Аварцы численность и место проживания. Национальность аварец: история, происхождение, обычаи

Численность и расселение

Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана , а отчасти и равнины (Буйнакский , Хасавюртовский , Кизилюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне , Калмыкии и других субъектах РФ (всего - 999,8 тыс. чел., включая андо-цезские народы , 2002 год). Основная область расселения аварцев в Дагестане - бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу). 28 % аварцев проживает в городах ().

«Очень сложным и противоречивым сегодня, - вынужден был в 2005 году с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, - является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Поэтому приводимые в различных источниках данные о численности потомков аваров являются весьма приблизительными, в частности, и в Турецкой Республике . Но если учесть высказывания дагестанского востоковеда А. М. Магомеддадаева, что „на территории современной Турции к 1920-м годам имелось более 30 дагестанских селений, 2/3 которых состояло из аваров“ и, „со слов дагестанцев-старожилов, живущих в этой стране, в настоящее время здесь насчитывается не более 80 тысяч дагестанцев“, то путём несложных подсчётов можно вывести количество потомков аваров, проживающих к данному моменту в Турецкой республике - свыше 53 тыс.чел» .

Районы исторического проживания аварцев в Дагестане:

Аварское Койсу

Антропология

Фрагмент надгробия XX века (Гунибский район, хутор Сех)

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы . Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке . Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, - турецким и азербайджанским на уровне родного.

Религия

Резной камень из с. Хотода. (Гидатль )

Крест с надписями на аварском и грузинском языках, на основе грузинского алфавита.

Подавляющее большинство верующих аварцев - мусульмане -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI-XIII века) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X веке . Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах , Галла, Тинди , Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X веков. Начав в середине VII века первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV веке в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди . Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудеи.

Происхождение и история

Хунз - кавказские хуны «Земли Трона»

Одними из предков аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана (в том числе и там, где в средневековый период находилась Авария) племена сильвов и андаков . По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев , однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Согласно античным источникам, каспии жили на равнине, а не в горах. В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») - кочевой народ из Центральной Азии , вероятно - протомонголо-восточно-иранского происхождения, вобравший в себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказцев» , (а позднее - угров и тюрок), хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. Согласно Британской Энциклопедии, евразийские авары - народ неясного происхождения. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат: Й. Маркварт, О. Прицак , В. Ф. Минорский , В. М. Бейлис , М. Г. Магомедов , А. К. Аликберов, Т. М. Айтберов, . Последний считает, что пришлый этнический элемент способствовал реорганизации и консолидации аварского народа не только силой оружия: «Есть основания полагать, что правители доисламского „Авара“, располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии , поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и, причём, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию - как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке , арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть - на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи (в литературе на русском языке распространена ошибочная транскрипции - «Эрдели»), хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX века находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов. Выдающийся немецкий исследователь Карл Менгес считал аваров протомонголами, «чьи следы», якобы, «обнаруживаются в Дагестане».

Возможно, ситуацию с существованием разных «аваров» возможно несколько проясняет высказывание Хауссига Г. В., полагавшего, что реальными аварами следует считать всё же племена «уар» и «хуни», что же касается имени «авар» у иных народов, то в данном случае мы имеем дело, по-видимому, с чем-то вроде грозного прозвища: "Слово «авары» являлось прежде всего не названием определённого народа, а было обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Славянское обозначение великанов «обры» - авары также позволяет предполагать это старое значение. .

Государственные образования

Остатки замка в с. Хотода (Гидатль )

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI веку. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди . Сарир достиг наивысшего расцвета в -XI веках , являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство . Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X век) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X века прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите Византийской империи . Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу XII века Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономическую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, - сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии и западные даргинские территории в отличие от остального Дагестана не были затронуты монгольским нашествием XIII века . В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан () сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джелал ад-Дина и его союзников - кыпчаков . События, связанные со вторым походом, происходили следующим образом: весной 1239 года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа аланскую столицу Магас , отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до агульского села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельствуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и весной 1240 года овладели их главным опорным пунктом - селом Кумух . Мухаммед Рафи отмечает, «что обитатели Кумуха сражались с большим мужеством, и последние защитники крепости - 70 юношей - погибли в квартале Кикули. Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» - это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных действиях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами - «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», - подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова , правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV веке на древней территории Монголии … Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV века (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (< *bar < *ʔwar ) - вооружённое ополчение, народ-войско. Это обстоятельство предъявляло высокие требования к духовно-физической подготовке каждого потенциального «бодулав» (то есть «военнообязанного», «ополченца»), и, естественно, сказалось на культивировании среди аварской молодёжи таких видов единоборств без оружия как «хатбай» - разновидность спортивной драки, практиковавшей удары ладонями, «мелигъдун» (поединки с применением шеста, вкупе с ударной техникой ног) и борьбы на поясах. Впоследствии все они были вытеснены, в основном, вольной борьбой и восточными единоборствами, ставшими для аварцев подлинно национальными и весьма престижными видами спорта.

