Анализ 1 действия рассказа недоросль. Д.И. Фонвизин "Недоросль": описание, герои, анализ произведения

В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак. Данный документ и дал название комедии Фонвизина.

В произведении автор рассматривает дворянство, а в частности проблему становления личности молодых людей в среде развращенных помещиков. Писатель огромное значение придавал именно воспитанию, считая, что лишь придерживающиеся определенных установленных правил дворяне смогут обеспечить достойное будущее страны. И тут мы видим Митрофана – молодой дворянин, чье окружение составляют люди с мракобесными взглядами и дурным нравом. Противопоставляются ему образованные и деятельные Стародум, Милон, Правдин и Софья.

Эти герои олицетворяют все те качества, которые автор ценил в своих знакомых. Через их речи Фонвизин выразил все те идеи, витающие среди своего образованного окружения. Простаковы и Скотинины же, напротив, являются воплощением всего стереотипного и самого скверного, присущего дворянам того времени. Матушка Митрофана своей слепой любовью и безмерным обожанием душит сына настолько, что даже сам Митрофанушка хладнокровно отмахнется от нее в конце комедии. Это «злонравия плоды» не только Простаковой, но и всей России в целом.

Интересна разница в речи героев, ставшей основной характеристикой для каждого персонажа: скудный и блёклый язык Митрофана; богатый словарный запас Правдина; изящная речь Софьи; речь Простаковой, пестрящая грубыми словечками, присущими крестьянам; обилие цитат из духовных книг в речи Кутейкина и жаргонизмы сержанта.

Автору неприятна эта среда малообразованных, грубых, невежественных людей, забывших о дворянском и человеческом достоинстве. Для дворянства того времени стало нормой абсолютное отсутствие культуры в старшем поколении и поверхностный, фальшивый лоск недоучившего нового поколения.

2 вариант

Д. Фонвизин написал свое произведение «Недоросль» в 1782 году. В комедии автор осветил огромное количество проблем, с которыми может столкнуться человек на протяжении всей его жизни. Произведение написано понятно, читателю будет интересно дочитать книгу «Недоросль» до конца. По жанру произведение можно отнести к комедии. Здесь нет трагических сцен.

Одной из огромных проблем человека считается недостаточное или плохое воспитание. Именно об этом идет речь в комедии. Фонвизин считал, что у каждого человека должно быть хорошее воспитание. Именно от этого зависит его будущие. По мнению автора, образованные люди ведут себя адекватно. Воспитанному человеку легче жить в мире.

В произведении также затронута тема выбора. Часто бывает так, что человеку сложно определиться и принять конкретное решение. В комедии главный герой становится перед выбором, и он дается ему не совсем легко. Фонвизин считал, что человек должен сам принимать решения и строить свою судьбу. Автор хотел сказать, что каждое сделанное действие человек получи результат. А хороший или плохой он будет, это все зависит от принятого выбора.

Еще в произведении остро стоит тема взаимоотношения родителей и детей. Фонвизин хотел показать то, что не стоит скандалить и ругаться близким людям. В семье должно царить спокойствие, уважение и согласие между всеми ее членами. Необходимо понимать своих близких. Без семьи у человека теряется смысл жизни. В комедии главным героем является Митрофанушка. Он балованный ребенок. Он не желает учиться и получать образование. Но, его родители хотят, что их ребенок был грамотным и образованным. Поэтому на этой почве в семье начинаются ссоры и споры.

В семнадцатом веке среди помещиков было модным невежество. Богатые люди того времени были жадными и алчными. Они плохо относились к крепостным и создавали для них ужасные условия труда. Помещиков интересовала только полученная ими прибыль. По мнению Фонвизина так вести себя нельзя. Поэтому проблема отношения помещиков к крепостным так же ярко описана в произведении.

Произведение «Недоросль» можно считать сатирическим. Концовка у комедии оказалась положительная. Добро одержало победу над злом и правда восторжествовала. В комедии автор четко описал негативные качества помещиков. Фонвизин высмеял невежественность, алчность, злость и нежелание развиваться отдельных героев комедии.

Анализ комедии Недоросль Фонвизина 8 класс

В этой комедии всё строится по классической схеме, то есть завязка (знакомство с героями), основная часть сюжета, финал, в котором торжествует добро. И кажется, что тут понятно, кто плохой, а кто хороший, всё довольно ясно. Эта комедия, конечно, высмеивает плохое в воспитании, в отношении к окружающим людям.

