Анализ стихотворения «Няне» Пушкина. Анализ стихотворения пушкин «няне Как относится герой к своей няне

А.С. ПУШКИН «НЯНЕ»

Проанализируйте стихотворение. Каким предстает образ лирического героя в этом стихотворении?

Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Арине Родио­новне Яковлевой, доброй и заботливой своей няне, оберегаю­щей поэта в трудные жизненные минуты. Оно было написано в 1826 году, во время разлуки с ней после двух лет совместной жизни в Михайловском.

Лирический герой этого стихотворения - искренний, нежный, любящий, хранящий в своей душе образ родного че­ловека - своей няни. Она бесконечно дорога ему, потому что всегда была рядом. Читатель чувствует искреннюю любовь поэта уже в первой строфе. Характерно его обращение к няне: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!». Он вни­мателен к ней, чутко относится к ее чувствам, понимает, что она переживает о нелегкой судьбе поэта:

Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

Как лирический герой тоскует в разлуке со своей няней, так и она, проникнутая материнским чувством, мечтает уви­деться со своим воспитанником:

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия,заботы Теснят твою всечасно грудь.

Здесь исподволь возникает мотив блудного сына, разлу­ченного с родным домом, близкими людьми. В голосе лири­ческого героя звучат грустные, тревожные нотки.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («Подруга дней моих суровых, Голуб­ка дряхлая моя!»), сравнение («горюешь, будто на часах»), лек­сический повтор («давно, давно ты ждешь меня»). На фонети­ческом уровне находим аллитерацию и ассонанс («Тоска, пред­чувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе…»).

Таким образом, лирический герой Пушкина раскрывает свой внутренний мир через отношение к близкому ему чело­веку.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения няне
  • анализ стихотворения пушкина няне

У каждого из нас есть человек, который с детства вошел в наше сердце, чья любовь и забота согревает нашу жизнь. Та-ким человеком для А. С. Пушкина стала его няня Арина Ро-дионовна. Ребенком засыпал под ее песни и сказки. Она про-будила в нем интерес к устному народному творчеству. Когда Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском, он жил в полном уединении, в деревенской глуши. И рядом с ним была его старая няня. Теперь уже не ребенок, а известный поэт, он снова испытывал на себе ее природное душевное тепло.

Образ Арины Родионовны возникает в строках стихотворе-ний Пушкина «Зимний вечер» и «Няне». В них выражено чув-ство любви, нежности, тревоги, заботы о своей старушке-няне, которая навсегда вошла в сердце поэта. «Добрая подружка бедной юности моей», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» — обращается поэт к няне. Она для него — самый близкий человек, подруга, разделившая с ним тяжелые годы изгнания. В словах Пушкина чувствуется трогательная сыновняя любовь к няне.

Слова «давно, давно» говорят о длительности ожидания, образное сравнение «будто на часах» отражает постоянную тревогу и ожидание няни, просторечный глагол «горюешь» передает теплоту, боль поэта от сознания одиночества няни, ее постоянное беспокойство, заботы, напрасное ожидание и какую- то вину перед ней. В заключительных строках стихотворения Пушкин прямо называет чувства няни: Материал с сайта

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.

В образе Арины Родионовны воплощены все лучшие чер-ты, свойственные простому народу. Няня поэта умерла в Петербурге 25 июня 1828 года. И после ее смерти А. С. Пуш-кин часто вспоминал о ней с сыновней любовью и бла-годарностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие отношения сложились у няни с пушкиным
  • биография а с пушкина няне
  • а пушкин няне сочинение
  • стихотворение пушкина няня полное
  • любовь пушкина к няне
Литература 7 класс

Зачетная работа№2

2 Жанр короткого рассказа.

3. жанр короткого рассказа.

Литература: учебник – хрестоматия « Литература 7 кл» Автор В.Я. Коровина М « Просвещение»

При выполнении этой работы учащиеся должны:

Знать: 1. Жанры эпических произведений и жанр стихотворений в прозе.

