Агрикола. Новое издание. Кратко о правилах игры Agricola

(лат. — земледелец) — это настолка о нелёгких фермерских буднях, придуманная Уве Розенбергом, немецким игроделом, известным благодаря таким играм как Bohnanza , Mamma Mia! , Le Harve и, конечно же, сама Agricola .

Игра повествует о жизни европейских фермеров времён XVII века и предлагает взять на себя управление небольшим семейством, владеющим клочком земли. Начав с семейной пары, проживающей в двухкомнатном деревянном домике, в процессе игры игрокам предстоит вскапывать поля и засеивать их овощами и зерном, строить загоны для домашних животных и разводить скотину, пристраивать к хижине новые комнаты и обкладывать её кирпичом, а после — камнем, мастерить всяческие полезные приспособления, рыбачить, заготавливать дерево, добывать глину и даже заводить детей. И, самое важное, между всем этим не забывать о пропитании своей семьи.

B Agricola могут играть до 5 человек (правилами предусмотрен и сольный вариант). Длительность партии варьируется в зависимости от числа участников и определяется по формуле «количество игроков х 30 минут». Так, партия вдвоём длится примерно час, а игра на пятерых около двух с половиной часов.

Внутри коробки с игрой скрывается целое богатство:

  • 5 ферм игроков;
  • 3 игровых поля с нанесёнными на них клетками действий (одно из них — с «семейным» вариантом на обороте);
  • поле крупных улучшений;
  • карты:
    • 169 жёлтых карт занятий;
    • 139 оранжевых карт мелких улучшений;
    • 10 красных карт крупных улучшений;
    • 14 синих карт раундов;
    • 16 зелёных карт действий;
    • 5 коричневых карт попрошайничества;
    • 5 карт-памяток;
    • 3 карты с наименованием колод (колода E, колода I, колода K);
  • деревянные фишки:
    • 5 наборов фишек игроков пяти цветов (синий, зелёный, красный, белый, фиолетовый), состоящие из 5 дисков — членов семьи, 4 хлевов и 15 оград;
    • 33 круглых тёмно-коричневых фишки дерева;
    • 27 круглых светло-коричневых фишек глины;
    • 15 круглых белых фишек тростника;
    • 18 круглых чёрных фишек камня;
    • 27 круглых жёлтых фишек зерна;
    • 18 круглых оранжевых фишек овощей;
    • 21 фишка овец (белые кубики);
    • 18 фишек свиней (чёрные кубики);
    • 15 фишек коров (коричневые кубики);
    • фишка первого игрока;
  • прочее:
    • 33 коричневых/серых тайла полей/каменных комнат;
    • 24 коричневых/оранжевых тайла деревянных/глиняных комнат;
    • 36 жёлтых жетонов еды достоинством «1»;
    • 9 жетонов-множителей (для еды, ресурсов или животных);
    • 3 круглых жетона (с изображением «гостя» на обороте);
    • блокнот с листками для подсчёта очков;
    • правила игры.

Как видите, в игре целая куча компонентов. Тут и игровые поля, и три сотни карт, персональные поля самих игроков, около двух сотен деревянных фишек ресурсов и животных, да ещё и всякие картонные тайлы. Один лишь список компонентов уже настраивает на мысли о том, что перед нами непростая игра.

Действительно, не относится к числу лёгких игр, которые можно разложить первый раз в жизни и тут же сесть играть. Здесь этот номер не пройдёт — нужно сначала внимательно изучить правила, понять, что к чему, и только потом садиться за игру. С другой стороны, Agricola не относится к играм-«монстрам» с высоким порогом вхождения, требующим значительных усилий и временных затрат на обучение. Если за столом хоть кто-то знает правила, обучить игре новичков не составит труда. И, хотя наверняка первая партия окажется проигрышной, освоить «Агриколу» , разобраться в правилах, понять принципы игровых ходов и подсчёта очков можно с первого раза.

Кроме того, разработчиками предусмотрено два варианта игры — обычный и облегчённый «семейный», с которого и нужно начинать знакомство с настолкой. В «семейном» варианте не используются игровые карты, что позволяет игрокам сосредоточиться на базовых игровых действиях, понять их значение и усвоить все аспекты игры. И только, отыграв три-четыре «семейных» партии, можно переходить к полному варианту, где используются карты занятий и мелких улучшений, позволяющие играть более эффективно и совершать множество новых или дополнительных действий.

Отдельно нужно отметить, что игровые карты — это, фактически, единственные компоненты, где используется внутриигровой текст. Помимо них на игровом поле ещё нанесены наименования действий, но все они снабжены поясняющими рисунками. Так что, даже имея нелокализованную версию Agricola , можно успешно играть в «семейный» вариант с людьми, абсолютно не владеющими английским.

Партия в Agricola начинается с того, что в центр стола выкладываются игровые поля, а перед каждым игроком помещается его персональная ферма. На неё выкладываются две деревянные комнаты, а в них выставляются два члена семьи (круглые деревянные диски). Жребием определяется первый игрок, которому выдаётся соответствующий жетон. Также он получает 2 еды, а все остальные игроки — по три.

Итак, перед нами разложенная : рядом с каждым игроком находится небольшое поле, на котором располагается его ферма и члены семьи, а в центре стола находится одно большое поле, поделённое на множество небольших полей-клеточек. Именно на этих действиях и сосредотачивается внимание игроков. Ходы здесь делаются так: начиная с первого игрока, все участники игры по очереди берут одного из членов своей семьи со своей фермы и выставляют его на одно из действий, указанных на игровом поле. После этого сразу же разыгрывается эффект выбранного действия, и право хода переходит к следующему игроку, который также выставляет на одном из действий члена своей семьи. Когда все игроки используют всех своих людей, начинается следующий ход.

