недостатки. Традиции Филдинга нашли продолжение и в романах У. Теккерея, что свидетельствует о важности использованных им художественных принципов, получивших широкое распространение в литературе реализма. Глава из нового учебника


© Елена Исаева Годы творчества: Жанр: Дебют:

«Любовь в различных масках»

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов: используя свои полномочия судьи, он вместе со своим братом Джоном (англ.) русск. создал называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, - «ищейки» с Боу-Стрит (англ.) русск. .

Биография

Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719-1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом-старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшейся для него проблемами с законом, Филдинг отправился в Лондон , где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден , чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728-1730), где он учился около двух лет и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ жестко критиковались правительством под руководством Канцлера казначейства сэра Роберта Уолпола .

Закон о театральной цензуре 1737 года , как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump ), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крэдок и двоих детей, в 1737 году Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 году получил звание адвоката . К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.

Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен , богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом сквайра Олверти в романе «Том Джонс ». После смерти Филдинга, Аллен материально поддерживал его детей и дал им образование.

Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех для печатной пьесы. Он также публиковался в журналах-ежедневниках. Филдинг писал для периодических изданий тори , как правило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain Hercules Vinegar ). В конце 1730-х годов и в начале 1740-х годов Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-якобитские взгляды в сатирических статьях. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэла Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэла Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириков предыдущего поколения (в частности, Джонатана Свифта и Джона Гейя).

Дальше последовал роман «Джозеф Эндрюс » (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьёзного романиста. В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies . Это был роман «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого ». Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела » и «Джозеф Эндрюс ». Это сатира на Уолпола , которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уалдом , печально известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, которыми руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать «Великим Человеком» (распространённый эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: когда он будет повешен.

Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг » (The Female Husband ) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянным интересом к теме мошенничества, обмана, притворства. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс () - это тщательно построенный плутовской роман , запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744 году . Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением - женился на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.

Несмотря на это, его последовательный анти-якобизм и поддержка Англиканской церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году , подразделение «ищеек» с Боу-стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна , они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это не означает, однако, что Филдинг выступал против смертной казни как таковой, о чём свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751 году , на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда, он был признан виновным в грабеже и приговорён к виселице. Несмотря на то, что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» (Слепой Клюв) с Боу-стрит за свою способность самостоятельно распознавать преступников по их голосам. В январе 1752 года , Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналом под названием « Ковент-Гарден», который он публиковал под псевдонимом « сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с Граб-стрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов ( Paper War of 1752-1753).

Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия (в частности, он поддерживал Элизабет Каннинг) совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, и в 1754 году он уехал в Португалию для лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“ , .

Пьесы

Романы

Титульная страница «Истории приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса»

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах : «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“ , ), «История Тома Джонса, найдёныша» („The History of Tom Jones, a Foundling“ , ) и «Эмилия» („Amelia“ , ), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“ , вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в .

Толчком к созданию «Джозефа Эндрюса» послужила «Памела» Ричардсона . Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в услужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрюса» выходит далеко за пределы простой пародии . Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознаёт и провозглашает себя творцом нового литературного жанра - «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьёзный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр - настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, - противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.

Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики . Задача художника - черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе - единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы - с точки зрения Филдинга - огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием - задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своём романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.

Проблема человеческой природы - основная проблема для всего просветительства XVIII века - занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, - говорит один из персонажей Филдинга. - Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют её к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.

Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

Если в «Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный «благородный лорд» и другие), общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов Филдинга. В посвящении «Эмилии» Аллену говорится об обличительных задачах книги:

Эта книга искренне предназначена к тому, чтобы способствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглых злоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частную жизнь нашей страны.

Однако они достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрюса» или «Тома Джонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первый план романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса - слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедей Барроу). Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книг Филдинга; в отличие от «Джозефа Эндрюса» и «Тома Джонса», развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии. Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («Джозеф Эндрюс»), Филдинг в «Эмилии» заметно приближается к нему. Характерно, что в то время как «Джозеф Эндрюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и «безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-Garden Journal», 1752).

Статья о «Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением «Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается от Аристофана и Рабле , которыми он еще недавно восхищался в «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном , положительно отзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».