Уметь : 1. Определять тему и идею эпических произведений.

2. Пересказывать отдельные эпизоды произведения.

Задание 1. Прочитайте текст И.С. Тургенева «Бирюк» ответьте на вопросы: Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Как Фома стал « бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Как автор относится к героям рассказа?

Задание №2 Выучите наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева « Русский язык» наизусть.

Задание №3 Прочитайте главу « Наталья Савишна» Л.Н. Толстого Ответьте на вопросы: как автор показывает основную черту характера няни Савишына? Как относится главный герой к своей няне? Когда герой оценил свою няню? Какое событие в детстве заставило его по новому взглянуть на няню? От чего мальчик испытывал стыд?

Задание №4. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» ответьте на вопросы: Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего оно зависит? Кто выглядит в этой истории более смешным: Очумелов или Хрюкин? Слова « Хамелеон» нет в рассказе Почему возник такой заголовок?

Задание №5. Прочитайте рассказ И.С. Бунина « Лапти»

Ответьте на вопросы:

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Как бы вы могли охарактеризовать Нефеда?

Задание №6. Прочитайте рассказ М.Горького «Данко»

Ответьте на вопросы:

Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?

Как вы могли бы охарактеризовать главного героя?

Как вы думаете, стоили те люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко? Напишите об этом набольшое эссе.

Задание №7 Прочитайте рассказ Л.Н. Андреева « Кусака»

Ответьте на вопросы:

Какие чувства вызвал в вас рассказ?

Кто виноват в одиночестве Кусаки?

Если бы собака жила в других условиях, была ли у нее та же кличка?

Задание №8 Прочитайте рассказ А.П. Платонова « Юшка»

Ответьте на вопросы:

Почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?

А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви?

Напишите мини – сочинение на тему: « Случай из моей жизни. Как моя (или чья – то) любовь помогла другому человеку»

Задание №9 Прочитайте рассказ Ф.А. Абрамова « О чем плачут лошади» Ответьте на вопросы:

Как можно назвать жанр произведения?

За что испытывал герой чувство вины перед лошадьми?

Почему конюх Микола не ухаживал за лошадьми?

Почему отвел глаза герой? Почему не ответил на вопрос, ответ на который задала лошадь?

Задание №10 Прочитайте рассказ Ю.П. Казакова « Тихое утро» Ответьте на вопросы:

Каковы взаимоотношения мальчиков в начале рассказа?

Почему они ссорятся, с чем это связано?

Расскажите о каждом из мальчиков, используя текст рассказа?

Как Володя утонул и спасся?

Литература 7 класс

Зачетная работа №1

При выполнении этой работы учащиеся должны:

Знать: 1 Определение лиро- эпическое жанра.

2. Определение жанра поэмы, драмы, трагедии.

Уметь: 1 Отличать лирические, лиро- эпические и драматические произведения.

2.Делать художественный рассказ отрывков.

3.Выделять тему, главную мысль прочитанных произведений.

Литература: Учебник Литература 7 кл, автор Коровина В.Я. Учебник хрестоматия «Литература 7 кл» автор Курдюмова Т.Ф.

Задание 1 . Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге», объясните значение слов «волхвы»,» жрец», «вещий»,» вдохновение», «праща».

Ответьте на вопросы: За что славит поэт князя?

Что вас поразило в заключительном эпизоде?

Почему погиб Олег?

Задание №2 Прочитайте отрывок из драмы «Борис Годунов « (сцена в Чудовом монастыре)

Ответьте на вопросы: С помощью каких средств автор рисует образ летописца?

Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который « не ведает ни жалости, ни гнева»?

Какие черты вы замечаете в Григории? Мог ли, по вашему, автор симпатизировать им? Можно ли называть сон Григория вещим? Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?

Задание №3 дайте определение литературных понятий: повесть, сборник, вымышленный автор.

Задание №4 Прочитайте повесть А.С. Пушкина « Станционный смотритель» Ответьте на вопросы:

Как меняется главный герой на протяжении повести?

