Анализ романа Стендаля «Красное и черное. Красное и черное в жизни жюльена сореля, сочинение Честолюбивого жюльена сореля который пробился

Сочинение


Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил в своих произведениях. Отвергая эстетику классицизма, он ратовал за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей ее полноте и противоречивости. Потому его романы явились совершенно новым этапом в развитии литературы. Он ставил вопросы, которые до него не решался затронуть ни один писатель, он давал сюжетам такое развитие, которого в те времена никто не мог даже предположить. Он вкладывал в свои произведения глубокий философский, нравственный смысл.

Одной из самых значительных работ писателя стал его роман «Красное и черное», который автор довольно точно назвал «хроникой XIX века». Сюжет романа основан на реальной истории о судебном процессе по делу некоего молодого человека. Будучи сыном простого крестьянина, он пожелал сделать карьеру в обществе и для начала стал гувернером в доме местного богача. Однако он потерял работу, так как был уличен в любовной связи с женой хозяина дома. С этого момента неудачи и потери сопровождали молодого человека на каждом шагу.

В конце концов они привели его на путь самоубийства. Казалось бы, довольно простой, прозаический сюжет. Однако Стендаль настолько расширил его рамки, вложил в него совершенно новый смысл, что получившееся произведение стало настоящим шедевром мировой литературы.

Вместо мелкого честолюбца, стремящегося к карьере, богатству, писатель поставил в центр своего романа героическую и трагическую личность, дерзнувшую восстать против несправедливости, жестокости и пошлости окружающего мира. Стендаль раскрыл перед нами весь сложный и противоречивый душевный мир героя, отразил путь становления и изменения его характера и мировоззрения, представил сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Герой романа «Красное и черное», Жюльен Сорель, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в спор с самим собой. Жюльена окружает мир корысти, наживы и духовной пустоты. При этом сам он остается совершенно равнодушным к богатству. Молодой человек наделен исключительной честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, огромным мужеством и энергией. Основной проблемой Сореля, которая не позволяет ему утвердиться в окружающем его мире, является низкое происхождение.

Во времена Стендаля выходцы из провинциальных крестьянских слоев были лишены каких-либо прав, они не признавались и не принимались обществом. Перед нами проходят разные люди, разные семьи, разные города. Но везде мы видим одно и то же: все ту же несправедливость, все то же разделение на бедных и богатых, а значит, - на имеющих все права и привилегии и на лишенных всех прав. Возмущение подобной несправедливостью приводит героя на революционный путь возмущения и попыток изменить существующий порядок. Богатые представители высшего света чувствуют силу Сореля и исходящую от него угрозу: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! - говорит сын маркиза де Ла Моля. - Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». «Уж не новый ли это Дантон?» - думает про своего возлюбленного Матильда, стараясь понять, какую роль может сыграть он в революции.

На первый взгляд может показаться, что Жюльен, как и его прототип, стремится к славе и богатству. Но, знакомясь поближе с этим человеком, мы понимаем, что деньги его не интересуют вовсе, а слава - ненужное, бесполезное и пустое для него понятие. Единственное, что имеет значение для героя, - это его собственное человеческое достоинство. Сорель получил хорошее воспитание и может многое сделать в этой жизни. Он обладает многими талантами, умом и исключительными способностями. Но общество не дает ему возможности реализовать себя. Мир сковывает его стремления, убивает порывы, ограничивает свободу. А свобода и гордость - это то, от чего никогда не смог бы отказаться герой Стендаля. Потому он так мечтательно наблюдает за полетом ястреба, словно представляя себя на месте этой гордой птицы, свободно парящей в небесах. Возмущенный несправедливостью окружающего общества и в то же время окруженный самолюбивыми, уверенными в своей силе и власти над миром людьми, Сорель и сам отчасти становится похожим на них. Но только в том, что касается способности управлять людьми. Его идеалом в этом становится Наполеон.

Вдохновленный примером императора и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, герой Стендаля строит дерзкие планы по достижению цели. Однако в этом мире честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. А честь - это понятие, с которым ни за что не согласится расстаться, которым никогда не пожертвует Жюльен, даже во имя достижения собственной цели. Отсюда и основной трагизм, основное противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена Сореля сталкивается с его честолюбивыми устремлениями. И эта борьба оказывается жестокой и беспощадной для самого героя.