Литературный стиль

В то время как Дефо и Ричардсон пытались скрыть вымышленный характер своих произведений под прикрытием «мемуаров» и «литературных произведений», соответственно, Генри Филдинг занял позицию, которая представляла собой некое новое отклонение в прозаической беллетристике, что ни в коей мере не являет собой усилия, для того чтобы скрыть литературные приемы его романов. На самом деле, он был первым крупным писателем, который открыто признал, что его проза была чистой выдумкой. Кроме того, по сравнению с его главным соперником и современником, Ричардсоном, Филдинг представляет своему читателю гораздо более широкий спектр характеров, взятых из всех социальных классов.

Отсутствие у Филдинга психологического реализма (чувства и эмоции его героев, редко анализируются очень глубоко) можно, пожалуй, простить, ввиду его острой озабоченности выявлением универсального порядка вещей. Можно утверждать, что роман «Том Джонс » отражает основные неоклассические взгляды автора - характер есть нечто, чем индивидуум одарён при рождении, часть естественного порядка жизни или системы. Персонажи в романах Филдинга также, в значительной мере типичны, например: Сквайр Вестерн - это типичный грубый и неотёсанный сквайр-тори, одержимый лишь охотой на лис, выпивкой и приобретением новой собственности.

Так комический эпос Филдинга, содержит целый ряд прекрасных, но по существу неизменных (статичных) характеров, чьи мотивы и поведение в значительной степени предопределены. В их изображении мало эмоциональной глубины, и сложные реалии интерактивных человеческих отношений, которые являются столь же неотъемлемой частью современного романа, не представляют для Филдинга значительной важности. Возможно, характер, который мы узнаем лучше всего, является всезнающий рассказчик (то есть Филдинг), чьей компанией наслаждаются некоторые из его читателей.

Значение

«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI -XVII веков , и в лице французского «комического романа» XVII века . (Сорель , Скаррон , Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, - жизнь плебейских «низов» общества, - используется ими почти неизменно в плане гротеска . В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века . Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры , от всего «абсурдного и чудовищного».

Основные сочинения

  • The Masquerade - поэма (Первая публикация Филдинга)
  • Любовь в различных масках - Love in Several Masques - пьеса, 1728
  • Rape upon Rape - пьеса, 1730.
  • The Temple Beau - пьеса, 1730
  • The Author’s Farce - пьеса, 1730
  • The Letter Writers - пьеса, 1731
  • The Tragedy of Tragedies; or, The Life and Death of Tom Thumb - пьеса, 1731
  • Grub-Street Opera - пьеса, 1731
  • The Modern Husband - пьеса, 1732
  • The Lotterry - пьеса, 1732
  • The Covent Garden Tragedy - пьеса, 1732
  • The Miser - пьеса, 1732
  • The Intriguing Chambermaid’7 - пьеса, 1734
  • Пасквин - Pasquin - пьеса, 1736
  • Евридика - Eurydice Hiss’d - пьеса, 1737
  • The Historical Register for the Year 1736 - пьеса, 1737
  • Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс - An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews - роман, 1741
  • История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса - The History of the Adventures of Joseph Andrews and his Friend, Mr. Abraham Abrams - роман, 1742
  • История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого - The Life and Death of Jonathan Wild, the Great - роман, 1743
  • Miscellanies - сборник сочинений, 1743, содержи поэму Part of Juvenal’s Sixth Satire, Modernized in Burlesque Verse
  • Женоподобный супруг - The Female Husband or the Surprising History of Mrs Mary alias Mr George Hamilton, who was convicted of having married a young woman of Wells and lived with her as her husband, taken from her own mouth since her confinement - памфлет, 1746
  • История Тома Джонса, найденыша - The History of Tom Jones, a Foundling - роман, 1749
  • A Journey from this World to the Next - 1749
  • Амелия - Amelia - роман, 1751
  • Ковент-Гарден - The Covent Garden Journal - журнал, 1752
  • Journal of a Voyage to Lisbon - рассказы о путешествиях, 1755
  • The Fathers: Or, the Good-Natur’d Man. - пьеса, 1778

Литература

  • Роджерс П. Генри Филдинг: Биография / Пэт Роджерс / Пер. с англ., послесловие и комментарий В. Харитонова; Ред. Н. Осколкова.. - М .: Радуга, 1984. - 208 с. - 50 000 экз. (в пер., суперобл.)