Аварская кухня

Хинка́л (от авар. хинкIал, где хинкI ‘галушка, варёный кусочек теста’ + -ал суффикс мн. ч.) - традиционное блюдо дагестанской кухни, одно из наиболее популярных и в наши дни. Представляет собой сваренные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом.

Хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда.

Примечания

  1. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения Российской Федерации
  2. Включая родственные аварцам андо-цезские народы : 14 народов общей численностью 48 646 человек
  3. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/per-itog/tab7.xls
  4. Включая родственные аварцам андо-цезские народы : 12 народов общей численностью 36 736 человек
  5. Этносостав населения Дагестана. 2002
  6. Цумадинский район
  7. Ахвахский район
  8. Включая родственные аварцам андо-цезские народы
  9. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  10. Включая родственные аварцам андо-цезские народы : 7 народов общей численностью 41 человек
  11. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4 - «Национальный состав и владение языками, гражданство». Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации
  12. Ethnic composition of Azerbaijan 2009
  13. www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/az/AP_/1_5.xls
  14. Политика, выборы, власть - Новости - ИА REGNUM
  15. Ethnic Groups of Georgia: Censuses 1926-2002
  16. Перепись населения Грузии 2002. Население сельских населённых пунктов (Census_of_village_population_of_Georgia) (груз.) - С. 110-111
  17. Атаев Б. М. Аварцы: язык, история, письменность. - Махачкала, 2005. - С. 21. - ISBN 5-94434-055-X

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Аварцы. «Свадебный характер»


Общие сведения

АВАРЦЫ - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по переписи 2009г., проживают 912 тыс. 90 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана.

Аварцы - древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци. Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличался от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака «I».

Знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах». («Не стой, не жди, прохожий, у дверей. Ты заходи иль прочь ступай скорей»).

Верующие аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а какие-то сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе. Например, будуалы - духи, покровительствующие охоте. На охоте человека, который совершил какой-нибудь греховный поступок, духи забрасывают камнями. Нормального охотника, то есть праведного, они, наоборот, приветствуют и угощают.


Очерки

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли

Аварцы - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по той же переписи, проживает 814 473 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци.

Аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а другие сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе.


Привели жениха к родне невесты

Об аварской мудрости ходят легенды. И вообще аварцы умеют найти выход из очень трудных ситуаций. Послушаем одну аварскую притчу.

Привели жениха к родне невесты. Принес он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно огромный и страшный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды.

Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста.

Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника дракон, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Дракон-аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.


Дракон загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста!

А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо, я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Дракон громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил дракон.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел дракон и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку-притчу и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

Ты прав! - воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожена:

Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!


Свадьба, обогащенная новыми обычаями

Раз зашел в этой аварской притче разговор о молодоженах, то самое время рассказать об аварской свадьбе. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. У аварцев есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и молодых людей.

Но неизменным остается главное: свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века аварцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX веке аварцы, как и многие другие дагестанские народы, придерживались эндогамии, то есть старались заключать браки в пределах своего аула. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами.

Самым крепким считался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки аварцев были немногочисленными.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ века были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. И дочерей это касалось в первую очередь. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, например, в городах гораздо больше вольностей и нововведений. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, а также и для некоторых других дагестанских народов не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности, этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у аварцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным. Он и практикуется лишь с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.


А мужчины поют героические песни

Ну а там, где свадьба, там и музыка, там и пение. Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров - 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль - зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Несколько слов об аварском языке. Он относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Свою письменность аварцы получили лишь после установления советской власти. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличается от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака I.


Надписи на дверях и воротах

Как известно, знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах».

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.
Ты заходи иль прочь ступай скорей.

Прохожий, не стучи, хозяев не буди,
Со злом пришел - уйди,
с добром пришел - входи.

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья:
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Я - джигит, и есть одна лишь
Просьба у меня:
Не входи, коль не похвалишь
Моего коня .


Но не только коня хочется нам похвалить. Хочется похвалить и того анонимного автора, который сочинил поучительную аварскую сказку «Лиса и змея».

Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.

Давай переплывем реку, - предложила лиса.

Но я совсем не умею плавать, - соврала змея.

Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.

Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.

Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.

Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.

Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! - закричала лиса.

Так тебе и надо, - ответила змея.

Ну что ж, видно, смерти не миновать, - простонала лиса. - Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твое лицо. Сделай последнее одолжение - дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.

Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, - сказала змея и приблизила голову к лисе.

Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег.

Здесь она освободилась от мертвой змеи и воскликнула:

Не доверяй друзьям, которые извиваются!

Легко догадаться, что эта мысль очень скоро стала аварской пословицей. Вот еще несколько интересных пословиц аварского народа, которые стоит намотать на ус:

Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню - один удар плетью.

Пчела и муха вместе не работают.

Пока дичь еще в горах, не ставь котел на огонь.

Из одного человека войска не будет, из одного камня башни не будет.

А вот очень интересная пословица, подчеркивающая высокую роль образования, а также искусства в аварском обществе:

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли.