Стремление занять достойное место в обществе приводит к определенным результатам - Жюльен становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но на пути к славе Сорель постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества. Кроме того, несмотря на значительные достижения и успехи, он не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет та жизнь, которой он живет. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. В значительной степени испорченный светом и собственным честолюбием, Жюльен Сорель еще до конца не осознает причины своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открывает перед ним всю правду. Потрясение, испытанное героем после совершенного преступления, переворачивает всю его жизнь, заставляет переосмыслить все прежние ценности. Эта трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь Сорель видит, насколько на самом деле иллюзорно его честолюбивое стремление к карьере, насколько несостоятельны и ошибочны его представления о счастье как неизменном следствии славы. Теперь изменилось также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем свете.

Матильда становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных освободить его. Таким образом, побеждает все-таки лучшее, что было в характере Жюльена Сореля. Он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Другие сочинения по этому произведению

Жюльен Сорель - характеристика литературного героя Женские образы в романе Стендаля «Красное и Черное» Душевная борьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Характер и судьба Жюльена Сореля

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.

Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!», и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.

Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.

Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: «Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице. вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, «выйти в люди», занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет места таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным «героем» в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все. то, что так дорого Жюльену.

Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет» им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: в

    Ах, какая судьба разнотонная! То ли красная? То ли черная? Он в судьбе своей не раскается, Он в ней даже не сможет покаяться/ Он сумеет успеть немного: Оборвется жизни дорога Красным заревом на гильотине.... Боже! Дай хоть любви отныне! Морозное зимнее...

    Луиза де Реналь - жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая «удобные случаи заставить мужа купить ей шляпку», она с первого взгляда поражает...

    ЛЮСЬЕН ЛЕВЕН (фр. Lucien Leuwen) - герой неоконченного романа Стендаля «Люсьен Левей» (1834-1835, вариант назв. «Красное и белое»). Сюжет романа навеян рассказом г-жи Готье, задумавшей роман под названием «Лейтенант». Исключенный в 1832 г. из Политехнической...

    Роман «Красное и Черное» (1831) родился от газетной хроники об уголовном преступлении. Интересно, что преступлений, подобных тому, что совершил Жюльнн Сорель, во Франции периода Реставрации произошло несколько. Юноши (сохранились имена Берте, Лаффарга)...

Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода - классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века.

Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность - Жюльена Сореля.

Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он - выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается всегда и везде: в особняке господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции.

Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.

Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Характер и судьба Жюльена Сореля. Роман «Красное и черное» был опубликован в 1831 году. Перво­начальное название этого произведения - «Жюльен Сорель». Это значит, что главное в романе - постижение сущности главного ге­роя, в истории которого выражены особенности эпохи, его поро­дившей.

История Жюльена Сореля не была выдумана писателем. Фран­цузские газеты много писали о деле некоего Антуана Берге, кото­рый в возрасте девятнадцати лет был взят в качестве наставника в одно из богатых семейств Гренобля. Он стрелял во время богослу­жения сначала в мать своих воспитанников, а потом в себя, после чего по приговору суда был казнен.

Жюльен Сорель родился в маленьком провинциальном город­ке. По рождению он плебей, сын плотника. Отец его - человек жестокий, корыстный, жадный. В семье Жюльен не видит любви, участия, ласки. Наделенный незаурядными умственными способ­ностями, молодой человек мечтает о карьере.

КумирЖюльена Сореля - Наполеон, человек, который сам ко­вал свою судьбу, достиг вершин власти. Жюльен поклоняется своему герою, многократно перечитывает материалы об итальянской кам­пании Бонапарта, лелеетчестолюбивые мечты о собственном возвы­шении, о славе. Он по-своему реализует жизненные принципы На­полеона. Наполеон брал крепости одну задругой. Жюльен пытается покорить, как крепость, сердце дворянки госпожи де Реналь. Он каж­дый день делает новый шаг на пути утверждения своего «Я», своего равенствастеми, кто волею судеб возвышается над ним. Жизнь убеж­дает Жюльена в том, что счастье-это деньги и власть, но сердце его опрокидываетвсе холодные расчеты и лицемерные планы. Подлин­ное, хоть и недолгое, счастье он находит в объятиях госпожи де Ре­наль, любящей его пламенно и самозабвенно.