Так чем же приходится заниматься по ходу партии? Вот краткий перечень действий, которые придётся совершить каждому фермеру:

  • добывать дерево, глину, камень, тростник, зерно, овощи и еду;
  • строить новые комнаты;
  • заводить детей;
  • перестраивать деревянный дом в глиняный, а затем — в каменный;
  • вскапывать поля;
  • засеивать вскопанные поля зерном и (или) овощами;
  • возводить ограды и хлева для домашнего скота;
  • разводить овец, свиней и коров.

Неподготовленного игрока знакомство с «Агриколой» может напугать. Шутка ли, столько разных действий, причём с самого первого хода доступно около десятка. Попробуй-ка выбрать среди них самое выгодное. Тут ведь и глаза разбегаются, и новичку разобраться сходу очень непросто.

На самом деле всё не так уж и сложно. Все действия можно условно разделить на две группы: добыча ресурсов и потребление ресурсов. В первую группу попадают все «собирательные» клетки: добыть дерево, добыть глину, добыть еду, добыть пшено, вскопать поле, завести животных. Ко второй группе относятся действия, позволяющие преобразовать ранее полученные ресурсы во что-нибудь полезное в домашнем хозяйстве. Например, с помощью действия «построить ограды» можно возвести из имеющегося дерева загоны для скота, клетка «построить комнаты» позволяет увеличить жилую площадь, при помощи поля «посадить грядку» можно поместить ранее добытое пшено на ранее вскопанную грядку.

Собственно, производство (точнее, добыча) и потребление ресурсов — это и есть краеугольный камень, на котором строится вся игра. Но не стоит думать, что тут всё просто, мол, насобирал дерева, построил хижину, добыл еды и живёшь в шоколаде. В игре немало ресурсов, а способов использования их ещё больше. И, что самое главное, всегда чего-то не хватает. Масла в огонь добавляет правило, по которому каждое действие можно использовать только один раз в ход, так что игрок постоянно вынужден вставать перед нелёгким выбором.

Вообще, игра очень хорошо даёт понять, что такое дефицит. Сколько бы вы в неё ни играли, вечно будет ощущаться недостаток чего-нибудь. Поначалу вы будете ощущать нехватку еды, потом — дерева, после — глины, затем — животных, в конце-концов, ходов. И это нормально.

Партия всегда длится ровно 14 ходов, и за это время игроки должны максимально развить своё хозяйство. В конце игры за каждый аспект развития фермы начисляются победные очки. Причём, игроки обязаны уделять внимание всем областям, поскольку в противном случае они будут оштрафованы. Получается, что за 14 ходов каждый игрок должен «выжать максимум» из предоставленных ему возможностей и максимально эффективно использовать своих людей для развития фермы. Но безмятежно развиваться не получится не только из-за постоянной нехватки ресурсов и конкуренции с другими игроками. Дело в том, что в игре регулярно наступают «урожаи» — время, когда нужно кормить своих людей, сдавая в игровой банк по 2 еды за каждого члена семьи. Нехватка еды жестоко карается штрафными очками, так что голодать очень невыгодно. Поэтому игроки должны не только развивать хозяйство, но и регулярно добывать еду, обеспечивая пропитание своей семьи.

После нескольких партий вы поймёте, что в игре есть два основных источника пропитания: разведение животных или выращивание зерна. В первом случае вы строите загоны и хлева, заводите овец и свиней, сооружаете простенький очаг или просторную кухню и жарите мясо. Во втором — добываете зерно, вскапываете грядки, строите плиту и выпекаете хлеб. Но это лишь основные варианты добычи пищи, наряду с которыми вам предстоит открыть ещё множество способов.

Все семьи живут натуральным хозяйством, а это означает, что каждый работает только на самого себя и надеяться можно только на себя. Никакого прямого взаимодействия или противостояния между игроками здесь нет. Меняться ресурсами нельзя, напрямую вредить противнику — тоже. Максимум, что можно сделать — занять какое-нибудь действие, в котором нуждаются ваши оппоненты, либо стащить у них из под носа нужные ресурсы. В общем, серьёзно насолить противнику можно с большим трудом. Верно и обратное — подыграть кому-то нельзя, так что в «Агриколе» вы никогда не столкнётесь с «семейным подрядом», когда влюблённая парочка помогает друг другу или кто-то из игроков откровенно «вытягивает» другого.

Однако — это ни в коем случае не многопользовательский пасьянс. Пусть конкуренция и взаимодействие между игроками здесь неявное, но оно имеется. И одних лишь «битв за действия» здесь хоть отбавляй. Помните слово «дефицит»? При игре вдвоём всегда идёт соревнование за глину и камень, когда за столом собираются трое игроков — на вес золота идёт тростник, вчетвером остро строит конкуренция за «размножение».

Очень важно, что в игре практически не бывает случайностей. Каждый ход игрокам становится доступным одно новое действие, но выходят они всегда в более-менее предсказуемом порядке. Ещё есть карты занятий и мелких улучшений, но при игре с ними можно использовать вариант «драфт», спасающий от неудачных (или, наоборот, особо удачных) раздач.

Ещё один плюс — в «Агриколе» нет провисаний и даунтайма. Положенная в основу игры механика «выставления рабочих» позволяет игрокам друг за другом делать «микро-ходы». Фактически, действия совершаются всё время и без остановок. Паузы бывают, но они связаны исключительно с нервным переживанием — куда поставить своего фермера, какое действие выбрать.

Что мы имеем в итоге? Богатая на комплектацию и качественная игра, одинаково хорошо приспособленная для игры в одиночку, вдвоём, втроём, вчетвером и впятером. Два варианта правил: семейный и обычный. Динамичные ходы, значимые решения, ощутимую конкуренцию, непохожие друг на друга партии, и, главное, непередаваемое чувство гордости за клочок картона, на котором к концу партии возникает твоя собственная маленькая ферма. Такие игры появляются не чаще, чем раз в пять, а то и в десять лет.

В заключение приведу краткое резюме игры Agricola :

  • 2007 — Meeple Choice Award;
  • 2008 — International Gamers Award;
  • 2008 — Spiel de Jahres;
  • 2008 — BoardGameGeek Golden Geek;
  • 2009 — игра года на BoardGamer.ru.

