Альберти леон баттистаархитектура и биография. Биография Альберти картины

А. — выходец из знатной купеческой семьи Флоренции, представители которой играли важную роль в политике республики и в результате смут и перемен власти в конце XIV в. были вынуждены отправиться в изгнание. А. был рожден вне законного брака, но получил хорошее воспитание под руководством гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем образование в Болонском университете, где изучал каноническое право , физику и математику и получил титул доктора в 1428. Отец А. Лоренцо умер в 1421, и будущий гуманист испытывал материальные затруднения вследствие трений с душеприказчиками, которые, видимо, не одобряли его увлечения науками. К этому периоду восходят первые известные сочинения А.: комедия «Филодокс» (Philodoxeos, 1424) и трактат «О выгодах и неудобствах научных занятий» (De commodis litterarum atque incommodis, 1428-1429), а также диалоги и стихи на народном языке. Пьеса была подписана псевдонимом Лепид и получила распространение как произведение античного автора. Очевидно, что А. решил добиться признания в качестве писателя и ученого, избрав обычную в этом случае духовную карьеру; есть предположение, что в качестве секретаря кардинала Альбергати он совершил путешествие по Европе. К 1432 относится булла папы Евгения IV, разрешающая А., несмотря на его статус побочного сына, занимать церковные должности; он стал аббревиатором (составителем документов) при курии и получил бенефиции , обеспечивавшие некоторый достаток. В это время Баттиста приступает к сочинению диалогов «О семье» (Della famiglia, первые 3 книги 1433-1434, 4-я ок. 1440), посвященных прославлению его рода и города, куда он вместе с другими Альберти получил доступ с 1428. В Риме и Флоренции А. общается с известными гуманистами — Л. Бруни, Поджо Браччолини, Ф. Бьондо — и художниками — Брунеллески, Донателло , Мазаччо, Гиберти и др. Его интерес к искусству выливается в подготовку трактата «О живописи» (De picturа, 1435), на латинском и народном языках, небольшого «Описания города Рима» (Descriptio Urbis Romae, рубеж 1450-х) и трактата «О статуе» (De statua), а также монументального труда «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria libri decem, 1452), составившего А. славу крупнейшего теоретика архитектуры после Витрувия, сочинение которого послужило моделью для трактата. В 30—40-е был написан ряд небольших литературных произведений на латыни, в том числе «Пес» (Canis) и «Муха» (Musca), подражающие греческому сатирику Лукиану, как и составлявшиеся в разное время «Застольные беседы» (Intercoenales). Ряд латинских и итальянских сочинений А. посвящены темам любви и брака, хотя сам он никогда не был женат; по его инициативе в 1441 во Флоренции организовали поэтическое состязание Certame coronario, на которое он представил первые гекзаметры на литературном итальянском языке на тему «О дружбе». В тех спорах гуманистов об употреблении латинского и народного языков А. выступал за равноправие последнего и, в частности, написал «Грамматику тосканского языка» (Grammatica della lingua toscana), хотя признавался, что владеет им не совсем в совершенстве. К началу 1440-х гг. относятся два итальянских диалога на моральные темы «Теодженио» (Theogenius) и «Спасающиеся от несчастий» (Profugiorum ab aerumna, Della tranquillità dell’animo), в которых способность человека противостоять фортуне по сравнению с «Книгами о семье» оценивается более пессимистически. После возвращения вместе с папским двором в Рим в 1443 А. много времени уделяет архитектурным проектам и сочинениям научно-прикладного характера. Из литературных произведений заслуживают упоминания политико-социальная сатира «Мом» (Momus, ок. 1450), итальянские диалоги «Ужин в домашнем кругу» (Cena familiaris) и «Домострой» (De Iciarchia, 1468), снова возвращающиеся к теме семьи как базового социального института и дома как метафоры организующего и творческого начала в человеческом мире. Трактат А. о зодчестве принес автору некоторую известность и заказы на архитектурные проекты