Вынужденный оставить семью де Реналь, он отправляется в се­минарию Безансона, а потом в Париж. Здесь он по рекомендации своего наставника аббата Пирара становится личным секретарем марки t.i де Ла Моля. Маркиз приближает к себе Жюльена, а его дочь Матильда выделяет Жюльена среди окружающих ее молодых людей. 11о отношения с Матильдой, которую гнетет обыденность, серая повседневность и которая мечтает возвыситься, бросить вы­ти обществу своей любовью к сыну плотника, скорее напоминают і іоеди і юк двух честолюбцев. Искреннего чувства, как с госпожой де Реналь, здесь нет.

Выстрел Жюльена - жест отчаяния по отношению к жестокой судьбе, в последнюю минуту сокрушившей все его надежды. Жюль- ен приговорен к смертной казни. Обвинение в низости и непоря­дочности несправедливо, ведь герой пытался жить по законам дол­га и чести. Он обречен не столько преступлением, сколько тем, что попытался доказать аристократам свое право быть наравне с ними.

Романтик, мечтатель, натура пылкая, Жюльен опоздал родить­ся. Ему бы жить во времена революционных бурь, когда господству- юшим цветом был красный. Но наступили новые времена - Рес­таврация, эпоха черного цвета, и Жюльен выбирает черную сутану. Ареной борьбы красного и черного становится душа героя. Траге­дия Жюльена Сореля в том, что его мечты о личном счастье, о граж­данском служении не сбылись. Это трагедия героического характе­ра, вынужденного жить в негероическую эпоху, в эпоху безвреме­нья.

Ответ оставил Гость

"Кто виноват в трагедии Жюльена Сореля?",
сочинение по произведению Стендаля "Красное и черное"

Каждому из нас свойственно терпеть взлеты и падения. Но далеко не каждый из нас способен в собственных падениях искать свои ошибки. Всегда гораздо проще обвинять других: близких, общество, власть, неспокойные времена. Человеку присущ такой взгляд на жизнь, когда она видит себя жертвой, в то время как окружающие являются агрессорами по отношению к нему.Себя он считает хитрым, умным, талантливым, но, к сожалению, таким, что родился не в то время, когда эти качества ценились бы. Но в один момент он понимает, что есть более умные и хитрые, и во всех его проблемах виноват он сам со своей излишней гордостью. Ярким примером такого человека является главный герой романа Стендаля "Красное и черное", Жюльен Сорель. Его трагическая судьба была списана из реальной жизни, поэтому так понятна нам. Кто виноват в трагедии Жюльена: он или общество богачей, в которое он так старался попасть?
Сын плотника, обычный плебей, Жюльен, конечно, хотел подняться по социальной лестнице вверх. Для этого он стал гувернером детей господина де Реналя. Он сумел представить себя слугам и заставил своего работодателя относиться к себе с уважением. С этого начались его ошибки. Хозяйка дома, госпожа де Реналь, влюбилась в него, и он решил добиться укрепления этих чувств, считая, что этим он отомстит господину де Реналю, а в его лице всему мелком дворянству. Действия, которыми он надеялся это сделать, казались ему безупречными, но были довольно бессмысленными.
Продвигаясь дальше, поступив в семинарию, Жюльен продолжал делать ошибки. Считая себя непревзойденным лицемером, он выделялся среди других семинаристов своими знаниями, что совсем не нравилось последним. Они считали его выскочкой, высокомерным и тщеславным, всячески старались ему навредить.
Далее он неоднократно делал неосторожные поступки, слишком надеясь на собственные силы. И когда он был уже в шаге от цели, прошедшие погрешности "сбросили" его вниз. Письмо от госпожи де Реналь к маркизу де Ла-Молю разрушило все планы парня. В отчаянии он чуть не застрелив свою бывшую любовницу.
Сидя в тюрьме, Жюльен переосмыслил все свои поступки, понял, что слишком самоуверенно шагал по миру, которым правят деньги и титулы. Но по его мнению, во всех его бедах было виновато высокомерное общество богачей.
Кто же виноват в трагедии Сореля? Он или общество? По моему мнению, именно он. Конечно, не всем удается с низов попасть к самым сливкам общества, но все же есть такие, кому это удается. Для этого им нужно трезво оценивать собственные силы. Именно этой трезвости взгляда не хватило Жюльену, и, как по мне, именно это и стало причиной его трагедии.



Вверх