В общем зачёте у этой игры около двух десятков наград. Думаете, мало? Тогда вот вам ещё факт: с 2008 по 2009 год эта игра занимала 1 место в общем ТОПе настолок на BoardGameGeek и только в 2010 уступила его прежнему лидеру (Puerto Rico ), сместившись на вторую позицию.

Собственно, на этом месте вы должны закончить чтение и срочно бежать за «Агриколой» в магазин, потому как мимо вас проходит одна из самых-самых лучших в мире настольных игр. Поверьте, с ней стоит познакомиться. Пренебречь такой возможность — это преступление.

Давайте перенесёмся в Центральную Европу, приблизительно в 1670 год, когда чума, свирепствующая на протяжении нескольких столетий, наконец ушла, а цивилизация начала медленно вставать на ноги и возрождаться. Основа для этого - фермерские семьи, которые смогли бы построить для начала простенькие избы, вспахать и засеять пустующие поля, собрать с них урожай, запастись продуктами, памятуя о недавнем голоде, и, конечно, обзавестись потомством. Никто не гарантирует успех, предстоит очень много работы и трудностей, но в этом и заключается жизнь.

Давайте перенесёмся в мир «Агриколы»…

Перед вами настольная стратегическая игра «Агрикола», которая по праву считается одной из лучших семейных игр за всю историю настолок! Долгое время она занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах настольных игр, также она обладает более чем тридцатью (подумайте только!) почётными наградами. Это уже второе издание игры, которое немного отличается от оригинала 2007 года: количество карт снизилось с 360 до 120, карты стартовых действий заменили на игровые планшеты, максимальное количество игроков стало равняться четырём, изменился дизайн, а игровые ресурсы в виде пшеницы, овощей, дерева, кирпича и камня получили новую форму. После этой работы над ошибками, на выходе мы получаем улучшенную и доработанную версию всеми любимой «Агриколы». Давайте разберёмся, что же это за игра.

В переводе с латыни «агрикола» - это земледелец и, как вы уже давно догадались, нам предстоит заботиться и развивать наше собственное хозяйство.

Каждый игрок представляет молодую крестьянскую семью, которая в начале игры обладает лишь небольшим земельным участком и домиком на нём. Под руководством игрока эта семья начнёт вести своё хозяйство: добывать ресурсы, выращивать скот и строить для него загоны, вспахивать и улучшать поля, выращивать зерно и овощи, улучшать свой дом, собирать урожаи, обзаводиться потомством, но главное - стремиться прокормить себя! Безумно сложно уследить сразу за всем, но только представьте, насколько интересно попробовать себя в роли хозяина фермы и самому организовать всю работу этой ячейки общества!

Игра отличается очень подробной детализацией, вам буквально предстоит прорабатывать каждую мелочь! Например, вы можете по своему выбору заниматься животноводством, земледелием или добычей ресурсов, но преуспеть во всём сразу невозможно, вам необходимо продумывать свою стратегию заранее, практически как в жизни! При этом сама игровая механика приятна и интуитивна понятна, несмотря на то, что сами правила отличаются довольно большим объёмом, к которому нужно быть готовым.

Каждая партия в «Агриколе» получается по-настоящему уникальной не только за счёт своего вариативного игрового процесса, но и за счёт специальных карт улучшений и профессий, которые сильно видоизменяют или дополняют вашу стратегию.

Сможете ли вы справиться со всеми невзгодами и привести семью к благополучию и процветанию?

Игровой процесс

На начало партии семейство каждого игрока насчитывает двоих человек, с помощью которых и предстоит развивать фермерский участок, который представлен в игре специальным планшетом. Планшет представляет вам пространство 5х3 блоков, а изначально из них занято лишь два - это ваш дом.

Партия в «Агриколу» длится четырнадцать раундов.

По ходу партии игроки будут каждый раунд отправлять членов семьи на различные работы, которых с каждым раундом будет становиться всё больше и больше. Так на первых раундах игрокам не доступны овощи, свиньи, коровы, пополнение в семействе и некоторые ресурсы. При этом на одной работе может быть задействован только один человек, так что между игроками так или иначе возникнет хоть и не прямая, но конкуренция. Из-за неё игрокам придётся подстраиваться под ход игры и искать новые стратегии в развитии своего хозяйства.

В процессе игры ваше фермерское хозяйство будет расти, вы обзаведётесь животными, на вспаханных полях вырастут зерно и овощи, ваш дом станет больше и сможет вмещать новых членов семьи, которых также придётся кормить. С другой стороны, чем больше ваша семья, тем больше дел по хозяйству вы сможете выполнить! Семью необходимо накормить в конце раунда, который заканчивается Урожаем. Таких раундов в игре шесть. Во время этой фазы все игроки собирают урожай с полей, увеличивают поголовье своего скота и кормят членов своей семьи.

Ваша основная цель на игру заключается в добыче пропитания для своей семьи и развитии свой фермы - именно это принесёт вам основные победные очки в конце игры.

Структура хода выглядит следующим образом:

  • Подготовительная фаза - каждый раунд в игру вводится новая доступная ячейка действия;
  • Фаза работы - основная фаза, в которую игроки по очереди размещают одного родича на ячейку с действием;
  • Фаза возвращения по домам - когда все игроки разместили своих родичей, они возвращаются обратно домой по комнатам;
  • Сбор урожая - некоторые раунды заканчиваются сбором урожая - вы собираете урожай зерна и овощей с полей, кормите свою семью, а также разводите животных.

Кто победил?

В игре побеждает тот, чья ферма в конце игры принесёт наибольшее количество очков. Игра заканчивается после 14 раунда. Вы должны быть готовы к тому, что вы будете набирать не только победные очки, но и штрафные, это практически неизбежно. Например, вы сможете получать по 3 очка за каждого члена семьи, по 2 очка за каменный дом, очки за зверей, хлева и пастбища, но также будете терять по 1 очку за каждый неосвоенный участок фермы или за каждый недостающий тип животного.