Мы попадаем в дом к тому самому «недорослю» (Митрофанушке), точней, в дом его семьи. Но на деле правит там он сам, ведь он крутит своей мамочкой, которая в нём души не чает. А уж отца она задвинула куда-то давным-давно! Так вот этот необразованный дылда думает только о себе, страшно представить, что он мог бы натворить дальше!

Фоном проходят его бедные учителя, хотя они иногда дураки и обманщики. Есть и прекрасная Софья, которую тут держат за Золушку. Но когда оказывается, что она стала богатой наследницей, то всё сразу меняется. Её хотят выдать замуж, читателю смешно это – они совсем не пара. Кроме того, Софья встречает своего возлюбленного.

Несколько небольших кульминаций – ссор между героями происходит. Каждый рассказывает о себе (душу открывает) в монологе своём. По-моему, кульминация всей пьесы – в момент похищения Софьи. То есть отрицательные герои готовы пойти даже на преступление, только бы добиться своего. Матушка Простакова, конечно, «хороша», сколько глупых и злых слов она произносит! И вообще, очень много в нашей жизни, как я понял, цитат из этой пьесы. Начиная с «не хочу учиться…». Главные герои – все яркие, интересные, хоть и не всегда приятные.

В финале дядюшка Стародуб, как говорится, обличает негодяев. За плохое отношение к крестьянам практически лишает Простакову состояния, именья. Самое грустное, что она практически теряет сына. Нет, его не забирают в армию, тюрьму или столицу, он сам отказывается от матери, нехороший человек.

Мораль, конечно, ясна. Нельзя так баловать сына… И вообще, никого. Это не краткое содержание, поэтому я не вдаюсь в сюжетные повороты, но все они захватывающие, неожиданные.

Могу сделать вывод, что это очень сильное произведение, что и так понятно, но самое главное – оно до сих пор сильно, до сих пор актуально.

В общем, это классическая пьеса с яркими персонажами, неожиданными поворотами сюжета, запоминающимися фразами и хорошим финалом.

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Мир «Недоросля» и его герои»

(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Цель урока: развитие самостоятельного мышления учащихся, пробуждение их фантазии, создание на уроке условий для самовыражения каждого школьника, для творческого их развития; работа над содержанием первых трёх действий комедии.

Ход урока

1.Оргмомент

Вступительное слово учителя

«Русская классическая литература всегда ставила проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысла и цели жизни, добра и зла, верности слову, чести, достоинства, совести и другие. Разве всё это не близко нам, не волнует нас?!

И я очень хочу, чтобы сегодняшний наш урок стал совместным диалогом с произведением и его автором. Денисом Ивановичем Фонвизиным, который посвятил свою «Недоросль» борьбе за человека, ведь человек - понятие многогранное, звание самое высокое из всех, имеющихся на земле.

Наши первые уроки по произведению посвящены работе над содержанием и анализу первых трёх действий комедии.

Итак…. Занавес открывается!!!»

Дети пытаются определить задачи уроков.

3. Начинаем работу по проверке знания текста произведения. По репликам действующих лиц догадайтесь, кому они принадлежат. (Викторина).

6. Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья! (Милону).

7. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. (Скотинину).

8. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. (Простаковой).

Самопроверка (ключ на доске). 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более - «2».

4. Экспресс-опрос

Дома в процессе чтения комедии вы должны были составить по три вопроса к первым трём действиям произведения.

К доске на литературный ринг вызываются два ученика, которым задаются вопросы. Ученик, выступающий в роли арбитра, отмечает правильные ответы обоих учеников и определяет победителя. Отвечающие, в свою очередь, должны определить автора лучшего вопроса. (Победители получают отличные оценки)

5.Конкурс на лучшего толкователя слов.

Слово учителя «Осознанное чтение – основа понимания текста. Насколько вы понимали то, о чём читали, мы сейчас проверим».

Конкурс проводит заранее подготовленный ученик , составивший словарик из слов, вызывающих сомнение.

6. В художественной литературе фамилия и имя персонажа, как правило, глубоко продумываются автором и часто используются для характеристики героев.

Назовите персонажей комедии, чьи поступки и слова находятся в соответствии с их именами и фамилиями (Софья, Вральман, Правдин, Скотинин, Стародум).

Попытайтесь на примерах из первых трёх действий комедии объяснить соответствие поступков и высказываний Простаковой, Вральмана, Скотинина и Правдина их фамилиям (фронтальная работа).

7.Мы с вами познакомились с героями комедии, закрепили основное содержание трёх её действий.

Чем живут персонажи комедии, каков их мир?

Вы попытаетесь определить это самостоятельно, работая в группах.

Рассказать о провинциальном усадебном дворянстве (1 группа).

Что мы узнали о Митрофанушке (2 группа).