Генри Филдинг – английский писатель и драматург XVIII века – родился 22 апреля 1707 года предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 году вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.

Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719-1725 ), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом-старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшейся для него проблемами с законом, Филдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 он поехал в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728-1730 ), где он учился около двух лет, и вынудила вернуться в Лондон. В Лондоне, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ жестко критиковались правительством под руководством Канцлера казначейства сэра Роберта Уолпола.

Закон о театральной цензуре 1737 , как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крэдок и двоих детей, в 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.

Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему помогал Ральф Аллен, меценат и основатель первой в Англии частной почтовой службы, который впоследствии послужил прототипом сквайра Олверти в романе «Том Джонс». После смерти Филдинга, Аллен материально поддерживал его детей и дал им образование.

Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех для печатной пьесы. Он также публиковался в журналах-ежедневниках. Филдинг писал для периодических изданий тори, как правило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain Hercules Vinegar). В конце 1730-х и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать свои либеральные и антиякобитские взгляды в сатирических статьях. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэла Ричардсона «Памела», в 1741 Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэла Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириков предыдущего поколения (в частности, Джонатана Свифта и Джона Гейя).

Дальше последовал роман «Джозеф Эндрюс» (1742 ), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. В 1743 Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого».

Его анонимно опубликованный в 1746 «Женоподобный супруг» (The Female Husband) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянным интересом к теме мошенничества, обмана, притворства. Лучшая работа Филдинга, «Том Джонс» (1749 ) - это тщательно построенный плутовской роман, запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744 . Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением - женился на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.

Несмотря на это, его последовательный анти-якобизм и поддержка Англиканской церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 подразделение «ищеек» с Боу-стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. В январе 1752 года Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналом под названием «Ковент-Гарден», который он публиковал под псевдонимом «сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с Граб-стрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper War of 1752-1753).

Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия (в частности, он поддерживал Элизабет Каннинг) совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, и в 1754 он уехал в Португалию для лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер 8 октября 1754 года в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского английского кладбища (Cimeterio Ingles). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755 .

Основные произведения Генри Филдинга :

The Masquerade - поэма (Первая публикация Филдинга)
Любовь в различных масках - Love in Several Masques - пьеса, 1728
Rape upon Rape - пьеса, 1730 .
The Temple Beau - пьеса, 1730
The Author’s Farce - пьеса, 1730
The Letter Writers - пьеса, 1731
The Tragedy of Tragedies; or, The Life and Death of Tom Thumb - пьеса, 1731
Grub-Street Opera - пьеса, 1731
The Modern Husband - пьеса, 1732
The Lotterry - пьеса, 1732
The Covent Garden Tragedy - пьеса, 1732
The Miser - пьеса, 1732
The Intriguing Chambermaid’7 - пьеса, 1734
Пасквин - Pasquin - пьеса, 1736
Евридика - Eurydice Hiss’d - пьеса, 1737
The Historical Register for the Year 1736 - пьеса, 1737
Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс - An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews - роман, 1741
История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса - The History of the Adventures of Joseph Andrews and his Friend, Mr. Abraham Abrams - роман, 1742
История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого - The Life and Death of Jonathan Wild, the Great - роман, 1743
Miscellanies - сборник сочинений, 1743 , содержи поэму Part of Juvenal’s Sixth Satire, Modernized in Burlesque Verse
Женоподобный супруг - The Female Husband or the Surprising History of Mrs Mary alias Mr George Hamilton, who was convicted of having married a young woman of Wells and lived with her as her husband, taken from her own mouth since her confinement - памфлет, 1746
История Тома Джонса, найденыша - The History of Tom Jones, a Foundling - роман, 1749
A Journey from this World to the Next - 1749
Амелия - Amelia - роман, 1751
Ковент-Гарден - The Covent Garden Journal - журнал, 1752
Journal of a Voyage to Lisbon - рассказы о путешествиях, 1755
The Fathers: Or, the Good-Natur’d Man. - пьеса, 1778



Вверх