При этом для новичка будет хорошим результатом набрать хотя бы 30 очков, а результат в 40 очков можно считать эталонным.

Особенности игры

Как вы уже поняли, перед вами действительно уникальная настольная игра. Помимо вышеперечисленных достоинств и особенностей, отличного дизайна и высокого качества компонентов игры, можно выделить ещё несколько интересных моментов.

Важное отличие «Агриколы» от других стратегий с ресурсами - это её уникальный способ столкновения интересов. Перед всеми игроками стоит одна и та же задача - освоить весь свой участок, чтобы не получить штрафных очков. Также для этого желательно развивать свою ферму во всех направлениях: хочется одновременно иметь всех животных, достаточные запасы зерна и овощей, желательно иметь хотя бы глиняный дом, на у лучше каменный; одновременно с этим игроки захотят большую семью, ведь это отличный бонус. И тут возникает вопрос, как же всего это добиться? Отвечать на него и подстраиваться под игру вам придётся на протяжении всей партии.

Также не забывайте, что на работах может находиться лишь один человек, причём это может быть и рабочий конкурента. Так, помимо того, что вы будете разрываться между собственными интересами, придётся столкнуться ещё и с интересами других игроков. Здесь нет яркой конкуренции, так как практически нет прямого взаимодействия между игроками, но, тем не менее, накал страстей будет высок…

Помимо всего прочего игра обладает правилами для одного игрока.

Давайте перенесёмся в Центральную Европу, приблизительно в 1670 год, когда чума, свирепствующая на протяжении нескольких столетий, наконец ушла, а цивилизация начала медленно вставать на ноги и возрождаться. Основа для этого — фермерские семьи, которые смогли бы построить для начала простенькие избы, вспахать и засеять пустующие поля, собрать с них урожай, запастись продуктами, памятуя о недавнем голоде, и, конечно, обзавестись потомством. Никто не гарантирует успех, предстоит очень много работы и трудностей, но в этом и заключается жизнь.

Давайте перенесёмся в мир «Агриколы»…

Об игре

Перед вами настольная стратегическая игра «Агрикола», которая по праву считается одной из лучших семейных игр за всю историю настолок! Долгое время она занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах настольных игр, также она обладает более чем тридцатью (подумайте только!) почётными наградами. Это уже второе издание игры, которое немного отличается от оригинала 2007 года: количество карт снизилось с 360 до 120, карты стартовых действий заменили на игровые планшеты, максимальное количество игроков стало равняться четырём, изменился дизайн, а игровые ресурсы в виде пшеницы, овощей, дерева, кирпича и камня получили новую форму. После этой работы над ошибками, на выходе мы получаем улучшенную и доработанную версию всеми любимой «Агриколы». Давайте разберёмся, что же это за игра.

В переводе с латыни «агрикола» — это земледелец и, как вы уже давно догадались, нам предстоит заботиться и развивать наше собственное хозяйство.

Каждый игрок представляет молодую крестьянскую семью, которая в начале игры обладает лишь небольшим земельным участком и домиком на нём. Под руководством игрока эта семья начнёт вести своё хозяйство: добывать ресурсы, выращивать скот и строить для него загоны, вспахивать и улучшать поля, выращивать зерно и овощи, улучшать свой дом, собирать урожаи, обзаводиться потомством, но главное — стремиться прокормить себя! Безумно сложно уследить сразу за всем, но только представьте, насколько интересно попробовать себя в роли хозяина фермы и самому организовать всю работу этой ячейки общества!

Игра отличается очень подробной детализацией, вам буквально предстоит прорабатывать каждую мелочь! Например, вы можете по своему выбору заниматься животноводством, земледелием или добычей ресурсов, но преуспеть во всём сразу невозможно, вам необходимо продумывать свою стратегию заранее, практически как в жизни! При этом сама игровая механика приятна и интуитивна понятна, несмотря на то, что сами правила отличаются довольно большим объёмом, к которому нужно быть готовым.

Каждая партия в «Агриколе» получается по-настоящему уникальной не только за счёт своего вариативного игрового процесса, но и за счёт специальных карт улучшений и профессий, которые сильно видоизменяют или дополняют вашу стратегию.

Сможете ли вы справиться со всеми невзгодами и привести семью к благополучию и процветанию?

Игровой процесс

На начало партии семейство каждого игрока насчитывает двоих человек, с помощью которых и предстоит развивать фермерский участок, который представлен в игре специальным планшетом. Планшет представляет вам пространство 5х3 блоков, а изначально из них занято лишь два — это ваш дом.

Партия в «Агриколу» длится четырнадцать раундов.

По ходу партии игроки будут каждый раунд отправлять членов семьи на различные работы, которых с каждым раундом будет становиться всё больше и больше. Так на первых раундах игрокам не доступны овощи, свиньи, коровы, пополнение в семействе и некоторые ресурсы. При этом на одной работе может быть задействован только один человек, так что между игроками так или иначе возникнет хоть и не прямая, но конкуренция. Из-за неё игрокам придётся подстраиваться под ход игры и искать новые стратегии в развитии своего хозяйства.

В процессе игры ваше фермерское хозяйство будет расти, вы обзаведётесь животными, на вспаханных полях вырастут зерно и овощи, ваш дом станет больше и сможет вмещать новых членов семьи, которых также придётся кормить. С другой стороны, чем больше ваша семья, тем больше дел по хозяйству вы сможете выполнить! Семью необходимо накормить в конце раунда, который заканчивается Урожаем. Таких раундов в игре шесть. Во время этой фазы все игроки собирают урожай с полей, увеличивают поголовье своего скота и кормят членов своей семьи.

Ваша основная цель на игру заключается в добыче пропитания для своей семьи и развитии свой фермы — именно это принесёт вам основные победные очки в конце игры.

