Архитектурная символика храмов! Символы используются и в архитектуре

«Знаки и символы искусства» - Винсент Ван Гог. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Суета сует. Н. Римский-Корсаков. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Звездная ночь, 1889. Рerpetuum mobile. Натюрморт с устрицами. Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Искусство и духовная жизнь. Особенности искусства. Игровая. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Причины появления искусства: Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Основные черты. Истоком искусства стал труд. 3. Образность.

«Искусства и гуманитарные науки» - Изобразительное искусство и архитектура Социология. Обучение и научно-исследовательская деятельность. Искусства и гуманитарные науки. В ходе обучения студент изучает такие дисциплины: Формы обучения: очная / заочная (дистанционная), договорная. Широта и глубина; теория и практика. Выпускник университета по направлению «Искусства и гуманитарные науки» может работать:

«Мир искусства» - «Март» Исаак Ильич Левитан (1860-1900). «Девочка с персиками» Валентин Александрович Серов (1865-1911). Галерея художников. Что вам там запомнилось? Скульптура. Портрет А.С. Пушкина, работа В.А. Тропинина. А знаете ли вы где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Государственная третьяковская галерея в Москве.

«Символы и знаки» - В традициях народного искусства славян изображение ромба –обозначает землю. Что такое знаки и символы? Где можно найти знаки и символы. Знаки и символы возникли на заре человечества. Например: (любой медицинский знак). Исторический путь знаков и символов. В жизни: в области дорожного движения, в медицине….

«Искусство в жизни человека» - В нашем путешествии по разным видам искусства Вас ждёт немало открытий. Мы будем работать в паре, выполнять творческие задания, петь, создавать проектные работы, искать информацию, создавать презентации, смотреть фильмы и др. Вы обязательно достигните Вершины познания искусства, с которой открывается удивительный Мир!

Всего в теме 20 презентаций

Первые христиане не ощущали надобности в постройке храма. Им казалось невозможным вместить в простое здание такое всеобъемлющее существо, как Бог. Показательны слова Октавия Минуция Феликса: «Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его?.. Как заключу в одном небольшом здании столь великое существо?..» 42 Обоснование такого взгляда присутствовало в самом Писании: «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66:1).

После Медиоланского эдикта перед церковью встает задача обращения в христианство большого числа людей. Однако адекватной архитектурной формы, удовлетворяющей высоким духовным запросам новой религии, еще не существовало. Античный храм, имея великолепно разработанный внешний облик, «выявлялся вовне». К тому же молящиеся находились не внутри здания, а снаружи, перед ним. Все это служило «символом всенародности, понятой как полисная общительность, открытость...». Внутреннее помещение здания было лишь «ларцом», в котором помещались статуя божества и сокровища. 43 При создании же собственно христианской архитектуры экстерьер храма приобретает другое значение. Строгость и сдержанность внешнего вида уподобляются праведному христианину, заключающему внутри себя полноту духовного бытия. Акцент переносится на внутренний облик здания, что связано с чрезвычайной ценностью внутренней жизни каждого верующего. Не публичная открытость, а духовные глубины - вот что становится важным. Поэтому именно интерьер должен сообщить молящемуся, по мысли С. С. Аверинцева, определенную «душевную настроенность и дать иллюзию пребывания в бестелесном мире раскрытого и явленного смысла». 44 Способ раскрытия этого смысла и станет предметом творческих поисков художников при создании нового типа храма.

Первоначально для церкви использовали в основном такой тип общественного здания Римской империи, как базилика. Но и здесь, еще в рамках старого, осуществляется отход от телесной, пластически выразительной красоты античности и устремление к красоте развеществленной материальности используемого при строительстве камня. Дальнейшие поиски приводят к тому, что стена приобретает легкость и «невесомость», она как будто не подвержена силе земного притяжения, материя преображается и просветляется духом. Следует указать некоторые конкретные проявления привнесенного в архитектуру спиритуалистического смысла, пока на примере базилики. Во-первых, это новый характер ритмики и новые колонны. Движение пространства к алтарю определяется равномерным ритмом колоннад. Но в отличие от античности этот ритм организует пространство, а не пластически выразительные архитектурные формы. Пространство же - это нечто бесплотное и потому представляющее духовность. Тем самым ритмичное движение пространства приобретает духовный характер, становясь при этом значительно важнее чувственновоспринимаемой красоты материализованных форм. 45 Сами колонны не демонстрируют теперь своей телесности: их делают гладкими, полированными, без каннелюр. «Блеск их твердой поверхности» не дает «пространству взаимодействовать с ними, заставляя его нейтрально огибать опоры». 46 Массы опор, таким образом, не вовлекаются в общее духовное движение. В целом происходит утрата античных тектонических принципов; массы теряются, уступая место пространству, их стараются ограничить и вытеснить на периферию восприятия. Во-вторых, в базиликах учащаются случаи использования опирающихся на колонны арок. Эти аркады постепенно занимают место классического горизонтального антаблемента. Данный способ построения принесен из Сирии. Здесь в базиликах нередко вместо внутренних колоннад применялись мощные столбы, связанные друг с другом арочными пролетами. По мере дальнейшего развития архитектуры колонны, несущие арки, становятся более тонкими и сильнее вытягиваются вверх в сравнении с античными. Этим устраняется излишняя массивность архитектурного материала. Полукружия арок, вырастающие над колоннами, словно снимают «закон тяготения». Камню сообщается «невесомость», он до известной степени развеществляется. Мягкий арочный изгиб противоположен «телесной логике прямого угла», образуемого элементами ордера. Поэтому теперь в базилике «место твердого стояния на земле заступает тихое парение в пространстве». 47 Свой завершенный вид такое одухотворенное парение приобретает в тех византийских купольных храмах, в которых осуществилось соединение центрально-купольной архитектуры с базиликальной.