от его влиятельных друзей и покровителей. А. выступает в них прежде всего как интеллектуал и знаток античной архитектуры, воплощающий ее принципы в новом духе, его работы, как и литератуный труд, оплачивались милостями, дарами и протекцией, в которой он особенно нуждался после упразднения коллегии аббревиаторов при Павле II в 1464. А. неоднократно выступал как консультант при перестройке старых кварталов и городов, в частности Борго в Риме при Николае V и, предположительно, Пиенцы, города Пия II . Его архитектурные проекты также связаны, в основном, с переделкой существующих зданий и почти все остались незаконченными. Первым из таких проектов стал собор Сан-Франческо в Римини, известный также под названием храм Малатесты (1453-1454), еще две церкви были начаты в Мантуе по заказу маркиза Лодовико Гонзага — Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1470); по его же просьбе А. переделывал кафедру церкви Сантиссим-Аннунциата (1470) во Флоренции. Во Флоренции А. спроектировал ряд построек для семьи Ручеллаи — Палаццо Ручеллаи (50-е), фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-1470), темпьетто Св. Гроба в старинной церкви Сан-Панкрацио (1467). Ему приписывается иногда авторство виллы Медичи во Фьезоле. Еще в 1440-е А. консультировал своего друга и покровителя маркиза Леонелло д’Эсте в Ферраре. В архитектурных работах А. исходил из идеальных геометрических форм, числовых пропорций, основанных на музыкальной гармонии, и подражал античным сооружениям, в первую очередь триумфальным аркам. Он широко использовал ордерную систему в разных сочетаниях, чему позднее подражали многие архитектурные стили. Широту интересов и способностей А. отражают такие его труды, как «Математические забавы» (Ex ludis rerum mathematicarum, ок. 1452), «Житие святого Потита» (Vita Sancti Potiti, 1433), «О животном коне» (De equo animante, начало 40-х), «О составлении шифров» (De Componendis Cifris, 1467), первый в новой истории трактат по криптографии. А. ставил опыты по оптике, занимался археологией , пытался поднимать затонувшие римские суда, проектировал водопровод и фонтаны, изучал картографию и астрономию. Не все сочинения А. сохранились, сведения о его архитектурной деятельности во многом неопределенны, ряд атрибуций вызывает сомнения. Творчество А., как и его биография, в некоторых чертах типично для своего времени (увлечение античными авторами и образцами, разносторонность, интерес к проблемам языка и красотам речи, идея подражания природе, размышления о человеческих способностях и возможностях, приоритет, отдаваемый земной славе). Как теоретик искусства он развил принципы перспективы, открытые флорентийскими мастерами, и на основе античного опыта пришел к новому синтезу умозрительных и прикладных элементов архитектуры и других видов творчества, сокровенного «герметического» и опытного знания. Красоту он понимал как уникальную гармонию частей и единство в разнообразии. Образ зодчего приобрел у А. расширительный смысл созидателя идеального дома как жилища для отдельного человека, семьи и общества (метафора города). Вместе с тем сочинения А. порождают по сей день довольно разноречивые толкования. В них хорошо заметны стремление к самобытности, пусть в рамках традиции, критическое отношение к авторитетам, апология деятельных достоинств и одновременно моралистический пессимизм и ирония по отношению почти ко всем социальным институтам. Одни исследователи видят в этом выражение внутреннего разлада или творческой эволюции писателя, другие — жанровое разнообразие его манеры. Собеседниками и часто друзьями А. были самые именитые гуманисты, но ряд историков подчеркивает его расхождения с литературной элитой. В. Зомбарт считал А. выразителем «мещанского духа», хотя в творчестве этого выходца из крупнейшего торгового дома аристократические и семейные ценности образуют единый сплав с буржуазными и «индивидуалистическими». Многоликость А. и его стремление действовать в пространстве между «быть» и «казаться» составляют характерную черту не только личности мыслителя, но и всей эпохи.