Структура хода выглядит следующим образом:

  • Подготовительная фаза — каждый раунд в игру вводится новая доступная ячейка действия;
  • Фаза работы — основная фаза, в которую игроки по очереди размещают одного родича на ячейку с действием;
  • Фаза возвращения по домам — когда все игроки разместили своих родичей, они возвращаются обратно домой по комнатам;
  • Сбор урожая — некоторые раунды заканчиваются сбором урожая — вы собираете урожай зерна и овощей с полей, кормите свою семью, а также разводите животных.

Кто победил?

В игре побеждает тот, чья ферма в конце игры принесёт наибольшее количество очков. Игра заканчивается после 14 раунда. Вы должны быть готовы к тому, что вы будете набирать не только победные очки, но и штрафные, это практически неизбежно. Например, вы сможете получать по 3 очка за каждого члена семьи, по 2 очка за каменный дом, очки за зверей, хлева и пастбища, но также будете терять по 1 очку за каждый неосвоенный участок фермы или за каждый недостающий тип животного.

При этом для новичка будет хорошим результатом набрать хотя бы 30 очков, а результат в 40 очков можно считать эталонным.

Особенности игры

Как вы уже поняли, перед вами действительно уникальная настольная игра. Помимо вышеперечисленных достоинств и особенностей, отличного дизайна и высокого качества компонентов игры, можно выделить ещё несколько интересных моментов.

Важное отличие «Агриколы» от других стратегий с ресурсами — это её уникальный способ столкновения интересов. Перед всеми игроками стоит одна и та же задача — освоить весь свой участок, чтобы не получить штрафных очков. Также для этого желательно развивать свою ферму во всех направлениях: хочется одновременно иметь всех животных, достаточные запасы зерна и овощей, желательно иметь хотя бы глиняный дом, на у лучше каменный; одновременно с этим игроки захотят большую семью, ведь это отличный бонус. И тут возникает вопрос, как же всего это добиться? Отвечать на него и подстраиваться под игру вам придётся на протяжении всей партии.

Также не забывайте, что на работах может находиться лишь один человек, причём это может быть и рабочий конкурента. Так, помимо того, что вы будете разрываться между собственными интересами, придётся столкнуться ещё и с интересами других игроков. Здесь нет яркой конкуренции, так как практически нет прямого взаимодействия между игроками, но, тем не менее, накал страстей будет высок…

Помимо всего прочего игра обладает правилами для одного игрока.

Мы уже какое-то время присматривались к этой игре. Место в тройке лучших игр, куча наград, сотни лестных отзывов – грех не приобрести. Хоть игра и была взята нами на заметку давно, мы почему-то не решались её купить. Меня не очень прельщала тема, Кате не нравились деревянные диски и кубики вместо зверюшек и ресурсов. В первых числах января мы в очередной раз зашли в магазин настольных игр, чтобы порадовать себя новой интересной настолкой. Кружили мы где-то полчаса, никак не могли выбрать, тем более мы не подготовились к выбору, и конкретной цели не было. Но не уходить же домой с пустыми руками. Так, со скрипом в сердце, мы взяли Agricola .

Принесли увесистую коробку домой, Катя хотела в тот же день испробовать новинку. Вскрыли коробку, а там оказывается целая куча компонентов: 9 игровых полей, 360 карт, фишки, тайлы и огромное количество деревянных деталей. Быстренько проверили всё ли на месте и разделили по пакетикам, которые шли в комплекте (мелочь – но приятно).

Пока я смотрел телевизор, Катя разложила перед собой игровые поля, снова всё достала из мешочков и принялась читать правила, написанные мелким шрифтом на 12 страничках. Каждые 10 минут, я спрашивал: «ну можно уже начинать играть?», но получал в ответ неодобрительное «нет». Спустя час после множества манипуляций с картами, фишками и игровыми полями, Катя осилила правила и закончила подготовку к партии – мы выбрали, конечно же, самый простой семейный вариант, о котором сейчас и поведаем.

Стоит заметить, что подготовка к игре занимает кое-какое время, необходимо найти и положить на соответствующие места нужные карты, по кучкам разобрать ресурсы и животных и, кроме того, перед каждым раундом необходимо докладывать нужные фишки на места действий. Ну и после игры всё это нужно сложить по пакетикам, иначе подготовка превратится в долгий изнуряющий процесс.

Катя буквально за 5 минут рассказала мне основные правила: игра состоит из 6 этапов, в конце каждого наступает время урожая, которое несёт в себе как приятные моменты, так и не очень. Каждый этап поделён на раунды, т.е. в сумме получается 14 раундов на всю игру. И, если первый урожай наступает после 4 раундов, то в конце игры на подготовку к сбору урожая даётся только один раунд. А ведь есть, к чему готовиться. В урожайное время вам придётся кормить свою семью, а с этим, поверьте, могут возникнуть большие проблемы, особенно первое время.

В начале игры вам выдаётся место под вашу ферму, семья, состоящая из двух человек, домик с двумя комнатушками и немного еды. Раскладываются 10 карт основных улучшений и поля с действиями.

Игра требует довольно много места, всё как на настоящей ферме

Перед игрой важно ознакомиться со всеми действиями , и знать, какие карты действий, и на каком этапе появятся. Действия, которые появятся на более поздних этапах – выгодней, но будут более востребованы и другими игроками. Поэтому нужно планировать действия наперёд и иметь запасной вариант, чтобы заранее накопленные ресурсы не пропали даром, и ваши планы не были разрушены – каждое победное очко имеет значение.

Кроме того, помните, что в конце игры вы получаете победные очки буквально за всё и необходимо найти, так сказать, золотую середину. Нужно стараться преуспеть буквально во всём, но тоже с умом. Под рукой у каждого игрока есть памятка, на которой указано количество победных очков за то или иное достижение в сельском хозяйстве. Но больше очков, чем там указано, вы всё равно не получите. Как за три овцы, так и за одну вы получите равное число очков. А вот за отсутствие кабана или коровы вы получите минус одно очко. Также старайтесь застроить как можно больше места , ведь за пустые клетки присуждается штраф. Огородите их забором, поставьте стойло или вспахивайте поле.

