Академический рисунок здания. Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы. Отработка приёмов работы с карандашом

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Приветствуем вас на сайте "Школа рисования" , наш лозунг "Научиться рисовать легко" .На нашем сайте собраны лучшие уроки рисования, масляная живопись, графика, уроки рисования карандашом, рисование темперой .Вы легко и быстро научитесь рисовать натюрморт, пейзаж, и просто красивые картины Наша Художественная школа для взрослых и детей так же предлагает начать обучение удаленно, прямо у себя дома. Мы проводим еженедельно самые интересные курсы по рисованию карандашом, красками и другими материалами.

Художники сайта

Наши уроки рисования составлены лучшими художниками мира. Уроки наглядно, в картинках объясняют как научиться рисовать даже сложные картины .. Наши педагоги высококвалифицированные дизайнеры, иллюстраторы и просто опытные художники.

Мультиформатность сайта

В любом из этих разделов вы найдёте интересную информацию о том как быстро научиться рисовать разными материала, такими как масляные краски, акварель, карандаш (цветной, простой), темпера, пастель, тушь... . Рисуйте с радостью и удовольствием, и пусть вам сопутствует вдохновение. А наша Художественная школа будет делать все необходимое для максимального удобства в обучении рисованию карандашом, красками и другими материалами.

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

Студенты средних и высших художественных учебных заведений не понаслышке знают, что такое академический рисунок, потому что он обычно входит в программу обучения. Это совершенно отдельный который можно отнести к учебным. Опытные живописцы также применяют его в своих работах, но в качестве наброска, подготавливающего к более масштабной и ответственной картине.

Не стоит думать, что его просто рисовать, здесь нужно проявить все свое мастерство, показать искусство наброска, передать объем на плоскости. Обычно выполняется академический но возможны и исключения. Например, иногда мастером выбирается такой материал, как сепия, уголь или сангина. Ими рисовать сложнее, нежели графитным карандашом, поскольку все эти материалы требуют сноровки и навыков в работе. К тому же в случае зарисовки неправильных штрихов уголь стереть уже невозможно.

Академический рисунок выполняется на белой или тонированной бумаге. В первом случае самым светлым оттенком считается лист, а самым темным - насыщенный тон карандаша. На тонированной бумаге для придания рисунку бликов используются светлые мелки. Варьирование тонов от самого светлого до темного зависит от мастерства художника и умения пользоваться материалами.

В зависимости от постановки, различают несколько видов, на которые делится академический рисунок: портрет, фигура в одежде или обнаженная, торс, бюст, кисти рук, разное положение фигуры. Зарисовка картины происходит постепенно, но не из одного угла в другой: части рисунка изображаются одновременно, просто со временем детализируются, уточняются, набирают нужный, более насыщенный тон.

Академический рисунок имеет несколько этапов. Прежде всего, художник должен сделать эскиз, чтобы примерно представлять конечный результат будущей работы. Быстрый набросок позволит понять, как расположить лист, правильно подобрать пропорции, направление движения натурщика, отношение плоскостей и т.д. Затем можно приступать к наброску, чтобы уловить характер портрета или движение фигуры, установить основные пропорции, направление.

Следующим этапом является построение плоскостей, объемов, фигуры, перспективы. Чтобы правдоподобно изобразить человека, необходимо обладать знаниями анатомии тела, знать направление и расположение мышц. Также нужно изобразить плоскости, в которых находится фигура. Последним, завершающим, этапом считается штриховка. Здесь художник должен не только правильно выбрать тон, но и направление штриха, его вид и толщину. Штриховка позволяет изобразить предметы ближе или дальше, в горизонтальном или вертикальном положении, сформировать тень и свет.

Академический рисунок введен в учебную программу многих художественных заведений, потому что он позволяет ученику научиться быстро и четко передавать на бумаге малейшие детали натурщика, его характер, позу, движения. Если человек может позировать на протяжении нескольких часов, что позволяет детально его изучить, то животных или птиц нужно рисовать очень быстро. Такая техника рисования развивает фантазию и сообразительность художника, обучает использованию различных материалов.

Подлинную свободу в творчестве даёт мастерство. И неважно, во сколько лет человек решил научиться рисовать: в 20, 40, 50. Уделяя должное внимание академическому рисунку, вскоре он сможет изобразить на листе бумаги или на холсте то, что ему хочется. Какие советы можно дать начинающему рисовальщику?

1. Постарайтесь не относиться к курсу академического рисунка , как к нудной «школе ». Когда вы научитесь точно передавать на бумаге кубы, конусы, шары - сможете взяться за любой сюжет. Присмотритесь к окружающим предметам: в основе их как раз и лежат обычные геометрические фигуры.