Служилое промышленное дворянство (3 группа).

Учителя Митрофана (4 группа).

Образы крепостных слуг (5 группа).

Инсценирование явления 7, действия 3 (7 группа).

(Готовятся к выступлению в течение пяти – шести минут).

8. Выступление бригад (не более полутора минут).

(Выступлениям даёт оценку учитель,

бригадиры оценивают работу членов своей команды).

9. Сейчас все мы будем выступать в роли театральных критиков . Наша задача – проанализировать актёрские работы ребят, которые инсценировали один из эпизодов комедии. Причем, одни будут отмечать положительные стороны, другие – недостатки. Оппонентами будут 1 и 2 варианты. (Чтение по ролям).

10. Итог урока (подводят дети).

Заключительное слово учителя.

« Итак, закончилось первое отделение нашего спектакля.

Сегодня мы попытались войти в мир, в котором живут герои бессмертной комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Занавес закрывается».

11. Домашнее задание:

3) оформить (по желанию) творческую работу (афишу, герб, иллюстрацию, викторину, кроссворд и т.д.).

В помощь учителю.

На карточках с опорой…

1 группа

«Простаковы и Скотинин – провинциальное усадебное дворянство.

Как Простакова, так и Скотинин….

Однако, они отличаются…»

2 группа

«Что мы узнали о Митрофанушке из первых трёх действий комедии?

Митрофан – дитя, достойное своих родителей…»

3 группа

«Образы служилого и промышленного дворянства являются воплощением лучших качеств человека, как понимал их автор.

К этой группе относятся…..

…. является воплощением ….

…. является воплощением ….

…. является воплощением ….»

4 группа

«Образы крепостных слуг (…., ….) не развёрнуты автором. Полная униженность и забитость этих людей – результат бесправного крепостного состояния. Они….»

5 группа

«Учителя Митрофана (…, …) тоже зависимы от Простаковых и Скотининых, хотя и в меньшей мере, чем крепостные.

Покажите, что речь …. и …. находится в соответствии с их воспитанием, профессией и социальным положение.

Речь …. насыщена….

Речь …, учившегося в духовной семинарии, изобилует устаревшими словами, взятыми из церковных книг и богослужения…»

6 группа

« В «Недоросле», по справедливому замечанию биографа Фонвизина, Вяземского, автор «… не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады…». Он выступает против….».

Ключи к ответам

3 группа

Милон – благородства;

Стародум – ума, мудрости;

Правдин – справедливости.

6 группа

Проблемы:

Невежество;

Система воспитания;

Законодательство;

Система семейных отношений.

Как оценивать ответ.

1.Богатство фактического материала.

2. Последовательность изложения.

3. Культура речевого оформления.

4. Доступность, эмоциональность.

5. Умение владеть аудиторией.

Алгоритм оценивания чтения в лицах.

1.Умение владеть аудиторией.

2. Эмоциональность.

3. Выразительность (паузы, логическое ударение, темп…).

4. В изображении – взгляд, поза, жест.

Викторина

1. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! (Простаковой).

2. При твоих глазах мои ничего не видят. (Простакову).

3. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. (Простаковой).

4. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны. (Правдину).

5. Не могу. Мне велено и солдат вести без замедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве. (Милону).

6. Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья! (Милону)

7. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. (Скотинину)

8. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. (Простаковой)

9. Малу толику арихметике маракую. (Цыфиркину).

10. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность. (Стародуму).

В 1781 году появилось произведение Фонвизина «Недоросль», комедия для постановки на театральной сцене.

Денис Иванович Фонвизин писал свою комедию «Недоросль» около трех лет, однако ему стоило труда добиться её постановки, так как произведение было прямым вызовом общественному строю, достаточно смелым для того времени. Лишь в 1782 году оно было показано вниманию театральной публики.

Тематика произведения – это бедственное положение сироты Софьи, которую хотят насильно выдать замуж, пользуясь тем, что за неё некому заступиться. Кандидаты в женихи – брат помещицы Простаковой Скотинин и её сын Митрофан. Мнение самой девушки не принимается в расчёт, рассматривается только её движимое и недвижимое имущество. Ситуация в корне меняется, когда приезжает другой родственник, который оставляет ей наследство – борьба за руку Софьи доходит до прямых подлостей и низостей.

Проблематика комедии – моральное разложение поместного дворянства, «оскотинивание», в своем роде, самодурная и никем не контролируемая власть «барства дикого» в своих вотчинах, низкий уровень образования молодых поместных дворян, характерных для того времени. Молодой человек, любимый Софьей, обладает всеми достоинствами, которые можно пожелать в своем избраннике, но, не будь её дяди-защитника, у девушки был бы небогатый выбор – стать или Скотининой, или Простаковой – власть помещицы Простаковой в её имении никем не оспариваема.