От себя добавим, но только если этот карандаш попадет в талантливые руки.


Хозяйство и быт

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель.

Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. XIX в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино.

С кон. XIX в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с XVI в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда.

Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах).

Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. XX в. Имеются археол. находки VIII—X вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.


Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта.

Изделия XIX в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 году был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. XIX — нач. XX вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика.

Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.).

Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее.

Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

К вопросу о важных исторических вехах в жизни народа

Аварцы – один из крупных коренных народов Восточного Кавказа, проживающий главным образом на территории Дагестана и северо-восточного Азербайджана.

Аварский (леков Дагестана) герб 1735 г. Вахушти Багратиони

Численность и расселение

В Дагестане аварцы составляют около трети всего населения, или немногим около миллиона человек. В Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджана испокон веков проживали аварцы, численность которых сейчас составляет около 150 тысяч человек. Еще 50 тысяч аварцев из этого региона проживают в различных городах Азербайджана и Российской Федерации. На территории соседней Грузии – около 2 тысяч аварцев, большинство из которых живут в приграничных с Дагестаном и Азербайджаном районах – Кварельском и Лагодехском.

Самая многочисленная аварская диаспора имеется в Турции, где она образовалась еще в XIX веке. Всего в этой стране около 80 тысяч граждан дагестанского происхождения, из которых более 50 тысяч являются аварцами. В последнее время происходит концентрация аварцев в западных областях Турции, главным образом прилегающих к Мраморному морю. Центром аварской диаспоры в Турции традиционно является Ялова – небольшая область к югу от Стамбула, где живет около 10 тысяч аварцев, составляющих примерно 5% жителей данной провинции. Почти 15 тысяч аварцев проживают в Стамбуле, около 3 тысяч – в Анкаре, по 1 тысяче – в городах Сивас и Бурса и т. д. В Турции имеется около 40 аварских селений, расположенных в провинциях Ялова, Бурса, Сивас, Токат, Кахраман-Мараш, Муш, Адана, Ардаган.

Помимо Турции, с XIX века аварская диаспора сложилась и в Сирии, где на начало ХХ века было 5 аварских селений. Сейчас в этой стране осталось 2 селения, в которых проживают аварцы, – это Джисин и Дейрфуль. Они расположены в центральной части Сирии, относительно недалеко друг от друга, в провинциях Хама и Хомс. До начала гражданской войны в Сирии проживало около 5 тысяч аварцев, большинство из которых вынуждено было уехать из страны. Сейчас там не более 3 тысяч аварцев, а остальная часть диаспоры расселилась в Турции (в основном это провинции Газиантеп и Кахраман-Мараш), США (штат Нью-Джерси) и в Европе.

В других странах Ближнего Востока аварская диаспора малочисленна и в основном объединена с остальными северокавказскими народами в «черкесские общины». В Иране и в Ираке проживает по 3 тысячи лиц аварского происхождения. Главными центрами их расселения являются иранская провинция Фарс и иракский город Сулеймания. В Иране они называют себя черкесами и, являясь шиитами, уже давно утеряли родной язык и культуру, а в Ираке предпочитают называть себя «Дагистани» и также не владеют родным языком, хотя сохранили многие элементы традиционной культуры. Такая же ситуация сложилась в Саудовской Аравии, где в Медине и Мекке проживает около 2 тысяч арабов аварского происхождения. Они главным образом являются потомками аварских алимов, осевших в святых городах ислама в XVIII–XIX веках.

Всего в мире проживает около 1,5 миллиона аварцев, из которых 1,2 миллиона являются гражданами Российской Федерации, 200 тысяч – гражданами Азербайджанской Республики, более 50 тысяч – гражданами Турции и т. д.

История государственности

История аварского народа тесно увязана с прошлым дагестаноязычных народов, являющихся, наряду с родственными кавказскими народами, коренным, исконным населением Кавказа, признанного одним из древнейших очагов культуры и цивилизации. Еще до перехода к производящему типу хозяйствования, который произошел в горной части Аварии около 8 тысяч лет назад, наши предки проживали как на равнинной части Восточного Кавказа, так и в высокогорье, в частности на так называемой Чохской стоянке, обнаруженной на территории Гунибского района.

Основы государственности, заложенные в эпоху зарождения Кавказской Албании, т. е. еще до нашей эры, получили дополнительный импульс при поддержке Сасанидской династии, правившей Ираном в III–VI веках нашей эры. Именно тогда было основано общедагестанское государственное образование, известное в средневековой арабской литературе как Сарир. Столица его располагалась в Хунзахе, ставшем на многие века историческим центром аварской государственности. С древних времен территория проживания аварцев была вовлечена в важные политические процессы, происходившие на Ближнем Востоке.

Впервые руководитель аварского государства упоминается в античных источниках в связи с событиями 65 г. до н. э., когда легионеры римского полководца Помпея нанесли поражение многочисленному войску горцев в долине реки Алазани. Ими руководил царь по имени Оройс, который известен в дагестанских средневековых письменных источниках как Ороскан – основатель династии аварских нуцалов. Согласно «Тарих Дагестан» Орос являлся предком нуцала Сураката, жившего в XII–XIII веках.