Теперь следует рассмотреть символику архитектурных форм купольных храмов, сыгравших значительную роль в духовной переориентации искусства, начавшейся еще в катакомбной живописи. А. И. Комеч считает возможным проследить развитие религиозной архитектуры в V-VI вв., исходя из распространенной в III-IV вв. аналогии, уподобляющей сотворенный Богом мир - храму. Идея эта постепенно усваивалась людьми в течение IV-VI вв., определяя специфику художественных творений и общественных вкусов. О таком уподоблении говорит Василий Великий в «Беседах на Шестоднев»: «Не обступим ли... сию великую и полную разнообразия Художественную храмину Божию созидания... не будем ли рассматривать украшение вселенной?». 48 Отсюда вскоре вырастает стремление к символическому сближению архитектурного образа храма с образом Вселенной. Собственно же купольные представления вызывает трактовка неба. Вот что об этом пишет Василий Великий: «Небо, по слову Пророка, поставленное яко камара (Ис. 40, .22)...». 49 Речь идет о следующих словах Исайи: «...Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40:22). Также у Феофила со ссылкой на авторитет того же пророка находим аналогичное понимание неба, сравниваемого с кровлей, сводом. Все это, по выражению Василия Великого, касается «очертания неба». 50 То есть можно сказать, что символика купола в храмовой архитектуре, по всей видимости, связана с трактовкой неба » как свода.

Искусствоведы отмечают «висячий» характер композиции купольных храмов, когда ее движение идет сверху вниз. Показательно в этом отношении описание процесса божественного творения у Феофила, приводимое А. И. Комечем. Феофил считает, что Бог в отличие от человека, находящегося внизу и потому начинающего строить дом с его основания, творит мир иначе: как сказано в Библии, вначале сотворено было небо. Исходя из восприятия Вселенной как «Художнической храмины Божия созидания», становится понятен своего рода перенос принципов божественного творчества на творчество человеческое при постройке культовых сооружений. 51

Во многом благодаря такой как будто зависшей композиции возникает ощущение определенной бесплотности архитектурного материала, легкости интерьера здания, так что даже больших размеров купол кажется невесомым, парящим в воздухе, словно подвешенным с неба. Особенно выразительно выглядит парение купола в соборе Св. Софии в Константинополе. 52 Ведь здесь эффект невесомости усиливается еще и потоками света, струящегося из 40 окон в основании купола. Эти потоки практически растворяют в глазах созерцающего тонкие простенки между окнами. В такой бесплотности опять-таки можно увидеть аналогию с пониманием мироздания, созданного Богом. Василий Великий говорит: «...касательно сущности неба довольно для нас сказанного у Исайи, который... дал нам достаточное понятие о природе его: Утвердивый небо яко дым (Ис. 51, 6), то есть для сотворения неба Осуществивший естество тонкое, не твердое, не грубое». 53 Сама земля, несмотря на свою тяжелость и материальность, не имеет массивных опор: «...на чем опирается этот огромный и несдержимый груз земли? - ...в руце Божией концы земли (Пс. 94, 4)». 54

Так, из уподобления мироздания храму постепенно вырастает обратная аналогия: зодчими возводятся храмы, соответствующие религиозным представлениям о Вселенной. В итоге же в процессе развития купольной архитектуры складывается особая символика архитектурных форм, вырабатываются определенные способы создания «бесплотной» атмосферы парения внутри культового сооружения. Все это отвечало спиритуалистической направленности новой религии.

Аннотация.

Рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности, воздвигнутые в Москве как столице Руси-России-РФ: Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на рву, храм Христа Спасителя, башня Татлина, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити. Отмечается отсутствие значимых символов государственности в архитектуре Москвы 1920-е и 1960-1980-е гг. – времени господства демократических идей и функциональной архитектуры. Уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея о международной роли государства. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов с остальными высотками и другими сталинскими новостройками. Традиционная для градостроительства смысловая значимость осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.


Ключевые слова: культурология, государственный символ, Русь-Россия-РФ, Москва, архитектура, градостроительство, планировочная ось, история, образ, симулякр

10.7256/2306-1618.2013.3.2310


Дата направления в редакцию:

15-05-2013

Дата рецензирования:

16-05-2013

Дата публикации:

1-6-2013

Abstract.

The author views the symbols of statehood that have been built in Moscow as the capital of Old Russia, Russia and the Russian Federation. These symbols include the Kremlin with Ivan the Great, Saint Basil"s Cathedral, Cathedral of Christ the Savior, Tatlin"s Tower, Palace of the Soviets and Moscow City International Business Center. Noteworthy that there were no significant symbols of statehoo in Moscow architecture in the 1920"s and since 1960 till the 1980"s when democratic ideas and functional architecture dominated. The author underlines that each architectural symbol presents the idea about the international role of the Russian state.

Keywords:

Cultural research, national symbol, Old Russia - Russia - the Russian Federation, Moscow, architecture, city building, planning axis, history, image, simulacrum

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

Наше общество озабочено поисками общего пути, национальной идеи, которая могла бы объединить вокруг себя разрозненное ныне сообщество индивидов, потерявших цель, национальной идеи, к которой надо стремиться, ради которой имеет смысл трудиться, а для некоторых даже жить. Цель в виде государственной идеологии теперь отсутствует, что закреплено в 13 главе действующей Конституции. Однако за многие столетия народ привык к наличию государственной идеи, которая формулировалась словами и отражалась в самых разных сферах жизни общества, становясь коллективным бессознательным.

Зримым материальным воплощением государственных идей всегда была архитектура, отражающая в своих формах государственные приоритеты в разных сферах общественной и частной жизни. Особенно ярко государственные идеи выражаются в специальных сооружениях, которые создаются, чтобы исполнять роль государственных символов. Такого рода архитектурные сооружения отражают ключевые государственные идеи, касающиеся предназначения государства, его роли и места в мире. Они являются значимыми художественными произведениями, а также организуют и подчиняют большие пространства и постоянно воздействуют на психику смотрящих. Символы объединяют причастных к ним людей. Предполагается особое социальное поведение по отношению к символам: их особо чтут причастные, уничтожают враги, оскверняют борцы (кощунники). То есть они - объекты особой значимости.

Современная философия считает, что символ это наиболее емкая и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов. В силу заключённого в нем наглядного образа символ используется для выражения самого значительного и отвлечённого содержания. Структура символа многослойна. «Символ нельзя разъяснить, сведя к однозначной формулировке, поэтому его истолкование лишено формальной четкости точных наук. Суть символа будет утрачена, если закрыть его бесконечную смысловую перспективу тем или иным окончательным истолкованием» .

Москва, как столица государства, регулярно создавала на своей территории государственные символические меты, концентрированно выражающие самые важные государственные идеи. Проследив за архитектурными символами Москвы прошлого, можно яснее увидеть картину настоящего, оценить символическое значение создаваемых в наше время архитектурно-градостроительных комплексов и, более того, уточнить по ним государственную идею - воплощенную в камне идею государства о самом себе.