Недаром Основные улучшения связаны с получением пищи. И чтобы игра не стала борьбой за выживание, лучше поскорее приобрести печку. Это позволит в дальнейшем сэкономить важные ходы и разнообразить рацион вашей крестьянской семьи. По-моему, карты на приготовление пищи самые важные при игре в семейный вариант и без них довольно трудно прокормить своих трудяг. Также в конце игры эти карты дают дополнительные очки, а некоторые даже бонус за конкретные достижения. Иногда на картах можно набрать чуть ли не треть своих очков.

На протяжении всех партий я старался как можно скорее построить комнату и обзавестись ребёнком , т.е. получить ещё одного крестьянина. Ведь это – одно дополнительное действие. Да, его тоже надо кормить, но затраты оправдывают себя.

Хочется отметить сбалансированность действий. Определённый ресурс или товар можно получить несколькими способами — вы не будете обделены. Тем более, что в любой момент можно сыграть действие «стать первым игроком».

Каждая ферма получается уникальной. Даже если придерживаешься примерно одинаковой стратегии, по ходу игры всё равно принимаются разные решения по поводу развития того или иного аспекта. Этому способствуют и другие игроки. Поэтому одной стратегии нет – приходится слегка подстраиваться и прикидывать, что будет выгодней на этот раз.


В игре могут принимать участие до 5 человек, и в зависимости от числа участников добавляются определённые карты действий, т.е. партия на троих, четверых или пятерых будет по своему интересной и иметь свою комбинацию действий на поле.

Нам кажется, что игра получилась просто отличная. Великолепная стратегия, которая не вводит в ступор на каждом ходу, а предлагает множество вариантов развития. Это был только семейный вариант, без карт профессий и улучшений, а какие разные фермы у нас получались. На двоих игра проходит динамично, даже жалко, что она слишком быстро заканчивается, когда ты еще только вошёл во вкус. Немного надоедает перед каждым раундом раскладывать ресурсы и животных, но, как от этого можно было избавиться, я не придумал, вероятно – никак. Оглядываясь на огромное количество карт улучшений и профессий, понимаем, что Agricola для нас ещё не паханое поле!

Она вряд ли сообщит что-то сильно новое бывалым игрокам, да бывалые и в оригинале прочитают, просто она мне понравилась =). Названия карт по-русски, к сожалению, не могу проверить: нет локализации под рукой, т.ч. если кто поправит — спасибо.

Итак, вы купили шедевр Уве Розенберга, игру «Агрикола». Вы изучили правила, сыграли несколько раз, возможно, даже потратились на деревянные или глиняные фигурки животных. Отлично, но как же выиграть в эту зубодробительную игру? Попробуем разобраться.

Эта статья написана в основном о стандартной игре, включающей карты Занятий (Occupations) и Простых улучшений (Minor Improvements), хотя основные идеи из неё пригодятся и при игре в семейную версию. Основная разница между стандартной и семейной игрой в том, что без карт вы получите меньше очков. Даже с хорошими картами сложно хорошо сделать всё, без карт же это и вовсе невозможно. Но даже в семейной игре есть проверенные методы и стратегии, которые позволят вам создать сбалансированную и (более-менее) симпатичную ферму. Итак, с чего начать?

С прибавлением!

В игровом механизме «Агриколы» есть много важных деталей, но важнее всего увеличивать ваше семейство. Чем больше у вас родичей, тем больше у вас действий; чем больше у вас действий, тем больше у вас очков. Это помимо того, что сами родичи приносят по три очка каждый в конце игры. Правда, это ведь так просто... Чем раньше вы получите нового члена семейства, тем больше у вас будет действий в течение игры. Каждый игрок имеет в начале 2 родичей, т.е. гарантированные 28 действий за игру. Если вам удастся сделать Прибавление в семействе в 5 раунде (как правило, раньше оно недоступно, если только у вас нет специальной карты), вы совершите на 9 действий больше.

Как же быстро увеличить семейство? Итак, для начала вам нужна комната, т.е. 5 дерева и 2 тростника. Вы должны постараться собрать их к концу первого этапа (первых 4 раундов). Насколько эти ресурсы доступны, будет зависеть от количества игроков и от их карт. В идеале вы соберёте эти ресурсы за три действия... При игре на двоих это могут быть 3 дерева, 3 дерева, 2 тростника. В игре на четверых Тростник + Камень + Еда [ТКЕ] — отличное действие. Вы можете совершить 4 действия (3 дерева, 2 дерева, ТКЕ, ТКЕ). Это даст вам всё необходимое для постройки комнаты, плюс 2 дополнительные еды (достаточно для первого урожая) и пару камня, который вам определённо пригодится в дальнейшем.

При игре на 5 игроков собрать ресурсы может оказаться ещё проще, т.к. есть 4 дерева и Тростник + Камень + Дерево. Используйте их, и вам остался ещё один тростник. В игре на 3 может быть сложнее, т.к. вас трое на одну клетку, собирающую тростник. Если только у вас нет карты, позволяющей заменить или уменьшить количество тростника, необходимого для строительства (например, Деревянная крыша (Brushwood Roof), которая позволяет использовать дерево вместо тростника, или Лестница (Ladder), которая удешевляет вам комнаты), кто-то, вероятно, не успеет собрать ресурсы для комнаты до второго этапа. Остается ещё клетка «Возмите любой ресурс», которую можно занять, чтобы получить один тростник, но без карт, которые позволят вам взять оттуда что-то ещё (например, Рыбак с сетью может дать вам 1 тростник и 2 еды), это довольно слабый ход. В игре на троих особенно важно вовремя брать фишку Первого игрока.