Геополитическая ситуация той части земного шара, известного евразийцам тысячу лет назад, естественно, существенно различалась от современной, но также можно сказать, что именно тогда сложились основы современного миропорядка, по крайней мере в Евразии. Об этом можно судить по одному из наиболее известных и компетентных трудов по географии того периода, который написан известным арабским путешественником по имени Ибн Хаукал. Будучи выходцем с территории современного Ирака, первое свое путешествие он предпринял, по его собственным словам, в Рамазане 331 / мае 943 г. из Багдада. Под видом купца, по существу, быть может, в роли политического агента, он долго странствовал по Африке, Европе (Испании и Италии) и Азии (Иран, Индия). Будучи очень образованным человеком с дальновидным политическим кругозором, Ибн Хаукал составил крупный обобщающий труд по политической географии известного ему мира. В резюме к нему он пишет: «Вот вид земли, заселенных и незаселенных частей ее. Опор государства на земле четыре: самое населенное, благоденствующее с лучшим политическим строем, порядком заселения и обилием сборов – государство Ираншехр; центр его – вавилонский округ – оно же государство Фарса. Границы этого государства во времена персов известны; когда же появился ислам, оно у всех государств захватило часть. От государства румов оно захватило Сирию, Египет, Магриб и Андалус, у государства синов – Мавераннахр и присоединило к себе эти обширные государства. В государство румов входят пределы славян и соседних с ним русов, ас-Серир, ал-Лан, армян и исповедующих христианство. В государство ас-Син входят все области тюрков, часть Тибета и исповедующие из них идолопоклонство. В государство Хинд входят ас-Синд, Кашмир, часть Тибета и исповедующие их религию…». Из всего вышесказанного наибольшее значение имеет указание о политическом союзе восточно-христианских государств под опекой Византии («пределы румов»), который состоял из государств славян и в частности, русов, аварцев (Сарир), осетин (Алания) и армян. Кстати, об этом же говорят и другие арабские авторы Х века. К примеру, в «Книге видов земли» Абу-Зайда Ахмеда Ибн-Сахль аль-Балхи (умер в 940–950-х гг.) указано, что «в государство Рум входят пограничные земли славян и их соседей, как-то: Рус, Сарир, Аллан, Арман и (другие), которые исповедуют христианскую веру». Сарир, несмотря на то что политический его центр располагался в центре горной Аварии – в Хунзахе, являлся государством не только аварцев, но и также даргинцев, лакцев и других народов современного Дагестана, а также Чечни, объединенных под эгидой аварских нуцалов, т. е. царей или правителей. В представлении грузинского историка ХI в. Леонтии Мровели в Восточном Кавказе существовала крупная этнополитическая общность «Лекети», которая тянулась от Каспийского или «Дарубандского» моря на востоке до реки Терек на западе. Под Лекети, по мнению исследователей, «скрывается конкретное наименование Сарир».

Есть еще одно интересное обстоятельство, которое нельзя проигнорировать. Почти все правители различных владений Дагестана претендовали на арабское происхождение, дабы «подкрепить своим авторитетом» права социальной верхушки. Однако в этом ряду есть одно исключение. Как подчеркивают дагестанские историки, правитель Аварии никогда не связывал свою родословную с арабами. Род его «более древний».

В это же время в Сарире была создана аварская письменность на основе грузинского алфавита. Памятники этой письменности сейчас сохранились только лишь в виде надписей на каменных крестах, но вряд ли стоит сомневаться в том, что она имела широкое распространение в Аварии.

Таким образом, Византия на Кавказе опиралась на государства армян, грузин, осетин и аварцев, которые, будучи проводниками единой политики, несколько веков смогли сдерживать негативные для себя тенденции развития ситуации и только монгольское нашествие в ХIII в. смогло нарушить сложившийся баланс сил и подорвать мощь государственного союза под эгидой Византии. Очевидно, что прямых параллелей тут быть не может – древние Сарир и Алания – ныне органичные части государства – духовного наследника Византии (как тут не вспомнить знаменитую фразу «Москва – третий Рим», а вторым, как известно, был Константинополь), а Армения – все так же надежный союзник. Создание некоего союза ближневосточных государств, прочно связанных с Россией экономически, политически, а где возможно – и культурно, есть жизненная необходимость. Тем более что все стартовые для этого имеются.