Посмотрим, какие же архитектурные сооружения можно считать символами государственности в Москве.

Незыблемым символом государственности в Москве ныне и в прежние времена является Кремль - историко-культурное ядро столицы - сложное соединение образов власти, политики, экономики, религии, истории и культуры. Он строился как оплот и символ государства, претендующего на лидерство. При строительстве Кремля воплощалась мощная государственная идея Ивана Ш - «Москва - третий Рим», использовались символические знаки Рима и Константинополя. К центру третьего Рима сходились все главные дороги государства, ведущие от центров вновь присоединенных княжеств. (Рис.1) Кремль должен был стать лицом государства, стал им и является до сих пор. Его облик символизирует государство на мировой арене. Само словосочетание «Московский Кремль» ныне является вербальным символом Российской государственной власти. Идея государственности лежит на всем Кремле - на стенах, башнях, соборах, жилых и правительственных зданиях (не даром есть много желающих использовать его легко узнаваемые всеми части в качестве товарного знака, и патентное ведомство должно испрашивать разрешение в Кремле, перед тем как этот знак зарегистрировать), но при строительстве Кремля был выбран специальный объект, назначенный быть концентрированным символом государственной власти. Это известный столп Иван Великий , колокольня Соборной площади. Столпы стояли и в двух первых «Римах», символизируя центр государства и власть столицы над окраинами.

Иван Великий был поставлен в центре Кремля в начале XVI в., стал его вертикальной доминантой, собравшей вокруг себя новый архитектурно-градостроительный ансамбль. (Рис. 2) Этот символ в соответствии с требованием времени утверждал могущество «великого русского Ивана» не только на земле, но и на небесах, так как в первом ярусе колокольни разместился храм святого Иоанна Лествичника - небесного покровителя князей-Иванов. Впервые храм «под колоколы» с таким посвящением был выстроен здесь Иваном Калитой, и воспроизведен Иваном Ш при строительстве существующей колокольни. Выше ивановского столпа не разрешалось строить во всем государстве, это рассматривалось как узурпация власти, на него как на центр и вертикальную доминанту ориентировались все подъезжающие к Москве. До сих пор он виден со многих улиц, идущих к Кремлю (Якиманка, Пречистенка, Воздвиженка, Никитская, Лубянка Ильинка, Варварка и др.).

Когда столица переехала в Петербург, архитектурные символы, соответствующие новым государственным и стилистическим идеям, стали создавать там. Но роль средневекового Кремля как символа государственности продолжала поддерживаться процедурами коронаций. Государственная же значимость Ивана Великого во второй половине XVIII в. нашла новый способ подкрепления - на него стали ориентировать свои пригородные усадьбы дворяне, которые постепенно возвращались в Москву и обустраивали подмосковные усадьбы в соответствии с новой модой. Среди обязательных художественных приемов в организации усадеб было осевое построение, обязательное для организации ансамблей и отдельных сооружений. Именно усадебную ось использовали дворяне для символической связи с Иваном Великим. Мною выявлено четыре усадьбы знатнейших дворянских родов, которые связали себя таким образом со столпом государственности. Это Петровское-Разумовское, Покровское-Стрешнево, Останкино и Фили-Покровское.

В усадьбе Петровское-Разумовскоеось на Ивана Великого была создана в 1760-е гг.А. К. Разумовским. Она начиналась от храма Петра и Павла (снесен в 1930-е гг.). Вдоль этой оси-дороги (ныне Тимирязевская улица) располагались главные постройки усадьбы. В усадьбе Покровское-Стрешнево к настоящему времени ось фиксируется только в самом доме, но на планах ХIX в. она видна и в парке и за его пределами в виде аллеи, направленной на Ивана Великого.В Останкине Н. П. Шереметева ориентированная на Ивана Великого ось создана в 1790-е гг. Проходя через главный дом и парк, она продолжалась дорогой через Марьину рощу (ныне Шереметевская ул.). Усадьба Фили Нарышкиных ориентирована на Ивана Великого мощной парковой дорогой, которая соединяла мызу Нарышкиных (стояла на высоком берегу Москвы-реки) с храмом Покрова и за ним визуально устремлялась к государственному столпу .

Направив планировочные оси усадеб, подчеркнутые аллеями или просеками, на Ивана Великого их владельцы, очевидно, подчеркивали преданность власти, свою причастность к государственной деятельности, продолжение государственного служения в частной жизни. Интересно, что при рассмотрении планировочных осей всех четырех усадеб на плане Москвы (Рис 3), отчетливо виден прямой угол между осями крайних усадеб (Останкино и Фили). Маловероятно, что это может быть чистой случайностью, скорее за этим стоит попытка вовлечения государственного символа в идеологическую программу вольных каменщиков, что ни в коей мере не противоречит предыдущей государственнической программе.

Помимо основного символа государственности, каким являлся Иван Великий, рядом с Кремлем находятся символы важнейших военных побед государства. В середине XVI в. появился храм Покрова на рву (Василия Блаженного), через триста лет - храм Христа Спасителя. По высоте каждый из них превысил главный столп государства. Оба утверждали победу над иноверцами, первый - над мусульманами, второй - над католиками. Однако символическая значимость каждого выходила за обозначенные рамки военно-религиозного мемориала.

Собор Покрова (Рис. 4) претендовал на уподобление небесному Иерусалиму, на воплощение небесного престола в пространстве Красной площади и, шире, в пространстве священного града Москвы . Являясь символом победы над мусульманами, он воплощал и имперскую идею мирного общежития с ними. Это подчеркивалось объединением в его облике христианских и мусульманских форм, а также местом постановки - у главной переправы кочевников через Москву реку. Симптоматично, что на противоположном берегу расселили татар. С другой, северной стороны храма парадный характер приобрела Красная площадь. Исследователи отмечают, что именно этот храм стал физическим центром магического круга, охватившего Москву в конце XVI столетия в виде Скородома (позже Земляного вала).