Что же произошло с Выриным? Кто виновник таких перемен в главном герое?

Как относится Вырин к происшедшему с дочерью?

Попробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню?

Почему его попытки не увенчались успехом?

Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

Почему он спился и умер?

Какая тема является основной в повести?

Задание №5 . Прочитайте поэму Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Ответьте на вопросы:

Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену7?Что вы помните о домострое?

Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

На какие произведения устного народного творчества похожи отдельные части поэмы?

Александр Сергеевич Пушкин с августа 1824 по сентябрь 1826 г. находился в ссылке в псковской деревушке Михайловское. Рядом с ним была няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка. По воспоминаниям современников она была очень говорлива, знала множество пословиц и поговорок, любила исполнять народные песни. Но особенно интересно рассказывала русские сказки. Она скрашивала поэту долгие вечера в Михайловском, была его верной слушательницей и собеседницей, поддерживала, помогала не упасть духом.

Голубка дряхлая…

Арине Родионовне в 1826 году А. С. Пушкин посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне». Это одно из самых душевных, сердечных произведений поэта, проникнутое теплом и добротой, но вместе с тем - легкой грустью.

В стихотворении прослеживаются четыре части. В первой герой обращается к няне. Вторая - рисует читателю домик в глухих сосновых лесах. Здесь в одиночестве живет няня. Третья часть рассказывает о старушке, тоскующей о своем воспитаннике. Поэт мастерски передает настроение. Чувствуется душевная боль и грусть пожилой женщины. Она не сидит без дела, вяжет, но спицы «медлят поминутно в ее морщинистых руках». Няня чутко прислушивается к каждому звуку, боясь пропустить звон колокольчика, вещающего о прибытии гостей, и опускает спицы, чтобы они не мешали своим стуком. Последняя часть рассказывает о переживаниях старушки. Она глядит на «забытые вороты», которые давно не отворяли, заботы переполняют ее сердце.

«Подруга дней моих суровых», - называет поэт няню. Вторая перифраза - «голубка дряхлая моя». Сочетание этих слов показывает нежную любовь, заботу, которые лирический герой испытывает к старушке. Голубем, голубкой в русском языке обозначали людей добрых, тихих, ласковых. Няня уже не молода, но по-прежнему очень любима.

Эпитеты - «забытые ворота», «черный отдаленный путь» показывают, как одинока старушка, день и ночь она ждет своего дорогого друга. О чувствах няни говорится прямо: «горюет будто на часах». Ее ожидание томительно, тяжело и бесплодно. Грудь няни теснится от предчувствий и забот, некому скрасить ее одинокие дни. Повторение слов «давно, давно» еще более усиливает впечатления мучительной тоски, непрекращающейся грусти.

Стихотворение, как признание в любви

Жанр стихотворения - послание. Произведение написано четырехстопным ямбом. Ритм музыкальный, почти песенный. Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи.

Стихотворение глубоко личное, эмоциональное. Внешне простое, оно скрывает в себе глубину чувств, переживания лирического героя, душевное томление престарелой няни. Поэт создал удивительный и прекрасный образ простой русской женщины, она переживает, страдает и смиренно ждет. Тоска терзает ее «всечасно», не давая отдыха. Лирический герой испытывает чувство вины, ему грустно и больно оттого, что он не может навестить старушку. Согласные звуки «п», «т», «ж», «ш», «ч», создают ощущение безнадежности, кажется, что слышны глухие шаги няни, стук ее спиц. Гласные «о», «у» в последних строках передают тревогу и грусть.

Произведение небольшое, в нем всего пять предложений. Первое - восклицательное, содержит обращение к няне, второе - повествовательное. Следующие два предложения - сложные, длинные, они передают душевные терзания лирического героя, его взволнованность. Последняя строка обрывается, словно даря слабую надежду, дает читателю возможность думать, размышлять.

Стихотворение, написанное почти два столетия назад, вызывает восхищение пушкинским гением, оно стало признанием в любви всем женщинам, посвятившим себя воспитанию детей.



Вверх