Наука и религия

Нашествие монголов сыграло ключевую роль в развале некогда мощного государства Сарир. Лишившись наиболее плодородных равнинных земель на юге и на севере, Сарир стал переживать острый внутриполитический кризис. Его продолжением стало усиление исламских газиев и проповедников, благодаря активности которых в XIV веке почти все население северной Аварии приняло ислам. Полная исламизация Аварии затянулась на долгие века, но основная часть аварцев к началу XVI века уже стала мусульманами. Только на юго-западе горной Аварии, главным образом в Цунте, сохранился очаг язычества. Последнее селение здесь приняло ислам лишь к началу XIX века. При этом уже X–XII вв. население закавказской Аварии являлось мусульманами, а сам регион – Цор – стал органичной частью исламского мира. В XII–XIII веках из аварского городка Билкан вышли два выдающихся ученых – Абу-Валид, носивший нисбу ал-Балахи, т. е. билканец и его сын Маммус. В XIV веке в северной части Аварии был известен шейх Асилдар из города Аркас, который стал исламским центром для этого региона. В XV веке благодаря активности шейха Хаджи-Удурата население центральной Аварии, известной как Гидатль, приняло ислам и стало центром его распространения в западной Аварии, в долине реки Анди-ор, и южной части горной Аварии – в верховьях реки Авар-ор. Конец XV века стал началом возрождения Аварии, но уже в рамках исламского культурного мира. В 1485 г. аварский нуцал Андуник и визирь Алимирза из Анди стали инициаторами составления программного документа, который послужил идеологическим основанием и призывом к возрождению былого величия нашей родины. Этот же Алимирза из Анди стал основателем аварской письменности на основе арабской письменности. Продолжателем его дела стал известный ученый XVI века Тайгиб из Харахи, усовершенствовавший аварский алфавит – аджам, который уже получил повсеместное распространение по всей Аварии.

В XVII–XVIII веках аварцы переживали подлинный расцвет исламской науки и культуры, связанный с глубоким внедрением шариата, письменности на основе арабского алфавита и созданием широкой сети образовательных учреждений почти во всех аварских селениях и городах. Главным организатором этого процесса можно назвать кадия Аварского нуцальства – Шабана из Обода, а стало это возможным благодаря научно-преподавательской деятельности Мусал Мухаммада из Кудутля. Последний, известный больше как Мусалав и живший в основном в селе Ругуджа, по признанию всех дагестанских алимов XIX – начала ХХ веков, был самым выдающимся средневековым ученым Дагестана, оставившим после себя целую плеяду талантливых учеников и сложившуюся научную школу. Умер он в сирийском городе Алеппо в 1716 г. В XVII веке мы имели целую плеяду талантливых ученых: Малламухаммада из Голода, Али из Келеба, Талхат-кади из Ириба, Манилава из Тлаха, Салмана из Тлоха, Алириза из Согратля, Рапи-хаджи из Шамгуда, Дамадана из Мегеба, Атанасил Хусайна из Хунзаха и многих других. Особо стоит отметить Рочиса Хазахилава – уроженца селения Арчиб, умершего в 1714 году, известного не только своими исследованиями в области математики и астрономии, но и наиболее ранними записанными стихами на аварском языке в XVII веке. Ученых же, живших в XVIII веке, сложно даже подсчитать. Самыми известными и признанными считаются: Теталав из Караты, Абубакар из Аймаки, Хасан и Умаржан из Кудали, Дибиркади из Хунзаха, Ибрагим-хаджи из Урады, Хадис и Багужалав из Мачады, Малламухаммад из Джара и многие другие. Последовательное развитие научно-культурной жизни и народного хозяйства Аварии продолжалось вплоть до конца XVIII века. Большой урон нашей родине нанесла эпидемия чумы, разыгравшаяся в 1770 году и ставшая причиной опустошения центральной Аварии и особенно Гидатля, большинство населения которого стало жертвой этой болезни.

Вызовы времени

Наряду с этой эпидемией не меньшую угрозу представляли попытки очередного правителя Ирана – Надир-шаха – подчинить себе Дагестан и выселить дагестанцев на Ближний Восток, заменив их кызылбашскими племенами. Несмотря на ожесточенное сопротивление дагестанцев, Надир-шаху удалось прорваться в восточную Аварию, где он потерпел ряд сокрушительных поражений, ставших примером беззаветной храбрости воинов и блестящего стратегического замысла их командиров. Надир-шах, который перед тем завоевал половину населения Азии, начиная от Индии и кончая Ираком, оказался бессилен перед народом, который любил свободу и честь больше собственной жизни. В 1738 г. в Джаре южные аварцы под руководством Адалав Ибрагима и Талануса Халила наголову разгромили 32-тысячную армию брата Надир-шаха – Ибрагим-хана – и убили его самого. В 1741 г. в сражениях в Андалале, Аймаки и близ Гимринского хребта аварцы наголову разгромили покорителя Вселенной, как любил себя величать Надир-шах. От 150-тысячной армии, которая вышла из Ирана, осталось не больше 30 тысяч деморализованных солдат, укрывшихся в лагере близ Дербента.