Храм Христа Спасителя (Рис 5) создавался как символ благодарности Богу за спасение Отечества в войне 1812 г. Самыйвысокий в государстве храм (высота 100 м) должен был стать главным храмом православного мира. В нем воплотилась идея мессианского предназначения России - спасительницы от супостатов всех времен и историческое предназначение Москвы как столицы христианского мира . Эта идея наглядно выражена в художественном убранстве, посвященном разным победам над неверными, и в мемориальной экспозиции, связанной с войной 1812 г. Кроме того, в архитектурных формах храма впервые воплотилась государственная доктрина «православие, самодержавие, народность», которая прозвучала из уст графа Сергея Уварова в 1833 г. Согласно этой теории, народность понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. И архитектор храма Христа обратился к истокам православной архитектуры, к образам того времени, когда русский народ был един - не раскололся от западных влияний. В результате был создан новый русско-византийский стиль, соответствовавший политике Николая I.

Как известно, храм простоял не очень долго, и, после воссоздания в 2000 г., его идеологическая значимость приобрела новую окраску: он стал государственным символом искупления грехов атеистического времени.

Революционный переворот и устремленность развития государства в светлое будущее породили поиски новых символических форм для отражения этой глобальной государственной идеи. Наиболее яркое воплощение эти поиски нашли в Башне В. Татлина (1920 г.) - проекте гигантской башни, предназначенной для размещения органов управления Коминтерном. Авангардистская спиралевидная башня, высотой 400 м. претендовала на планетарное значение государства, была символом бесконечного развития и единения прогрессивных сил мира. Путешествуя по миру, макет башни приобрел дополнительную символическую нагрузку. Проект Татлина предназначался для реализации в Петрограде и был заведомо неосуществим в голодные двадцатые годы.

Для Москвы же, которая в 1918 г. вновь стала столицей государства, тоже предлагались созвучные времени, фантастические проекты. Но тяжелое экономическое положение и демократическая стилистика архитектуры функционализма не позволили возвести грандиозных государственных символов. При этом множество ярких, авангардных сооружений, функционально необходимых для столицы нового государства, символически отражали государственную политику в сферах идеологии (клубы, издательства газет, планетарий), управления (тресты, министерства, ведомства), массовой физической культуры (стадионы).

Идея гигантской башни вновь возникла в тоталитарный период, которому соответствовали гигантские стройки и колоссальные сооружения.

В качестве символа государственности в начале 1930-х гг. было задумано строительство Дворца Советов (Рис. 6), который должен был стать главным идеологическим монументом атеистического государства. Он должен был занять место прежнего символа - Храма Христа, расположенного на узловом участке города. В проекте здание Дворца, предназначенного для правительственных учреждений, представляло собою подножие огромной статуи Ленина. По высоте Дворец со статуей должен был быть выше всех известных сооружений того времени (415 м без статуи). В связи со строительством «пупа коммунистической вселенной» предполагалось регулярно разыгрывать в центре Москвы интереснейшую мистерию, посвященную бессмертию Ильича - его вознесению после успения. Для народных шествий должен был быть создан проспект Дворца Советов, по которому бы массы двигались от места упокоения Ленина в мавзолее к месту его вознесения на Дворце Советов . Советский «крестный ход» мог бы стать кинетическим символом страны Советов.

Этот символ нового государства существовал только на бумаге, но в 1930-е - 1950-е гг. воспринимался как обязательный к осуществлению и учету при строительстве в центре Москвы. Дворец Советов рассматривали как визуальную цель при проектировании въездов в город, при пробивке Ново-Кировского (ныне Сахарова) проспекта, и, наконец, эту цель имели в виду, ставя главное из высотных зданий Москвы - МГУ на Ленинских горах и проектируя комплекс Лужников. В результате подчинения единому планировочному замыслу главного корпуса МГУ, сквера со смотровой площадкой над Москвой рекой и комплекса стадиона в Лужниках была создания очень сильная планировочная ось, направленная на Дворец Советов.

Поскольку Дворец Советов так и не был построен, а на его месте создали плоский бассейн, Ивану Великому на недолгие 50 лет вновь удалось сыграть роль центра притяжения важнейшей планировочной оси столицы. Говорить об этом было не принято, и не мог Иван Великий быть символом советской государственности. Забегая вперед, отметим, что переворот 1991 г. коснулся и символов. О возвращении политической значимости Ивана Великого свидетельствует тот факт, что он был выбран революционно настроенным Сергеем Удальцовым, как место противоправной акции - разбрасывания с него листовок в юбилей президента .

Сталинское время в архитектуре было временем ансамблей крупного масштаба. Одним из них должен был стать ансамбль высотных зданий с так и не осуществленным монументом - дворца Советов в центре. Осуществленную часть ансамбля из семи высоток можно отнести к символам государственности второго порядка. (Рис. 7) Эта система была призвана отразить силу и могущество победившего в войне государства, и имела мемориальную нагрузку, связанную с празднованием 800-летия Москвы. Она обеспечила пространство города вертикальными доминантами, высота которых (от 150 до 250 м) отразила стремление «догнать и перегнать США». В декоративном отношении они соответствовали требованию к архитектуре быть «национальной по форме и социалистической по содержанию». Помимо обозначенных ставших традиционными смыслов этих высоток, ныне выдвигается еще один, который можно принять как вполне правдоподобную версию. Суть его состоит в том, что Сталин, озабоченный своей «жизнью после смерти», создавал энергетические центры (подобия пирамид фараонов с антеннами) и желал быть погребен на пересечении их энергетических потоков - во Дворце Советов .

На этапе упрощенного функционализма, наступившего после сталинского времени, не претендовали на создание выдающихся сооружений-символов. Строительная практика 1960-х-1980-х гг., значительно беднее, чем на волне постреволюционного функционализма. Символы государственности значительно менее выразительны, так как менее интересна архитектура этого времени. Н. С. Хрущёв с главным архитектором Москвы М. В. Посохиным оставили на лице Москвы символы, соответствующие государственной деятельности в период относительной демократизации под руководством КПСС. К ним относится Кремлёвский дворец съездов КПСС (1961 г.) - знак власти правящей партии, знак обновления языка архитектуры (отход от сталинских излишеств), но также и знак пренебрежительного отношения к архитектурным памятникам Кремля. Символом экономического единства государств социалистического лагеря стало зданиеСовета экономической взаимопомощи (экономической организации социалистических государств, существовавшей с 1949 по 1991 г.). Символом новой политики в области жилищного строительства можно считать девятый квартал Новых Черемушек. Он некрасив, мало кто может его показать, но образ создался и разлетелся по всей стране, покрывшейся пятиэтажками. Для исполнительной государственной власти в 1980 г. был специально создан «Белый дом». Его заурядное архитектурное лицо вполне соответствует функциональной задаче - рутинного советского администрирования. В начале 1990-х гг. его образ получил негативный отпечаток - места расправы государства с мирными жителями. В результате этот символ государственного управления пришлось поместить за высокую ограду, что входит в забавное противоречие с названием площади, носящей имя Свободной России.