Сочинения:

Десять книг о зодчестве. (Также «Математические забавы и отрывки из ряда других соч.) / Пер. В. П. Зубова. М., 1935-1937. Т. I-II;

Книги о семье / Пер. М. Юсима. М., 2008;

О семье / Пер. О. Ф. Кудрявцева // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. C. 362-411;

Описание города Рима (Descriptio urbis Romae) / Пер. Д. А. Баюка. Firenze, 2005;

Религия. Добродетель. Рок и Фортуна / Пер. с лат. Н. А. Федорова // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985. C. 152-161;

Alcune intercenali inedite / A cura di E. Garin // Rinascimento.1964. Vol. IV. P. 125-258;

De re aedificatoria libri X / Ed. Angelus Polizianus. Florentiae, Nicolaus Laurentii, 1485 (repr. München, 1975);

Deiphira, sive Opus in amoris remedio. Mediolani, per A. Zarotum, 1471;

I dieci libri de l’architettura ne la volgar lingua con molta diligenza tradotti, Vinegia, V. Valgrisi, 1546;

Opera. S. l., s. a, (1499);

Opera inedita et pauca separatim impressa / A cura di G. Mancini. Florentiæ, 1890;

Opera omnia / F. Furlan curante. Paris, Les belles lettres. Vol. I-XXIV;

Opere volgari, per la più parte inedite e tratte dagli autografi, annotate e illustrate dal dott. A. Bonucci. Firenze, 1843-1849. Vol. I-V;

Opere volgari / A cura di C. Grayson. Bari, 1960-1966 (1973). Vol. I-III;

Opuscoli Morali di Leon Batista Alberti, gentil’huomo fiorentino. Venezia, 1568;

Opuscoli inediti. «Musca», «Vita S. Potiti» / A cura di C. Grayson. Firenze, 1954;

Vita / А cura di R. Fubini e A. Menci Gallorini // Rinascimento, n. s. 1972. Vol. XII. P. 68-78;

Vita anonima // Rerum Italicarum scriptores / Ed. Lodovico Muratori, Milano, 1751. Vol. XXV. P. 295A, 299.

Баттиста Альберти, Леон Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista), (1404-1472), итальянский ученый, литератор, теоретик искусства, архитектор эпохи Раннего Возрождения Альберти появился на свет в семье влиятельного флорентийского купца. Семья Альберти, находившаяся в то время в изгнании, была вынуждена обосноваться в Генуе, где 14 февраля 1404 года и родился Леон Баттиста.

Жизнь Баттиста

Изучал древние языки и математику в Падуе у известного гуманиста Гаспарино де Барриццы, после чего продолжил образование в Болонском университете, изучая каноническое право, греческую философию и литературу. Проявил выдающиеся способности по всем дисциплинам и стал автором нескольких литературных произведений. По окончании университета в 1428 г. получил степень доктора канонического и гражданского права. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Творчество Альберти Многогранность интересов Альберти - классический пример универсальности и широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Одаренность и разностороннее образование позволили ученому внести значительный вклад не только в литературу, теорию искусства и архитектуру - Леон Баттиста также занимался изучением проблем педагогики и этики, математики и картографии. Одно из главных положений в его гуманистической концепции - учение о гармонии как изначально присущей человеку неотъемлемой сущности. Каждое разумное существо должно не только воплощать гармонию в своем образе жизни, но и распространять ее вовне. Идея физического и нравственного самосовершенствования чуть ли не впервые была противопоставлена официальной церковной ортодоксальной доктрине. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе - первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. После римского восстания. В 1434 году влиятельный род Колонна поднимает в Риме восстание, в результате чего Альберти, находящийся при дворе папы Евгением IV, оказывается во Флоренции. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески - «Три книги о живописи». В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Примерно в 50-60-е гг. Альберти написал «Застольные беседы». Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу принадлежит оригинальная концепция многоалфавитного шифра, послужившая заметным вкладом в развитие криптографии. Являлся активным сторонником использования народного итальянского языка в литературе - многие из его сочинений написаны на вольгаре, что способствовало популяризации его идей среди разных слоев общества.

Палаццо Ручеллаи. Каждый из трёх этажей здания декорирован пилястрами одного из 3-х классических ордеров - тосканского (1 этаж), коринфского (3 этаж); 2 этаж вместо ионического ордера содержит пилястры с оригинальной капителью, авторство которой принадлежит Альберти

Альберти и его влияние на архитектуру

В роли архитектора Альберти оказал немалое влияние на формирование стиля Высокого Возрождения, развивая вслед за Филиппо Брунеллески в зодчестве античные мотивы. Палаццо Ручеллаи (Флоренция), возведённый Бернардо Росселлино в 1446-1451 гг. по проекту Альберти, является одним из первых образцов светской архитектуры той эпохи.