Таким образом, мы подобрались к тому, как важно вовремя становиться Первым игроком. Как правило (хотя и не всегда), игроки не станут брать единственный тростник с обычной собирающей тростник клетки, потому что есть варианты получше. Это значит, что во 2 и 4 раундах можно будет взять 2 тростника — ровно столько нужно для комнаты. Как наверняка получить этот тростник? Занять клетку первого игрока в 1 или 3 раунде и первым действием в следующем раунде забрать тростник. При этом не забывайте, что другие игроки будут стремиться к тому же самому, так что не рассчитывайте, что клетка Первого игрока будет ждать вас до конца раунда: возможно, придётся потратить своё первое действие на на неё, чтобы опередить их. А если вы уже Первый игрок? Единственный способ остаться им — опять же занять клетку Первого игрока.

Получить дерево обычно проще, но не жадничайте. Не ждите, пока клетка соберёт 6 или даже 4 дерева. Действия в начале игры менее эффективны, чем в конце. В игре на троих совершенно нормально потратить 2 действия на 3 дерева и 2 дерева, чтобы обеспечить себе постройку комнаты. Больше — лучше? Да... Но если вы будете ждать, пока дерево накопится, его, скорее всего, заберут ваши соперники.

Когда у вас уже есть эти волшебные 5 дерева и 2 тростника, вам всё ещё нужно собственно построить комнату. Тут стоит обратить внимание, какие ресурсы есть у других игроков. Одно то, что у вас есть ресурсы на комнату, ещё не значит, что вам нужно сразу её строить. Если больше никто не может построить комнату, можно подождать, пока появится Прибавление в семействе, или пока кто-то ещё соберёт нужные ресурсы, и тогда сразу же строиться, пока вас не опередили. За редким исключением (например, Пристройка — Wooden Hut Extension), ваши соперники не могут опередить ваши действия. Но не забывайте следить, как смена Первого игрока влияет на порядок хода. Допустим, идёт 4 раунд, и вы Первый игрок. Своим первым действием вы забираете 2 тростника, теперь у вас достаточно ресурсов для комнаты. У следующего игрока пока только 3 дерева и 2 тростинка, и он забирает жетон Первого игрока. Теперь ваш ход... Ваш соперник не может пока построить комнату, можно подождать, так? Не вполне... Если вы не построите комнату, соперник может своим вторым действием взять дерево и затем первым действием в следующем раунде построить комнату. Это может сильно повлиять на игру, ведь вам придётся ждать постройки комнаты до 6 раунда, а прибавления в семействе, возможно, ещё дольше.

Эта гонка особенна остра в игре на 4-х, когда четверо игроков соревнуются за одну клетку комнаты и одну — прибавления в семействе. Если прибавление в семействе появляется только в 7 раунде, может статься, что что один из игроков расширит семейство только в 10 раунде. Часто в игре на четверых возникает ситуация, которую опытные игроки называют очередью за прибавлением. У вас уже есть комната, вы ждёте, пока откроется действие прибавления. Когда один из игроков его занимает, игрок слева от него забирает маркер Первого игрока, чтобы обеспечить себе прибавление в следующем раунде, и так до последнего игрока в очереди. Постарайтесь не оказаться этим последним игроком! Если вы последним расширяете жилище, попробуйте собрать ресурсы на 2 комнаты сразу (10 дерева и 4 тростника минус скидки за счёт карт). Тогда вы сможете окупить поздее получение третьего родича, построив 2 комнаты за одно действие (тогда как остальные, скорее всего, потратили действие на одну) и, возможно, первым заполучив четвёртого родича.

Играете карту — используйте карту

Очень легко слишком растеряться от обилия карт или слишком увлечься ими. Выбирая, какие карты играть и когда это делать, постарайтесь руководствоваться двумя важными правилами. Во-первых, пригодится ли вам эта выложенная карта в ближайшие несколько раундов? Нет смысла играть Добытчика камня (Stone Carrier, возьмите дополнительный камень каждый раз, когда берёте камень) в первом раунде игры на двоих. Как минимум, вы не сможете воспользоваться им до 5 или даже до 7 раунда. Напротив, Добытчика глины (Clay Worker, возьмите дополнительную глину каждый раз, когда берёте дерево или глину) можно использовать сразу же. И отсюда мы приходим ко второму правилу — сыграв карту, используйте её. Если вы потратили действие, чтобы сыграть Полевого сторожа (Field Watchman, вспашите поле каждый раз, когда совершаете действие «возьмите 1 зерно»), используйте его. Если вы после этого возьмёте одно зерно за всю игру, карта была бесполезной. Основа успеха в «Агриколе» — эффективность, и карты используются, как правило, чтобы сделать больше за меньшее количество действий. Всегда помните, что сыгранная карта стоит действие.

Хорошим примером будет Пахарь (Plough Maker, когда вы берётесь за вспашку поля, вы можете вспахать второе, заплатив 1 еду). Звучит неплохо, не так ли? Когда как. Без этой карты вспахать 2 поля стоит 2 действия. С ней — 2 поля по-прежнему стоят 2 действия (одно на занятие, одно на вспашку) плюс 1 еду (возможно, больше — смотря каким действием вы сыграли занятие). Это неэффективно. Если вы возьмётесь за вспашку ещё раз, вы получите 4 поля за 3 действия и 2-3 еды. Чтобы в Пахаре действительно был смысл, надо пахать три раза. Это 4 действия на 6 полей. Есть ли у вас карты, дающие дополнительное зерно или овощи, или бонус за много полей? Если нет, вам, возможно, и вовсе не стоило его играть. Никогда не играйте карту, чтобы сыграть карту. На занятие уходит драгоценное действие, убедитесь, что оно не напрасно.