В постсоветское время Москва, как важнейший субъект федерации, взяла на себя ответственность за символическое воплощение новой государственной идеологии путем создания нового городского центра. Московский международный деловой центр (Москва-Сити) (Рис. 8) был призван отразить переход государства к новой экономической политике, встроенность его в существующие мировые финансовые процессы и потоки. Сити, как и исторический центр, расположился на берегу реки Москвы - главной ландшафтной оси города. Здесь начали строить самые высокие высотки Москвы, воспроизводя наработанные мировым сообществом архитектурные образцы (спроектированная Норманом Фостером башня Россия должна была иметь высоту 600 м.). Символ власти денег в лужковской Москве строится уже 18 лет и частично функционирует, его недостроенные башни зрительно нависают над Кремлем при взгляде с востока. Офисно-торговая суть центра и стоящих за ним государственных идей свидетельствует о подсобной роли, которую отвела себе наша столица в мире. Быстрому завершению строительства центра помешал финансовый кризис (результат несовершенства мировой экономической системы) и смена мэра. Новым мэром этот недостроенный символ, призванный привести в Москву международные финансовые потоки, и таким образом обогатить столицу, объявлен градостроительной ошибкой. Ошибочность отмечалась, прежде всего, с точки зрения организации транспортного обслуживания.

После отставки Ю. Лужкова попыток создания новых государственных символов с помощью архитектуры не предпринималось. Однако в 2011 г. появилось неординарное радикальное государственное решение по изменению плана Москвы - к привычному для москвичей овалу МКАД предложено прирастить обширную «юбку» с юго-запада. (Рис. 9) Решение было презентировано президентом Д.А. Медведевым в июле 2011 г. и официально принято в июле 2012 г. Такого рода амбициозная градостроительная акция, уводящая город от центричности, предпринята в Москве за все время ее существования впервые и она, безусловно, является важнейшей государственной акцией.

Представляется, само собой разумеющимся, что подобные решения должны быть убедительно обоснованы. И прежде существовали предложения по изменению традиционного равномерного развития Москвы на основании радиально-кольцевой системы. Предлагая направление развития по одной или нескольким осям (конкурсные проекты нач. 1930-х и кон. 1980-х гг.), их авторы обосновывали свое решение новой транспортной структурой агломерации, преобладанием урбанизированных территорий и другими градостроительными реалиями. Например, хорошо известно предложение Н. Ладовского 1930-х, где Москва должна была, развиваясь вдоль Тверской, «идти на смычку» с Ленинградом. В данном же случае в качестве обоснования был выдвинут перевод в «юбку», на Калужское шоссе, чиновников федерального уровня для снятия транспортной напряженности в центре города. Это обоснование быстро разбилось о решительный отпор чиновников. В результате транспортная ситуация в центре из-за появления юбки не изменится (может ухудшиться), но транспортный коллапс в юго-западном направлении гарантируется.

Таким образом, получившая силу закона идея, не получила внятного обоснования. Это заставляет задуматься о каких-то подсознательных или невысказанных вслух импульсах ее авторов. Некоторый ответ на вопрос о невидимых причинах такого решения дает выбранное направление развития Москвы. Ориентация композиции, как говорилось выше, играет в градостроительной деятельности значительную символическую роль. Новая «юбка» имеет четкую ось, которая начинается от центра Москвы и идет на юго-запад по Старокалужскому шоссе до Калуги, за ней на оси находится Козельск с Оптиной пустынью. После этого ось продолжается по бездорожью, минует крупные населенные пункты и государственные границы и устремляется в приморский город Одессу, за которым тонет в водах Черного моря. (Рис. 10)

Трактовать направление оси развития Москвы на Одессу можно по-разному. Предоставляя каждому выдвинуть свою версию направления этой оси, со своей стороны предлагаю вариант, в котором за этим стоит подсознательное стремление власти к восстановлению исторической справедливости - возвращению крупнейшего российского города, созданного Екатериной II и считавшегося в конце XIX в. третьей столицей империи. Как сказал поэт, «отсюда много ближе до Лондона и Парижа». Впрочем, возможно, здесь обнаруживается популярный ныне симулякр (отсутствие связи обозначающего с обозначаемым) и направление развития Москвы выбрано случайно, без какой-либо глобальной государственной идеи, основываясь лишь на удобстве «распилов», «откатов» и других подобных реалиях современной государственной жизни.

Чернявская Е.Н. Явное и тайное в архитектурной символике Москвы // Человек и культура. - 2013. - № 3. - С.18-34. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.3.2310..html

Одним из крупнейших направлений в искусстве на рубеже 19 и 20 века, зародившееся во Франции и в дальнейшем получившее широкое распространение во всем мире, является символизм (в переводе с греческого symbolon - символ, знак). Данное направление появилось во Франции в 70-е-80-е годы XIX века и достигло наивысшего пика развития на своей Родине, а также на территории Бельгии, России, Германии, Норвегии и Америки в конце XIX начале ХХ века. Символизм стал одним из самых распространенных и плодотворных направлений в искусстве того времени, его элементы замечаются практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации (средневековая живопись и готические фрески пропитаны духом христианской символики, много элементов символизма улавливаются в картинах художников, писавших в эпоху романтизма).

Символизм, возникший на рубеже веков, выступал как новое направление в искусстве в противопоставлении к реализму и импрессионизму, он показывал свой протест и негативное отношение против развития буржуазных моралей и ценностей, выражал тоску и желание обрести духовную свободу, тонко чувствовал грядущие перемены и предсказывал неминуемые грядущие социальные и исторические потрясения как для каждого отдельного человека, так и для всего общества в целом.