Своеобразным продолжением проявления военного гения аварского народа стала политическая активность влиятельных аварских нуцалов – Мухаммад-нуцала и особенно его сына – Умма-хана, которые распространили свое влияние далеко за пределы Аварии. Активно шло формирование общеаварской государственности, которая начала обретать реальные формы при указанных руководителях этого процесса. Однако этот процесс был прерван неожиданной смертью Умма-хана, которому на тот момент исполнилось только 40 лет. Формирование общеаварской государственности и стало своеобразным залогом формирования масштабного религиозного проекта – общекавказского суннитского государства, объединенного на основе шариата. Неудавшийся, точнее прерванный, национальный проект высвободил энергию аварских пассионариев, начавших строить государство Имамат, чье влияние в лучшие его годы распространялось от Черного до Каспийского морей. Все три руководителя этого государства – Газимухаммад, Хамзат и Шамиль, а также большинство наиболее выдающихся наибов – Ахбердил Мухаммад, Хаджимурад, Галбац-дибир, Загалав, Лабазан, Кадиласул Мухаммад, Даниял-бек, Кебед-Мухаммад, Ших-Шабан, Бакраказул Мухаммадали, Гайирбег и многие другие – были аварцами. Можно сказать, что, будучи изначально аварским проектом, Имамат в последующем приобрел общекавказский характер.

Век поэтов и политиков

После падения Имамата и вхождения Восточного Кавказа в состав Российской империи аварский народ продолжительное время находился в состоянии глубокого эмоционального потрясения и духовного кризиса. Однако аварцы нашли выход из этой ситуации – вторая половина XIX века стала периодом необычайного роста популярности поэзии и литературы в целом. Именно этот период стал золотым веком аварской литературы, именно тогда творили великий Махмуд из Кахабросо – непревзойденный мастер лирического жанра, Инхоса Алихаджи поднял на небывалую высоту духовную поэзию, Чанка из Батлаича и Цадаса Хамзат открыли новые направления в аварской литературе. Формированию 4 из 5 аварских классиков мы обязаны этому периоду, подарившему наряду с ними целую плеяду звезд аварской литературы: Инхелоса Курбан, Чараха Тликазул Малла-Хасан, Игалиса Чупалав, Ругжаса Элдарилав и Анхил Марин, Телетла Этил Али и т. д. Нашли себя аварцы и на службе Российской империи. Достаточно назвать генерала Максуда Алиханова-Аварского, благодаря которому в состав Российской империи вошла южная часть Туркмении, или другого генерала, Балакиши Араблинского, который стал первым кавказским мусульманином, получившим высшее военное образование на территории Российской империи.

Начало ХХ века стало периодом новых испытаний для Аварии. Стремительный развал Российского государства в феврале 1917 г. вызвал к историческому творчеству все народы, классы и слои населения бывшей империи. Не стал исключением и Северный Кавказ. Его интеллигенция, собравшись во Владикавказе, решила созвать съезд горских народов, чтобы решить вопрос о своем национально-государственном образовании. Съезд проходил с 1 по 10 мая 1917 года с участием 300 делегатов, в том числе более 60 дагестанцев. В итоге было сформировано правительство – Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа, который в дальнейшем стал предвестником Горской республики. В ее составе вполне логично оказался как Дагестан, так и Закатальский округ, т. е. вся территория исторической Аварии. В последующем Горскую республику стали испытывать на прочность внутренние противоречия, к чему добавились проблемы, связанные с необходимостью отражения нападений армии Деникина. Заметно ослабевшая Горская республика попала под влияние Баку, выделившего крупный денежный кредит и внедрившего своих агентов в правительство. В итоге в Закатальском округе сформировалась группа лиц, которая поняла, что в сложившихся условиях рассчитывать на помощь Горской республики не приходится, и в качестве временного решения проблем решили также обратиться к Баку. Летом 1918 г. они приняли решение, в котором было указано: «Согласно воле народа мы выражаем свое желание объединиться с Республикой Азербайджан на правах отдельной области (соответствующей правам губернии) и расцениваем свое волеизъявление неизменным, по крайней мере до тех пор, пока Закатальская управа не примет иное решение».

Кстати, «иное решение» было принято после падения АДР в апреле 1920 г., в Закатальском округе власть в свои руки снова взял комитет, сформированный аварцами под руководством Асланбека Кардашева. Попытки 11-й Красной армии взять под контроль Закатальский округ оказались безуспешны. С 6 по 20 июня округ был охвачен антисоветским движением, руководители которого координировали свои действия с грузинскими властями. Следует обратить особое внимание на соглашение, достигнутое между руководителями (почти все – аварцы) восстания и грузинскими властями. Соглашение это подразумевало включение, при определенных условиях и с предоставлением широкой автономии, Закатальского округа в состав Грузинской республики. Кстати, автономный статус Закатальского округа был закреплен и в 107-й статье Конституции Грузии, принятой Учредительным собранием 21 февраля 1921 г.

В первую очередь надо учесть, что данное соглашение было отчасти плодом потери независимости Азербайджаном. Подписавшиеся под этим соглашением аварцы – Халажазул Башир, Аслан-бек Кардашев, Муслим Раджабов, Хапиз-апанди Чурмутазул и другие – являлись общественно-политическими и духовными деятелями края. Политический выбор в июне 1920 года этих лиц в пользу Грузии был вызван сложившимися в регионе после советского переворота новыми реалиями, которые в корне противоречили их интересам и статусу. Однако этот проект оказался нежизнеспособен в силу военного превосходства советского государства, которое в 1921 г. решило включить занятый 11-й армией Закатальский округ в состав Азербайджана. Протесты Грузии оказались безрезультатны, а в руководстве Дагестана практически не было аварцев, которые могли бы поставить вопрос о вхождении Закатальского округа в состав советского автономного Дагестана.