Базилика Сант Андреа (Мантуя), «величайший, удивительный и вечный храм». Построен в форме латинского креста, главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки, разделенной на три части велтенскими пилястрами.

По его проектам были перестроены и оформлены фасады церквей Санта-Мария-Новелла, Сан-Франческо (Римини), Сан-Себастьяно и Сант-Андреа (Мантуя). В них были использованы древнеримские архитектурные мотивы (триумфальные аркады и арки). Архитектурные идеи одного из крупнейших авторитетов в проектировании храмов «нового образца» Леона Баттиста Альберти оказали значительное влияние на формирование архитектуры эпохи кватроченто - раннего итальянского Возрождения.

Санта Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) — церковь во Флоренции. Великолепный портал и верхняя часть церкви с её чёткой ритмикой квадратов инкрустированы мрамором. Композиция квадратов ограничена с трёх сторон геральдическими символами семьи Ручеллаи

Многообразная жизнь Альберти Не ограничиваясь архитектурой, Альберти занимался скульптурой и живописью. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Несмотря на то, что Альберти основную часть своей жизни провел в Риме, наибольшее влияние на его творчество и мировоззрение оказала культурная и художественная атмосфера Флоренции. Одаренный от природы и получивший блестящее образование, Альберти был сведущ во многих видах искусства - теоретик и практик зодчества был также и успешным литератором, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке и умел играть на органе. Как гуманиста, Альберти интересовали самые разные аспекты личности и общества, он исследовал семейные устои и принципы хозяйствования, мораль и этику, вопросы психологии, права и политики. Альберти не ограничивался гуманистическими науками - он был автором трудов по математике и механике, графологии и криптологии, ему принадлежит изобретение различных приборов и инструментов. Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с трудолюбием и упорством занимался физическими и военными упражнениями, развивал и совершенствовал в себе лучшие человеческие черты - сдержанность, человеколюбие, способность к пониманию, щедрость.

Наиболее известные архитектурные проекты Леон Баттиста Альберти:

1. Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai) (1446-1451, Флоренция)

2. Фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470, Флоренция)

3. Фасад церкви Сан-Франческо (Римини) 4. Церковь Сан-Себастьяно (Мантуя)

Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404-1472) - выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.
В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него - «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы - об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидактические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре - он предназначает их для многочисленных читателей.

У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних - Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки, других мыслителей. Ее главный тезис - гармония как непреложный закон бытия. Это и гармонически устроенный космос, порождающий гармоническую связь человека и природы, индивида и общества, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны - слепого случая, способного разрушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом - они даны ему от рождения. Все потенциальные способности человека Альберти объединяет емким понятием virtu (итал., дословно - доблесть, способность). Воспитание и образование призваны развить в человеке естественные свойства натуры - способность познавать мир и обращать себе на пользу добытые знания, волю к активной, деятельной жизни, стремление к добру. Человек по натуре творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд - вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно - в гармонии личных и общественных интересов, в душевном равновесии, в земной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела. Этика Альберти носила последовательно светский характер, она была полностью отделена от теологической проблематики. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни - именно в ней человек может раскрыть природные свойства своей натуры.
Одной из важных форм гражданской активности Альберти считал хозяйственную деятельность, а она неизбежно связана с накопительством. Он оправдывал стремление к обогащению, если оно не порождает чрезмерной страсти к стяжательству, - ведь она может лишить человека душевного равновесия. В отношении к богатству он призывает руководствоваться разумной мерой, видеть в нем не самоцель, а средство служения обществу. Богатство не должно лишать человека нравственного совершенства, наоборот, оно может стать средством для воспитания добродетели - щедрости, великодушия и т. д. В педагогических идеях Альберти овладение знаниями и обязательный труд играют ведущую роль. Он возлагает на семью, в которой видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает самодовлеющими: можно отказаться от государственной деятельности и сосредоточиться на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосостояние целого зависит от благосостояния его частей. Акцент на семье, заботах о ее процветании отличает этическую позицию Альберти от идей гражданского гуманизма, с которым его роднит нравственный идеал активной жизни в обществе.

Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения.

"Должен был появиться человек, - писал Леонардо Ольшки, - который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти".

Леон Баттиста Альберти родился 18 февраля 1404 года в Генуе. Его отец - Леонардо Альберти, внебрачным сыном которого был Леон, принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанной из родного города политическими противниками.

Первоначальное образование Леон Баттиста получил в Падуе, в школе известного гуманиста-педагога Гаспарино да Барцицца, а после смерти отца в 1421 году уехал в Болонью, где изучал в университете каноническое право и посещал лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. По окончании университета в 1428 году ему было присвоено звание доктора канонического права.

Хотя в Болонье Альберти попал в блестящий круг литераторов, собиравшихся в доме кардинала Альбергати, эти университетские годы были для него тяжелыми и неудачливыми: смерть отца резко подорвала его материальное благополучие, тяжба с родственниками из-за наследства, незаконно ими отторгнутого, лишала его покоя, чрезмерными занятиями он подорвал свое здоровье.

Со студенческими годами связано начало увлечений Альберти математикой и философией. В ранних сочинениях Альберти ("Филодоксус", "О преимуществах и недостатках науки", "Застольные беседы") болонского периода ощущаются беспокойство и тревога, сознание неотвратимости слепой судьбы. Соприкосновение с флорентийской культурой, после разрешения вернуться на родину, способствовало изживанию этих настроений.

Во время поездки в свите кардинала Альбергати по Франции, Нидерландам и Германии в 1431 году Альберти получил массу архитектурных впечатлений. Последующие затем годы пребывания в Риме (1432-1434) явились началом его многолетних штудий памятников античного зодчества. Тогда же Альберти стал изучать картографию и теорию живописи, одновременно работая над сочинением "О семье", посвященном проблемам морали.

В 1432 году по протекции влиятельных покровителей из высшего клира Альберти получил должность в папской канцелярии, где и прослужил более тридцати лет.

Лучшие дня

Трудолюбие Альберти было поистине безмерно. Он полагал, что человек, подобно морскому кораблю, должен проходить огромные пространства и "стремиться трудом заслужить похвалу и плоды славы". Как писателя, его одинаково интересовали и устои общества, и жизнь семьи, и проблематика человеческой личности, и вопросы этики. Он занимался не только литературой, но и наукой, живописью, скульптурой и музыкой.

Его "Математические забавы", как и трактаты "О живописи", "О статуе", свидетельствуют об основательных познаниях их автора в области математики, оптики, механики. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха, отчего рождается гигрометр.

Задумывается над созданием геодезического инструмента для измерения высоты зданий и глубины рек и для облегчения нивелировки городов. Альберти проектирует подъемные механизмы для извлечения со дна озера затонувших римских кораблей. От его внимания не ускользают и такие второстепенные вещи, как культивирование ценных пород лошадей, тайны женского туалета, код шифрованных бумаг, форма написания букв.

Разнообразие его интересов настолько поражало его современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: "Скажи мне, чего не знал этот человек?", а Полициано, упоминая Альберти, предпочитал "молчать, нежели сказать о нем слишком мало".

Если попытаться дать общую характеристику всему творчеству Альберти, то наиболее очевидным будет стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль.

В 1434-1445 годах в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, Ферраре, Болонье. Во время длительного пребывание во Флоренции, он завязал дружеские отношения с основоположниками ренессансного искусства - Брунеллески, Донателло, Гиберти. Здесь им были написаны его трактаты о скульптуре и живописи, а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке - "О семье", "О душевном спокойствии", которые сделали его общепризнанным теоретиком и ведущей фигурой нового художественного движения.

Многократные поездки по городам Северной Италии также немало способствовали пробуждению у него живого интереса к разнообразной художественной деятельности. Вернувшись в Рим, Альберти с новой энергией возобновил свои штудии античной архитектуры и в 1444 году приступил к составлению трактата "Десять книг о зодчестве".