Впервые термин «символизм» был использован в статье французского поэта Жана Мореаса под названием «Le Symbolisme», опубликованной в газете «Фигаро» в 1886 году. В данном манифесте провозглашались основные принципы нового направления, и утверждалось главенство символа как основного способа выражения тонкого душевного состояния поэта либо художника. Последователи символизма искали смысл земного существования в своих эмоциях, мечтах, в глубинах своего сознания и фантастических виденьях, там, где реалисты пытались изобразить окружающий их мир без прикрас, символисты, разочарованные пугающей их реальностью, окутывали все покровом тайны и мистицизма, использовали образы и символы.

Символизм в живописи

(Густав Климт "Поцелуй" )

В первую очередь данное направление получило широкое распространение в литературе, философии и театральном искусстве, а уже потом в изобразительном искусстве и музыке. Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни посредством использования метафорических образов и аллегорий, имеющих символическое значение. Основными характерными чертами данного стиля можно назвать: новаторские стремления к экспериментам, мистицизм, таинственность, недосказанность и завуалированность.

(Одилон Редон "Будда в молодости" )

Художники-символисты конца XIX начала ХХ века, вдохновленные поэзией и литературой эпохи романтизма, различными легендами, сказаниями, мифологией и библейскими историями, создавали свои полотна, наполненные персонажами и предметами, имеющими глубокий мифический, мистический и эзотерический смысл. Наиболее популярными тематиками для художников данного направления были религия и оккультизм, передача различных чувств и эмоций, любовь, смерть, болезни и различные человеческие пороки. Картины символистов в первую очередь характеризуются глубоким философским смыслом и стремятся передать не реальный образ, а показать чувства и эмоции, переживания и настроения автора. Картины данного стиля становятся узнаваемыми и отличаются особой уникальностью не благодаря использованию каких-то особенных форм и цветов, а благодаря их содержанию, глубокому смыслу в них заключенному.

(Ян Матейко "Станчик" )

На лицах героев, изображенных на полотнах символистов, практически никогда не встречаются положительные эмоции, что обусловлено требованиями данного учения, донести до людей мысль о несовершенстве окружающего их мира. Задний фон полотен обычно размыт и изображен в спокойной однотипной цветовой гамме, изображение на первом плане - весьма обобщенное и простое, заметны четки контуры самых мельчайших элементов. Сюжетная линия картин полна загадочности и мистицизма, каждая деталь имеет свое определенное символическое значение, которое требует вдумчивого размышления и изучения. Такое полотно посылает мысли созерцающего её человека в далекое путешествие по глубинам его разума, требует наличия определенного кругозора и доверия к собственным чувствам и эмоциям.

Выдающиеся художники-символисты

(Гюстав Моро "Фаэтон" )

Французские последователи символизма в изобразительном искусстве отличаются тягой к декадентству и синтетизму, представлявшему смешение и объединение символизма и клуазонизма(разноцветные фигуры и плоскости, очерченные широким контуром). Яркими представителями данного направления считаются художники Гюстав Моро (Саломея, танцующая перед Иродом», «Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть», «Осень»), Поль Гоген («Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»), Одилон Редон (серия литографий «В мире мечты», «Апокалипсис св. Иоанна», «Эдгару По», «Ночь», «Циклоп»), Эмиль Бернар («Улица Роз в Порт-Авене», «Испанский уличный музыкант и его семья»), Пюви де Шаванн («Сон», «Смерть св. Себастьяна», «Святая Камилла», «Размышление», «Джульетта»).

(Эдвард Мунк "Меланхолия" )

Одним из ярчайших представителей норвежского символизма в изобразительном искусстве считается художник и график Эдвард Мунк, его картины, отображающие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха, одиночества и смерти, его знаменитые картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».

(Ксавье Меллери "Часы. (Вечность и смерть)" )

Выдающиеся художники символисты Бельгии - Ксавье Меллери («Часы, или Вечность и Смерть», «Танец», «Бессмертие»), Джеймс Энсор («Христос, идущий по морю», «Скелеты и Пьеро», «Интрига», «Ужасные музыканты» «Смерть, избивающая человеческое стадо»), Жан Дельвиль - («Богочеловек», «Любовь душ»), в Англии - так называемое братство «прерафаэлитов» Уильям Хант («Светоч мира», «Тень смерти», «Нахождение Спасителя во храме»), Данте Россетти («Благовещение», «Лукреция Борджиа», «Прозерпина»), Джон Милле («Офелия», «Кимона и Ифигения»).

(Михаил Врубель "Демон сидящий" )

В России это Михаил Врубель («Демон сидящий», «Жемчужина»), Михаил Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник»), Святослав Рерих («Иаков и ангел», «Распятое человечество», «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг»), Николай Гущин, Константин Сомов («Дама у пруда», «Людмила в саду у Черномора», «Дама в голубом», «Синяя птица»), Виктор Борисов-Мусатов («Автопортрет с сестрой», «Дафнис и Хлоя», «Водоем», «Гобелен», «Призрак»).

Символизм в архитектуре

(Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора )

В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник - символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.

Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.

Символы на фасадах домов не только украшают здание, но и превращают его в открытую книгу. Они могут многое рассказать об истории дома и его владельцах. Одни символы используются как обереги, другие – привлекают удачу, третьи – открывают свои тайны посвященным. Нужно только уметь читать язык знаков.

Амур (Купидон) предстает очаровательным крылатым малышом. Он символизирует любовь. Его традиционные атрибуты – лук, стрелы и колчан. Но нередко Амур безоружен (тогда его называют «Путти»). Это значит, что любовь может поразить любого. Часто у Амура завязаны глаза, потому что любовь слепа. А еще это намек на мрак, с которым ассоциируется любовный грех.

Ангел (архангел) – посланник, «приносящий вести». Это духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле его веления. Традиционно ангелы изображаются, как антропоморфные существа с крыльями за спиной. Они символизируют божественные деяния и связь Бога с его творениями.

Андреевский крест называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей. Он символизирует совершенство, а также используется на флаге Российского флота. По легенде, Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси и поэтому сейчас является святым покровителем России.

Атлант - могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия зданий, балконы, карнизы. Атлант символизирует выносливость и терпение.

Бык - символ плодородия, сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость.

Венок - кольцеобразное сплетение из листьев и цветов. Венок олицетворяет жизнь, успех, изобилие, благополучие, торжество, празднество, славу, награду, победу, совершенство. Но поминальные венки служат нам напоминанием о смертности и, одновременно, вечности. Дополнительное значение венку придают растения, из которых он сплетен.