В результате аварцы оказались разделены между Дагестаном и Азербайджаном, что стало в последующем одной из главных катастроф в истории нашего народа. Это повлекло за собой отставание в национально-культурном развитии Цора, т. е. Закатальского округа, и социально-экономическом развитии – южной части горной Аварии.

В ХХ веке аварцы приняли активное участие в процессах, происходивших в СССР, заняв достойное место в кругу советских народов. Особую роль в жизни не только аварцев, но и всего Дагестана в ХХ веке сыграл Абдурахман Даниялов, руководивший ДАССР в 1948–67 гг., а до этого – в 1940–48 гг. – бывший председателем Совнаркома ДАССР, т. е. вторым лицом в республике. Благодаря ему дагестанцы избежали участи, постигшей другие северокавказские народы: чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и калмыков, т. е. высылки в Среднюю Азию, а сам Дагестан сохранился в его прежних границах. Такое же выдающееся место, но только в области культуры занимал поэт Расул Гамзатов.

В течение ХХ века аварцы добивались выдающихся результатов в различных областях общественной и политической жизни России и Турции. Перечислим лишь наиболее известных аварцев – представителей элиты России и Турции:

– Рамазан Абдулатипов – российский политик и государственный деятель. Министр национальной политики РФ (11.09.1998–12.05.1999), заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (1.08.1997–13.06.1998), председатель Совета национальностей Верховного совета России (13.06.1990–4.10.1993);

– Мехмет Гёльхан (1929–2013) – видный государственный деятель Турецкой Республики, занимавший в различное время высшие посты в правительстве страны: министр национальной обороны Турции (24.10.1993–5.10.1995), государственный министр, ответственный за таможню (13.07.1993–24.10.1993), министр промышленности и технологий (17.11.1974–31.03.1975);

– Магомед Танкаев – генерал-полковник советской армии, начальник Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР и Военного института Министерства обороны;

– Магомед Гаджиев – первый дагестанец, удостоенный звания «Герой Советского Союза», капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, погибший в боях Великой Отечественной войны;

– Али Алиев – советский борец вольного стиля, пятикратный чемпион мира, чемпион Европы, семикратный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта СССР;

– Мустафа Дагестанлы – турецкий борец аварского происхождения, трехкратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион.

5 сентября 2016

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?

Это коренное население Кавказа, проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Происхождение

Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство - Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово "авар" с тюркского переводится как "тревожный" или "воинственный", в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность - аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже "верховные".

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство - одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные "вольные сообщества". Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Видео по теме

Язык

Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Кавказской Албании. Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.

Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.

Письменность

Несмотря на раннее проникновение арабской письменности, жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.

Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают уважение к старшим не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто "главнее", всегда идёт справа, а муж - впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

Национальность аварец

Таким образом, можно сказать, что аварцы - крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.