К 1450 году трактат вчерне был закончен и два года спустя в более выправленной редакции - той, которую известна сегодня, - был дан на прочтение папе Николаю V. Альберти, поглощенный в дальнейшем своими проектами и постройками, оставил свое сочинение не вполне законченным и более к нему не возвращался.

Первые архитектурные опыты Альберти обычно связываются с его двукратным пребыванием в Ферраре, в 1438 и 1443 годах. Находясь в дружеских отношениях с Лионелло д"Эсте, ставшим в 1441 году маркизом Феррарским, Альберти консультировал сооружение конного памятника его отцу, Никколо III.

После смерти Брунеллески в 1446 году во Флоренции среди его последователей не осталось ни одного зодчего, равного ему по значению. Таким образом, на переломе века Альберти оказался в роли ведущего зодчего эпохи. Только теперь он получил настоящие возможности реализовать свои архитектурные теории на практике.

Все постройки Альберти во Флоренции отмечены одной примечательной особенностью. Принципы классического ордера, извлеченные мастером из римской античной архитектуры, применены им с большой тактичностью к традициям тосканского зодчества. Новое и старое, образуя живое единство, придает этим постройкам неповторимо "флорентинский" стиль, весьма отличный от того, в каком были выполнены его сооружения в Северной Италии.

Первой работой Альберти в родном городе был проект дворца для Джованни Ручеллаи, строительство которого вел между 1446 и 1451 годами Бернарде Росселлино. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. На традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы "накладывает" сетку классических ордеров.

Вместо массивной стены, образованной рустованной кладкой каменных блоков, мощный рельеф которых постепенно сглаживается по мере движения вверх, перед нами гладкая плоскость, ритмически расчлененная пилястрами и лентами антаблементов, четко очерченная в своих пропорциях и завершаемая значительно вынесенным карнизом.

Небольшие квадратные окна первого этажа, высоко поднятые от земли, колонки, разделяющие окна двух верхних этажей, дробный бег модульонов карниза чрезвычайно обогащают общую ритмику фасада. В архитектуре городского дома исчезают следы былой замкнутости и тот "крепостной" характер, что был присущ всем другим дворцам Флоренции того времени. Не случайно Филарете, упоминая в своем трактате постройку Альберти, отметил, что в ней "весь фасад... сделан в античной манере".

Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, "пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад церкви Церковь Санта-Мария Новелла", поручив проект его Альберти. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами.

Это затруднило его задачу, ибо, не разрушая сделанного, он вынужден был включить в своей проект элементы старой декорации - узкие боковые двери со стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, разбивку нижней части фасада тонкими лизенами с аркатурой в проторенессансном стиле, большое круглое окно в верхней части. Его фасад, строительство которого велось между 1456 и 1470 годами мастером Джованни да Бертино, явился своеобразной классической перефразировкой образцов проторенессансного стиля.

По заказу своего покровителя Альберти исполнил и другую работу. В церкви Сан-Панкрацио, примыкавшей к задней стороне Палаццо Ручеллаи, в 1467 году по проекту мастера была выстроена фамильная капелла. Декорированная пилястрами и геометрической инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, она стилистически близка к предыдущей постройке.

Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу "возрождения" римской античной архитектуры.

Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем. К концу 1440-х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель, и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер - миниатюрист и медальер Матгео де"Пасти.

Судя по медали Маттео де"Пасти, датированной юбилейным 1450 годом, на которой был изображен новый храм, проект Альберти предполагал радикальную перестройку церкви. В первую очередь намечалось с трех сторон сделать новые фасады, а затем возвести новый свод и хор, перекрытый большим куполом.

Альберти получил в свое распоряжение весьма ординарную провинциальную церковь - приземистую, со стрельчатыми окнами и широкими стрельчатыми арками капелл, с простой стропильной кровлей над главным нефом. Он задумал превратить ее в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними святилищами.

Монументальный фасад в форме двухъярусной триумфальной арки имел очень мало общего с привычным обликом итальянских церквей. Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима.