Виноград - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Активно используется в христианстве, так как виноградная лоза – один из символов Христа, а виноградный сок – олицетворение человеческой крови.

Всевидящее око (Лучезарная дельта) - сложная аллегория, обозначающая Всевидящего Бога. Часто Всевидящим Оком называют глаз, вписанный в треугольник - символ Троицы. Масоны заимствовали этот символ, дополнив его расходящимися лучами. Он стал известен как Лучезарная Дельта. Это знак просвещенности и внимания, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков (треугольник - знак огня и просвещения, открытый глаз – знак истины и совести). Также Лучезарная Дельта напоминает посвященным, что у каждого есть его собственная звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках.

Голубь - мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Также это традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. При этом голубиное воркование связывают с сексом и с рождением детей. Именно поэтому голубка стала олицетворением нежной жены.

Грифон мифологическое существо с туловищем льва и головой орла. Эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифоны символизируют силу и бдительность. По легенде, грифоны охраняли золото Индии и скифов, поэтому и сейчас они выступают в качестве стражей.

Держава является одним из атрибутов верховной власти. Круглая форма державы ассоциируется с земным шаром.

Единорог – мистическое существо с телом лошади или оленя и длинным острым рогом. По легенде, он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Поэтому единорог символизирует непорочность, чистоту и целомудрие.

Звезда пятиконечная (пентаграмма) толкуется по-разному. Она символизирует радость и счастье, победу духовного над материальным, безопасность. Это и символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. А у масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Зерно – основная пища для многих народов, именно поэтому оно символизирует плодородие и изобилие. Еще одно значение – обновление жизни, воскрешение. Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и дает богатый урожай.

Змея, обвившая чашу – распространенный символ медицины. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни. Змеи считались обладателями магической целебной силы и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. А лекарства при этом изготавливали в ритуальном сосуде – чаше. Также в засушливых странах в чаши собирали живительную влагу. Кроме того, чаша - древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства. Именно поэтому сейчас этот змея, обвившая чашу, используется аптеками и медицинскими учреждениями.

Кадуцей часто называют жезлом Меркурия, бога торговли и воров. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи. Они символизируют слияние двух полярностей: добра и зла, правого и левого, света и тьмы. Изображение кадуцея, как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат. Но кадуцей это еще и знак защиты от хитрости и обмана, которые нередко сопровождали торговые сделки.

Кариатиды - женские скульптуры, поддерживающие перекрытия или карнизы. Они названы так от девушек города Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Кариатиды символизируют женское начало и, нередко, деву Марию.

Квадрат , благодаря своей устойчивости, стал символизировать землю и материю, а его четыре угла – четыре стороны света, четыре стихии и четыре времени года.

Книга - знание. Открытая книга символизирует книгу жизни, учение, откровение и мудрость писаний. Также книга может означать поход и поиск.

Колесо – символ солнечной энергии (центр – солнечный диск, спицы – лучи). Оно олицетворяет также жизненный цикл, перерождение, обновление, изменчивость. Нередко используется и колесо фортуны – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница – символ власти, могущества и быстроты передвижения. Также колесница олицетворяет человеческую сущность: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Конь (лошадь) у некоторых народов был священным животным. По древним поверьям, солнце передвигалось по небосклону в колеснице, запряженной огненными скакунами. На конях передвигались и другие боги и герои. Этим и объясняется общепринятое символическое значение лошади – верность, скорость, энергия, движение, трудолюбие, выносливость, рыцарство, свобода, героизм.

Корабль (ладья, лодка, судно) , по легендам, был средством передвижения небесных тел и богов, а также служил для переправы умерших в потусторонний мир. Изображения кораблей можно трактовать как символы путешествия, переправы, бессмертия и жизненного пути. При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка становится символом безопасности: она противостоит морю страстей. Отсюда в христианском символизме Церковь уподобляется кораблю. Также корабль и ковчег - суда сокровенного знания.

Корона – один из древних символов и воплощений верховной власти (сходные с короной головные украшения из рогов, перьев, ветвей и трав встречаются у народов еще дописьменных культур). Корона возвышается над своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими. Таким образом корона становится знаком (проявлением) высших, сверхчеловеческих сил и полномочий. Также замкнутый круг обода короны является символом бессмертия и вечности, применительно к власти.

Крест – древний универсальный символ связи духа и материи. В христианстве крест символизирует Христа. Но если вписать крест в круг, то мы получим масонский крест. Он означает святое место и космический центр.

Круг – совершенство, единство, вечность. Круг олицетворяет космос и земной шар.

Кукуруза , как и почти все зерновые, - общепринятый семенной образ, олицетворяющий изобилие, питание, мир.

Лавр символизирует бессмертие, триумф, победу и успех. Согласно древнегреческому мифу, бог поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст. Ветвями его Аполлон украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов и танцоров награждали лавровыми венками. А римляне распространили эту традицию на военных победителей.

Лев , повсеместно называемый царем зверей, – один из самых используемых символов силы, царственной власти, справедливости, покровительства.

Летучая мышь – ночное млекопитающее двойственной природы (мышь и птица). На Западе летучие мыши считаются зловещими существами, питающимися кровью. Символизируют ночную жизнь, черную магию, странствие душ, хищность.

Лотос , в первую очередь, – символ плодовитости, рождения и возрождения (считается, что он олицетворяет идеальную форму вульвы). Также этот совершенный по красоте цветок стал символом богов, создавших мир. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Это эмблема рыцарей Мальтийского ордена (ордена госпитальеров), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту в 1529 году – отсюда это название. Восемь концов мальтийского креста обозначают восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств. А еще он считается негласным символом России.

Меч – один из наиболее распространенных символов. С одной стороны, это грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – символ власти, правосудия, высшей справедливости.

Молоток и угольник , наряду с другими масонскими символами, служили напоминанием посвященному о его обязанностях и качествах. Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий. Угломер является символом справедливости. Циркуль служит символом общественности, а угольник означает совесть. Дикий камень – это грубая нравственность, хаос, а кубический камень - нравственность «обработанная», приближенная к идеалу. Молоток служит для обработки дикого камня и является символом молчания и повиновения, а также символом власти, так как он принадлежит Мастеру. Лопаточка символизирует снисхождение к человеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации означает бессмертие, а гроб, череп и кости - презрение к смерти. Вообще масоны стремились не оставлять письменных и ясных следов своей деятельности, прибегая к символам и знакам, понятным лишь членам ордена. Отсюда и большое разнообразие предметов, которым масоны придали символическое значение.