Произведение «Недоросль» – это комедия, написанная по требованиям драматургии классицизма: единству места, времени и действия. Основные герои строго разделены на положительных – Стародуб, Правдин, и отрицательных – мать и сын Простаковы, Скотинин. Так же принцип «говорящих фамилий», как мы видим, тоже не нарушен.

Сирота Софья главным персонажем не является – хотя о ней самой говорится мало, она – способ показать положительные или отрицательные черты героев. А вот Правдин, Стародуб, Простаковы и Скотинин – это главные герои, и они чётко противопоставлены друг другу. Есть и второстепенные персонажи: Простаков-муж, слуги Простаковых, учителя Митофана, его нянька и возлюбленный Софьи Милон. Они помогают раскрытию образов главных героев.

Как ни странно, положительные герои выглядят бледно и схематично в сравнении с отрицательными, праведные в негодовании, безошибочные в оценках. В этом минус классицистической драматургии – положительный персонаж не должен был иметь ни одной отрицательной черты, что делало его не очень правдоподобным. То ли дело отрицательные герои – в отношении их можно было бы экспериментировать, поэтому даже более живой, чем Правдин и Стародуб, выглядит госпожа Простакова.

Да, она подлая, низкая женщина, держащая под железной пятой своих мужа и брата, считает за «скот» крепостных, — но она мать, безумно любящая свое единственное чадо, в котором не видит недостатков. Это делает её почти симпатичной, если не забывать, что её дитятко-недоросль не вызывает обожания ни у кого, кроме нее. Простаков совершенно под башмаком у жены, не имеет своего мнения, и часто бывает ею бит. Да и об интересах брата Скотинина она, сама, будучи в девичестве Скотнининой, готова забыть, когда заходит речь о её ненаглядном Митрофане.

Сам сынок тяготится материнской любовью, и когда появляется возможность сбежать от матери, не колеблясь, использует мать, показывая, что воспитала Простакова того же Скотинина по сути.

Ещё более нелепым выглядит её брат, мечтающий населить все вокруг свиньями, да и жене – если уж её деньги помогут ему в этом благородном начинании, готов на радостях отвести светёлку. Но и он побаивается властной сестрицы, поэтому судьба Софью бы ожидала только такая, как наметила Простакова. Да и если б Милон не спас её – подлость была бы совершена, а Простакова уверена в своем праве совершать подлости по отношению к подвластным ей людям.

Не менее непривлекателен и сам «недоросль» — дитятко, которое ещё «недостаточно образовано» для Петербурга, но уже готово к женитьбе. Недоросль знает отличие «существительной» от «прилагательной»; преуспел в арифметике, помножая ноль на ноль; поднаторел, слушая «историю» за «историей» своей ключницы, презирает недворянскую науку «еоргафию». Дитятко бессовестно, угодливо к тем, от кого зависит, обжорливо, лениво – эти черты, в конечном счёте, вырисовывают на редкость несимпатичную личность, которая уже сформировалась и не изменится. Ему безразлично, куда идти, когда его благостное состояние разрушено.

Безусловно, посмотрев комедию на сцене, многие современники Фонвизина увидели в ней себя. В конечном счёте, Фонвизин впал в опалу – такой неприкрытый вызов не мог привести ни к чему иному. Но литературные «потомки» высоко оценили произведение. А.С. Пушкин писал о нем: «Блистал Фонвизин, друг свободы».

«Недоросль» стал необходимым звеном в цепи преемственности для тех писателей и поэтов, которые творили позднее. Для того, чтобы развить свободолюбивые идеи, нужен тот, кто их впервые вынесет на широкий суд общественности, бросит зерно. И Фонвизин идеально исполнил эту роль.

Выходит Стародум. Глянув на книгу Софьи и увидев, что её автор – Фенелон , он хвалит её за хороший выбор чтения. Стародум признаёт Фенелона высоконравственным писателем, но не жалует «нынешних мудрецов» – философов-просветителей , ибо они «искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель».