К сожалению, замысел Альберти был осуществлен только отчасти. Строительство затянулось. Главный фасад храма так и остался незавершенным, а то, что в нем было сделано, не совсем точно соответствовало первоначальному проекту

Одновременно со строительством "Храма Малатесты" в Римини по проектам Альберти возводилась церковь в Мантуе. Маркиз Мантуанский, Лодовико Гонзага, покровительствовал гуманистам и художникам. Когда в 1459 году Альберти появился в Мантуе в свите папы Пия II, он встретил у Гонзага очень теплый прием и сохранил дружеские отношения с ним до конца своей жизни.

Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан-Себастьяно. Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе. По меньшей мере еще дважды, в 1463 и 1470 годах, Альберти приезжал в Мантую, чтобы следить за ходом работ, вел переписку по этому поводу с маркизом и Фанчелли:

Новая церковь Альберти была центрической постройкой. Крестообразная в плане, она должна была перекрываться большим куполом. Три короткие выступающие трибуны заканчивались полукруглыми апсидами. А со сторонычетвертой к церкви примыкал широкий двухэтажный нар текс-вестибюль, образуя фасад, обращенный на улицу.

Там, где нартекс своей задней стеной соединялся с более узкой входной трибуной, по обе стороны от нее, заполняя свободное пространство, должны были возвышаться две башни-колокольни. Здание высоко поднято над уровнем земли. Оно возведено на цокольном этаже, который представлял собой обширную крипту под всем храмом с отдельным входом в нее.

Фасад Сан-Себастьяно был задуман Альберти как точное подобие главного портика древнеримского храма-периптера. К пяти входам в вестибюль вела высокая лестница, ступени которой простирались на всю ширину фасада, полностью скрывая проходы в крипту.

Его идея украшения стены пилястрами большого ордера примиряет доктрину классической архитектуры, за которую он так ратовал в своем трактате, с практическими потребностями зодчества его времени.

Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Более того, постройка Альберти явилась образцом для всего последующего церковного зодчества позднего Возрождения и барокко.

По ее типу были построены венецианские церкви Палладио, "Иль Джезу" Виньолы и множество других церквей римского барокко. Но особенно важным для архитектуры Высокого Возрождения и барокко оказалось нововведение Альберти - применение большого ордера в декорации фасада и интерьера.

В 1464 году Альберти оставил службу в курии, но продолжал жить в Риме. К числу последних его работ относится трактат 1465 года, посвященный принципам составления кодов, и сочинение 1470 года на моральные темы. Умер Леон Баттиста Альберти 25 апреля 1472 года в Риме.

Последний проект Альберти осуществился в Мантуе, после его смерти, в 1478-1480 годах. Это Капелла дель Инкороната мантуанского собора. Архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды, прямоугольные порталы дверей - все выдает классицизирующий стиль позднего Альберти.

Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д"Эсте, Федериго де Мон-тефельтро).

И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло, с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у них тайны их искусства

Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой, искусством, наукой, классической литературой. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Из-за жизненных неудач склонный к пессимизму и одиночеству, он постепенно пришел к приятию жизни во всех ее проявлениях

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одаренный и образованный, он внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией.

Леон Баттиста принадлежал к влиятельной купеческой фамилии Альберти, изгнанной из Флоренции политическими противниками. Завершив юридическое образование в университете Болоньи, он получил должность секретаря в Римской курии, где прослужил тридцать лет. В 40-е годы началась архитектурная практика Альберти; он создал в новом, ренессансном стиле проекты храмов в Римини и Мантуе, дворца Ручеллаи во Флоренции.

В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии». Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия.

Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста - морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом, или о государе». Выдающийся мыслитель и талантливый писатель, Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Все это придает образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета.

Именно такой тип человека воплощен в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Исходная посылка гуманистической концепции Альберта - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включенный в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства.

Гармонию человека и природы определяет его способность к познанию мира, к разумному, устремленному к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберта возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.

Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберта ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных.

Труд для Альберта - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъема, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.

«Искусство жить постигается в деяниях», - подчеркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберта как самостоятельное направление в гуманизме.

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберта отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».

В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, ее внутреннюю гармонию.

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием.

Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимым (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определенных обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы.

Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждется на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоев, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику задний, улиц, площадей.

Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам - кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.

Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий - школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, ученый и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.

Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме» и «Застольных беседах», но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.



Вверх