Музы - в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и наук. Каждая из девяти муз олицетворяла свое направление в искусстве и изображалась с характерными для него атрибутами: Каллиопа – эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка, Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния – пантомима и гимны, Терпсихора – танцы, Клио – история, Урания – астрономия.

Олимпийские боги могут изображаться как в виде скульптур, так и в виде маскаронов. В древнегреческой мифологии это верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских богов входили:
Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний;
Гера - жена Зевса, покровительница брака, семейной любви;
Посейдон - бог морской стихии;
Аид - владыка царства мертвых;
Деметра - богиня плодородия и земледелия;
Гестия - богиня домашнего очага;
Афина - богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел;
Арес - бог войны и кровопролития;
Персефона - богиня весны, королева Царства Мертвых;
Афродита - богиня любви и красоты;
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла;
Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства;
Аполлон - бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов;
Артемида - богиня охоты, покровительница всего живого на Земле;
Дионис - бог виноделия и веселья.

Орел – властелин воздуха, воплощение мощи и скорости, символ правителей и воинов. Орел ассоциируется с величием, властью, господством и отвагой. Поэтому двуглавые орлы означают всезнание и двойную власть – небесную и земную.

Оружие олицетворяет силу, власть над миром, справедливость, решимость, оборону, военную добычу. В легендах и мифах многих народов можно найти указание на то, что оружие давали героям Боги, и оно наделяло своего обладателя необычайными способностями. В этом смысле оружие становится символом борьбы и победы над самим собой.

Знак «Осоавиахим» до сих пор можно увидеть на многих зданиях. Это знак ставился там, где большая часть жильцов входили в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно ОСОАВИАХИМ) - советскую общественно-политическую оборонную организацию, существовавшую в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФ.

Павлиний хвост - символ вечных космических циклов, звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.

Пегас - это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову. Он символизирует превосходство духовного над материальным, красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание. Сейчас пегас используется как эмблема воздушного транспорта.

Пирамида – символ иерархии и единства. Считается, что посвященные выбрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии напоминали человечеству о единстве.

Перо символизирует истину, легкость, небеса, простор, душу.

Раковина - символ, связанный с процветанием, рождением, жизнью и браком. Так, рождающуюся Венеру уже на помпейских фресках изображали стоящей на раковине.

Рог изобилия - символ изобилия и богатства. Обычно он изображается изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным.

Рога , будучи острыми и колющими, являются символом фаллическим и мужественным, при этом, будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Поэтому рога олицетворяют воинов и плодовитость.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Рысь , благодаря своему острому зрению, символизирует бдительность.

Рыцарь - всадник, принадлежащий военному сословию, ордену или дворянской ступени. Рыцарь олицетворяет мужество, верность, великодушие, благоразумие, честь, а также является стражем.

Саламандра – мифическое существо, которую обычно изображают в виде маленькой ящерицы среди языков пламени. Считается, что саламандра может жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами. Также саламандра используется страховыми компаниями.

Свастика (коловрат) прямая – это крест с концами, загнутыми влево (вращение считается происходящим по часовой стрелке). Это символ движения жизни, солнца, света, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ долгожительства и здоровья. Обратная свастика – это крест с концами, загнутыми вправо (вращение считается происходящим против часовой стрелки). Она ассоциируется с негативной энергией. Вообще у свастики много значений, и у большинства народов они были положительными, пока свастика не была скомпрометирована нацистами.

Серп и молот - символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Он стал главной государственной эмблемой Советского Союза и одним из основных символов коммунистического движения. Вообще молот активно использовался как эмблема для разных ремесел, а серп был наиболее массовым общекрестьянским орудием труда, символизировавшим жатву и урожай.

Скипетр (жезл, посох) – древний символ сверхъестественной силы. Посох был также атрибутом паломников и святых, что может означать знание, как единственную опору человека.

Сова (филин) – традиционный символ мудрости. Но из-за бесшумного ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову иногда связывают со смертью и оккультными силами. Тем не менее совам всегда приписывают дар пророчества, поэтому она олицетворяет проницательность и книжную эрудицию.

Сокол (буревестник) – олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы, силы, мужества.

Тирс – жезл греческого бога вина Диониса. Он представляет собой копьеобразный шест, увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда. Тирс символизирует плодородную силу – как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор – символ власти, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает единство противоположностей, верховную власть и силу.

Травный, растительный орнамент активно использовался для защиты жилища. Росток – символ пробуждения жизни.

Фемида (весы) олицетворяет справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Поэтому Фемиду чаще всего изображают с завязанными глазами.

Хлеб – важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры. Он символизирует жизнь, тело божества, плодородие, средства существования, труд, а в сочетании с солью – гостеприимство.

Химера – это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Она символизирует опасность и заблуждение, так как может порождать иллюзии.

Чаша (котел, кубок) – символ изобилия, поддержания жизни, возрождения. Также чаша может олицетворять святой Грааль – кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считается, что он дарует испившему из него вечную жизнь и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.

Шишка – фаллический знак. Шишка была атрибутом Диониса (Вакха) и олицетворяла мужественность, плодородие, здоровье, семейную жизнь, богатство.

Щит символизирует защиту, щит и меч - эмблема отваги.

Якорь олицетворяет надежду, спасение, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, надежность, верность, преданность, опору, осторожность, веру. Символизм идет как от формы, так и от функции якоря.

Но не меньшее символическое значение имеет и количество архитектурных элементов. Число их тоже несет определенное значение:
1 – единство, мудрость, начало;
2 – двойственность, чередование, равновесие, иногда – различие и конфликт;
3 – Троица, созидание, обновление, рост, удача;
4 – целостность, земля, устойчивость, порядок;
5 – пять чувств, индивидуальность, активность;
6 – союз, равновесие, совершенство;
7 – уверенность, обилие;
8 – гармония, правосудие;
9 – сила, энергия, исполнение, достижение.



Вверх