Однако интервью с Тимуром Айтберовым , кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, отдела древней и средневековой истории, показало, что знаем мы об аварцах далеко не все!
Происхождение и государственные образования
Кроме дагестанских аварцев, науке известны европейские, или, как их еще называют, имперские авары. Имели ли они какую-либо связь с дагестанскими аварцами? Каким был язык и внешний вид имперских авар? Авары – европеоиды скандинавского – славянского типа, вроде новгородцев, псковичей. Но среди них, как и в практически любом народе восточной части Евразии, встречались монголоиды. Истоки европеоидности имперских авар идут, возможно, из западного Китая (Уйгурия, Синьцзян), где нашли захоронения высокорослых рыжих европеоидов двухтысячелетней давности. Эти захоронения позволяют предположить, что авары пришли в Европу со стороны Китая и дошли до Венгрии, где и расселились, имея опорные пункты в горах Трансильвании (ныне Румыния). На континенте они разделились. Часть аваров направилась в Иран (V в. н. э.), а другая – в Европу. Сначала этот немногочисленный, но воинственный народ расположился к западу от Волги. Однако под давлением других восточных народов, среди которых преобладали ярко выраженные монголоиды, авары переходят за Дон и устанавливают по нему свою границу, которая позже была передвинута за Днепр. Они формируют Аварский каганат – государство, просуществовавшее примерно 250 лет. История этой империи началась с победы аваров над франками (германоязычными племенами) и пленением франкского короля Сигиберта. Центр этой империи находился в Карпатах, в пределах Трансильвании, а пастбища их находились в Венгрии. В эпоху своего расцвета империя контролировала территории от Дуная до побережья Балтики, где было много дорогого тогда янтаря, таким образом, авары контролировали янтарный путь. К 30-м годам IX века, потерпев поражение от франков, государство аваров потеряло статус империи, но приобрело статус королевства в составе Германской империи. Авары имели тогда места в Рейхстаге – предшественнике Европарламента.
Однако аварские поселения в горной местности Дагестана основали другие авары. Те, которые с V в. проживали в Иране. Иранцы привели их с территории нынешнего Азербайджана в горный Дагестан, разместив в военно-стратегических точках, прежде всего, на Хунзахском плато. Дело в том, что в VI веке у Ирана появляется сильный враг – народы гуннского культурного круга, а затем – тюрки-монголоиды. Чтобы защититься от тюрков, иранцы построили в середине VI в. Дербентскую крепость и создали пограничный автономный округ с центром в Хунзахе. Это образование, превратившееся в государство, арабы в VIII–IX вв. называли Серир. Слово «серир» в арабском языке олицетворяет необычный трон в форме стола. Хунзахское плато, видимо, своим ландшафтом напомнило арабам этот самый столообразный трон. Центром Серира был Хунзах.
Государство Аваристан упоминается в дагестанском известном документе – завещании правителя по имени Андуник. В этом тексте он говорит: «Я правитель области Авар…» Это завещание доступно в копии XVII века. Есть подлинный документ из нынешнего Иранского Азербайджана – из Тебриза, адресованный правителю Авара, датируемый XVI веком. Данные источники являются прямыми доказательствами существования в Дагестане Аварского государства под названием Авария.
Язык
Европейские имперские авары не были носителями тюркского языка, вопреки многим убеждениям последователей из числа тюркофилов. У них был свой язык, который, конечно, не похож на нынешний аварский. На территории всей Евразии единственный район, где существовало слова «авар», – это дагестанский Аваристан. В качестве доказательства можно привести в пример письмо, датируемое 1580 годом, из Иранского Азербайджана, адресованное правителю Аваристана – Кушканти. То есть слово «авар» существовало уже давно. Впервые в увязке с горным Дагестаном слово «авар» зафиксировано в сочинении IX века арабским историком Ибн Руста. Слово же «Авария» («авар») происходит от древних имперских авар.
Письменность
В Аваристане найдены в большом количестве грузинские надписи на камнях христианского содержания. Это был очаг высокоразвитой христианской культуры на Кавказе. На территории проживания нынешних авар – в Хунзахе, Ругудже – найдены сотни таких надписей на грузинском, изредка на аварском, языках.
Культура письменности в Дагестане в основном распространилась после принятия ислама. В зонах проживания этнических аварцев найдены арабские надписи Х века. Но у аварцев исламская культура развилась позднее, чем у других народностей. Мощным потоком исламская письменность распространилась с XV века. Самый древний документ из аварских районов датируется также XV веком: завет будущим поколениям от правителей Аваристана, которые ставили перед жителями задачи расширения территории аварского государства. Сохранились также письма из аварских районов, датируемые XVI веком, которые в основном представляют собой политическую переписку. Однако целенаправленного ведения историографии в Аваристане, к сожалению, не было до времен имама Шамиля. Запечатлены только некоторые отдельные события, которые позволяют установить даты.
С приходом на дагестанские земли Надиршаха и победы над ним у местных жителей проснулся интерес к своему прошлому. И в разных селах начинают записывать предания. Но происходит это во второй половине XVIII века. Впервые в Дагестане летопись была составлена в Джаро-Белоканской зоне (нынешнее место проживания аварцев в Азербайджане). В летописи, составленной ими, записаны события каждого года. В Аваристане вести летописи в основном стали при имаме Шамиле. Он нанял специального человека (чародинец Магомед-Тагир), который по рассказам самого Шамиля писал его биографию и фиксировал события по собственным наблюдениям.
Религия
С момента своего появления авары, как и все другие народы, исповедовали язычество. Однако памятников, свидетельствующих об этом, практически не осталось. В период правления имама Шамиля и распространения ислама на Кавказе язычество было почти полностью искоренено. Однако факт наличия христианства у аварцев отрицать нельзя. Во-первых, сохранились надписи, найдены развалины церквей и, что немаловажно, в аварском языке сохранилась христианская терминология. Например, только в аварском языке есть слово «церковь» – «гъатlан». Кроме того, интересны переводы дней недели с аварского языка. Первый день – суббота – «шаммат» восходит к еврейскому слову «шаббат». Второй день – день церкви – «гъатlан». Четверг аварцы называют рыбным днем, как и христиане, а пятница – «рузман» – иранское слово.
Антропология
Впервые русская армия пришла в Дагестан до начала Кавказской войны. В Хунзах она вошла тогда без боя. Среди прибывших был некий Костенецкий, который, описывая дагестанцев, выделили две расы. Одни – внешне похожи на шведов, но очень мускулистого телосложения. До прежних времен горные районы Дагестана населяли высокие крепкие люди. Есть фотография Шамиля, сделанная в Калуге на дворянском собрании, где он в присутствии собравшихся стоя давал клятву царю. Так вот, на этом фото Гази-Магомед (сын Шамиля) выше всех, после него по росту идет Шамиль, только несколько калужских дворян одного с ним роста, все остальные ниже. Из этого мы можем предположить, что Шамиль и его современники в основном были высокими и крепкими.



Вверх