Денис Иванович Фонвизин

Стародум и Софья заводят беседу о нравственности и морали. Стародум советует, чтобы Софья, вступая во взрослую жизнь, искала себе достойных друзей и шла прямой и честной дорогой, невзирая на злословие и зависть. Софья спрашивает: правда ли, что счастье состоит в знатности и богатстве? Стародум отвечает: степень знатности надо рассчитывать по числу дел, которые человек совершил для отечества, а богатство – по величине средств, отдаваемых зажиточным гражданином на помощь неимущим. Стародум убеждает племянницу: без добродетели не бывает прочного счастья. Человека, который заботится лишь о собственных выгодах, всегда терзает мысль, как бы не «сверзиться» с вершины довольства. Среди людских качеств важен ум, но он ценен, лишь если соединён с благонравием. Стародум излагает Софье и свои мысли насчёт обязанностей дворянина. По его мнению, дворянское звание пристало лишь тем, кто оправдывает его важными и полезными делами. Прочие же дворянами быть недостойны. В человеческой жизни очень важны и семейные добродетели. Муж и жена должны состоять в сердечной дружбе друг с другом и не предаваться порочному поведению, которое рушит семью, лишает детей отца и матери.

Софья восхищается советами Стародума, которые совпадают с её собственным душевным настроением.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление III

Подошедший камердинер подаёт Стародуму письмо, присланное ему из Москвы графом Честаном. Стародум просит, чтобы Софья сходила за его очками.

Явление IV

Оставшись один, Стародум замечает вслух, что граф в письме, вероятно, возобновляет своё прежнее предложение: выдать Софью за своего племянника Милона.

Явление V

Софья приносит очки. Стародум читает письмо Честана. Граф действительно пишет о Милоне, извещая, что тот сейчас ведёт в Москву солдатскую команду.

Явление VI

Правдин подводит к Стародуму офицера, которого тот раньше уже мельком здесь видел, и представляет его: «Милон». Удивлённый и обрадованный Стародум говорит Милону, что много слышал о достоинствах его характера из рассказов графа Честана. Милон отвечает очень скромно, однако Стародуму, известно: этот юноша уже бывал в боях и проявил себя отважным офицером. Дальнейший разговор ещё сильнее убеждает его в благородстве Милона.

Замечая симпатию собеседника, Милон просит у Стародума руки Софьи, которая подтверждает, что их любовь друг к другу взаимна. Стародум тут же восхищённо соединяет их руки, давая согласие на брак.

Явление VII

Подходит Скотинин. Ничего не зная о произошедшей только что сцене, он вновь начинает просить у Стародума руки Софьи. Стародум отказывает, говоря, что не желает отдавать племянницу за малознакомого человека. Скотинин расписывает достоинства своего рода, уверяя, что он древнее самого Адама . Все начинают смеяться, ибо, согласно Библии, до Адама бог создал «зверей земных» и, значит, род Скотинина вправду идёт от скотины.

Озадаченный Скотинин начинает подозревать, что Милон – его соперник, но рассчитывает легко взять верх над ним.

Явление VIII

Входят господин и госпожа Простаковы с Митрофаном. Родители начинают расхваливать Митрофана перед Стародумом как завидного жениха для Софьи. Они особенно упирают на то, что их сын «обучен всем наукам».

Правдин и Стародум решают сделать краткий экзамен познаниям Митрофана. Правдин осведомляется, знаком ли недоросль с грамматикой, и, услышав, что да, спрашивает: слово «дверь» – существительное или прилагательное? Митрофан отвечает, что та дверь, которая уже висит на петлях, – «прилагательна, ибо приложена к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Стародум смеётся: «Так у тебя и слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?» – Митрофан подтверждает: «Да».

Он рассказывает, что «так же силён и в истории», ибо постоянно слушает различные истории от немца Вральмана и скотницы Хавроньи. Правдин интересуется: а как насчёт географии? Оказывается, что ни Митрофан, ни его родители даже не слышали названия такой науки. Правдин объясняет: это – описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь». Простаковой такая наука кажется несерьёзной: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Дворянин только скажи: повези меня туда, – они и свезут, куда изволишь. Вот мой батюшка был воеводой 15 лет. Так он даже грамоте не знал, зато после каждого просителя что-нибудь клал себе в железный сундук, да так и помер, на нём лежучи».

Скотинин вспоминает их общего дядю, Вавилу Фалалеича. Тот о грамоте и не слыхивал, но голова у него была сильная: раз он во хмелю разогнался на борзом иноходце через каменные ворота и хватил лбом об их притолоку, так что его аж пригнуло из седла к земле затылком. «Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» Стародум смеётся: «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».

Правдина извещают, что ему доставили какой-то пакет, и он идёт за ним. Милон уходит давать приказания солдатам.

Явление IX

Стародум говорит, что не отдаст Софью ни за Скотинина, ни за Митрофана, потому что она уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения.

Стародум уводит Софью. Скотинин и госпожа Простакова в злобе бегают по сцене, задумывая что-то недоброе.



Вверх