Самое простое, за что можно взяться начинающим - это каркасы фигур , сделанные из проволоки. Взявшись изображать их, легче всего увидеть форму предмета, постичь законы перспективы. Под рукой таких каркасов может не оказаться, но в художественной школе или изостудии они обязательно есть.



2. Макеты. Большую помощь тому, кто только овладевает искусством рисования, окажут макеты тех же геометрических фигур, сделанные из бумаги или картона. Они должны быть светлыми, чтобы художник лучше видел светотень. Рядом с макетом желательно поставить лампу. Тогда тени получатся наиболее яркими и отчётливыми. Можно пометить стрелкой - откуда идёт свет.

3. Литература. Даже если вы занимаетесь в художественной школе или студии , полезно будет иметь дома специальную литературу, посвящённую академическому рисунку. Художник должен работать регулярно, как говорится, «ни дня без линии». А наставник не всегда будет рядом. В этом случае большую помощь окажут книги. Как правило, все они проиллюстрированы. Вы прочитаете про тени, соотношения тонов, перспективу, и многое другое, выполните предложенные упражнения.

Лучшим выбором станут:

  • книга Николая Ли «Основы академического рисунка»
  • работы Берта Додсона «Ключи к искусству рисунка»
  • Бетти Эдвардс «Открой в себе художника».




4. Посуда. Научившись рисовать проволочные каркасы и бумажные макеты, можно переходить к более сложной задаче - изображать фарфоровую или глиняную посуду. Желательно брать самую простую - белую или светлых тонов, без орнаментов и прочих украшений. Ваша цель на данном этапе - точно передать форму предмета.

5. Инструменты. Настоящими помощниками для вас станут качественные рабочие инструменты. В данном случае - это простой карандаш и ластик. Карандаши нужно иметь различной степени мягкости. Грифель можно заострить с помощью очень хорошей точилки, но ещё лучше использовать скальпель.

Ластик художники обычно разрезают по диагонали . Получаются острые углы, с помощью которых можно убрать неудавшиеся мелкие детали. Также у каждого профессионала имеется клячка . Приобрести её можно в специализированных магазинах. С помощью мягкой массы легко ослабить тень на несколько тонов, убрать ненужные линии.


6. Техники. Одна из самых важных задач - научиться наносить штрихи. Быстрее овладеть нужным навыком помогут постоянные тренировки, специальные упражнения. На любом чистом листе бумаги старайтесь быстро нарисовать длинные прямые линии . Секрет в том, что вам не нужно следить за каждым сантиметром, который вы «тянете». Просто соединяйте две намеченные точки.

На листе таких линий может поместиться очень много. Упражняйтесь, пока бумага не станет казаться чёрной. Ещё лучше, если есть возможность закрепить лист на мольберте . В этом случае, вы будете тренировать не только штриховку, но и верную постановку руки.


7. Наставник. В овладении академическим рисунком начинающим большую помощь окажет наставник. Не стоит выбирать его, ориентируясь исключительно на громкое имя или престиж художественной школы. Помните - рядом с педагогом вы должны комфортно себя чувствовать. Учитель сможет дать ответы на все возникающие у вас вопросы, он терпеливо поможет разобраться в сложных для вас моментах. Немало полезного можно почерпнуть из видео уроков и специальной литературы.

8. На начальном этапе не бойтесь рисовать плохо)). Не опускайте руки - редко что-то даётся сразу. Постоянно упражняйтесь - вспомните, как много времени уделяют репетициям танцоры, сколько часов проводят за инструментами музыканты. Никто не заставит вас обнародовать первые свои работы. Сохраните их для себя. Спустя месяцы, когда вы откроете папку с рисунками, вы увидите, какой большой путь прошли, сколь многому научились.


9. От простого к сложному. Не спешите браться за те вещи, которые пока сложны для вас. Если вы, едва лишь начав заниматься, сядете рисовать портрет друга или задумаете изобразить городской пейзаж - результат может разочаровать, и отбить желание посещать уроки академического рисунка. Между тем именно отработка навыков вам сейчас необходима.

Ещё раз хочется напомнить - только приобретя необходимое мастерство, вы сможете реализовать свои творческие планы в полной мере. А помогут эти советы воплотить в жизнь наши педагоги академического рисунка в художественной школе ВДОХНОВЕНИЕ по адресу : Москва, Шлюзовая набережная, 2/1, стр. 4.



Вверх