Простые улучшения — приятные вещи, но сопротивляйтесь соблазну сыграть их все. До тех пор, пока вы не спокойны полностью за свою ферму, НИКОГДА не используйте клетку Простое/Особое улучшение ради простого улучшения. Лучше подождите возможности сыграть Первый игрок + простое улучшение. И не играйте простое улучшение просто потому, что оно у вас есть. Этот Амбар может выглядеть очень привлекательно (надо потратить 3 дерева или 3 глины, чтобы получить 3 зерна в будущем), но не упустите ли вы возможность построить на эти ресурсы комнату или очаг? Именно поэтому простые улучшения, которые ничего не стоят и не имеют требований (как Коза или Лошадь), очень ценятся в драфте. Если они у вас есть, у вас всегда будет возможность сыграть что-нибудь вместе с Первым игроком или прибавлением в семействе.

Источники пищи

Теперь вы знаете, как получить больше родичей и как играть только нужные карты, но остается ещё один больной вопрос... Как прокормить семейство в пору урожая. Кажется, что очень здорово иметь 4 родичей в 6 раунде, но вы будете думать иначе, если не сможете их прокормить.

Самый простой механизм получения пищи состоит из Очага или Плиты повара — и, в общем-то, и всё. Как только у вас есть одно из этих особых улучшений, вы можете брать животных и немедленно готовить из них пищу. Если у вас есть Очаг, и вы своим действием забираете 3 овец, вы можете сразу сделать 6 еды, даже если вам негде их держать. Поверьте, так написано в правилах. Или ещё лучше, вы можете приготовить 2, оставить одну в доме и приготовить её в любой момент, когда понадобится. Когда в 8-9 раунде появится свинья, а в 10-11 корова, можно получать ещё больше еды.

Рано полученный Очаг может сыграть очень важную роль в игре, поэтому полезно первым забрать 2 глины. Но смотрите внимательно... Если клетка Особого улучшение откроется только в 3 или 4 раунде, кто-нибудь может перехватить у вас дешёвый Очаг. А когда улучшение для готовки есть у двоих или более игроков, животные становятся менее надёжным источником пищи.

Ещё есть Рыбалка и, в игре на 4-5 игроков, Бродячие артисты, но, если только у вас нет карт, дающих дополнительную еду или ресурсы с этих клеток (как Удочка, Fishing Rod), они не могут быть надёжным источником еды, особенно ближе к концу игры, когда нужно кормить много ртов. Если у вас нет Очага или Плиты, вам не хватит одних клеток еды. Если у вас нет карт, помогающих добывать еду, вам нужно готовить животных... Или печь хлеб.

Второй основной способ добывать пищу — это выпечка хлеба, которая может быть очень эффективной, когда процесс налажен, но наладить его без карт непросто. Взгляните на Глиняную печь... Вам потребуется 3 глины и 1 камень, чтобы построить её (это минимум 3 действия, чтобы добыть ресурсы и купить карту), после чего всё ещё нужно зерно для выпечки. Не делайте эту типичную ошибку новичков, не будьте неэффективными. Взять 1 зерно, а затем использовать действие Посев и Выпечка только для выпечки — это не источник пищи. Это 2 действия на 5 еды, и их придётся повторять снова и снова. На самом деле, нужно взять зерно один или два раза за игру. Вот тут-то и начинается фермерство. Если вы хотите строить стратегию на выпечке, вот пример того, как это можно делать.

Выполните следующие 5 действий до конца 7 раунда: вспашка поля, вспашка поля, взять 1 зерно, взять 1 зерно, засеять оба поля. Затем каждый урожай, начиная со следующего, вы будете получать по 2 зерна. Когда поля опустеют, засейте их снова (для этого нужно 2 зерна, 4 остаётся на хлеб), к этому моменту у вас, возможно, уже будет ещё поле, и вы сможете посадить там овощи. Теперь вы можете выпекать хлеб, не тратя такие ценные в середине игры действия на взятие зерна. Построив глиняную печь, вы сразу сможете выпечь 5 еды из зерна. Впоследствии, если необходимо, вы можете использовать Посев и выпечку для получения ещё 5 еды, но в идеале к этому времени вы уже вспахаете ещё поле и сможете ещё и посеять тем же действием. Эффективность, в первую очередь эффективность!

На механизм добычи еды нужно потратить некоторые усилия, и без сильных карт вы вряд ли запустите его до 8 раунда, но если всё получится, прокорм семьи перестанет быть головной болью. Часто ранний запуск механизма добычи еды происходит ценой других игровых достижений (например, прибавления в семействе), но как только этот механизм заработает, вы сможете тратить меньше действий на прокорм семьи, чем ваши оппоненты, и в конечном счёте нагнать упущенное.

Ферма должна быть всесторонне развитой

Хорошо, теперь вы можете увеличивать семейство, вы играете только полезные карты и вы поняли, как прокормить своих родичей? Всё в порядке, да? Пока ещё нет. Цель игры — очки. Считая очки за разные действия, помните о двух вещах: во-первых, об отрицательных очках за отсутствие чего-либо (например, -1 очко за 0 овец), и во-вторых, за пустые клетки фермы. Каждая пустая клетка отнимает у вас 1 очко в конце игры. Но поскольку все начинают с -13 очков, проще считать, что каждая использованная клетка прибавляет 1 очко. Помня об этом, постарайтесь сделать следующее:

Улучшение дома

Наконец, какого размера делать дом и когда его перестраивать? Две частые ошибки новичков: во-первых, они строят слишком большой дом, во-вторых, забывают про перестройку. Первое — размер дома. В большинстве игр можно и нужно построить дом из 4 комнат. В игре на 2-3 игрока без подходящих карт на 5-тикомнатный дом, скорее всего, не хватит тростника или дерева. Если только у вас нет карт для удешевления строительства, вам следует удовлетвориться 4-комнатным домом, а затем поймать Неожиданное прибавление в семействе, которое появляется в 12 или 13 раунде. (Это чаще всего означает, что надо первым действием в 11 раунде стать Первым игроком.) Если вы можете построить 5-тикомнатный дом, отлично. Но не стремитесь к этому, забывая про всё на свете. Ближе к концу игры набрать 5 дерева может быть очень тяжело, особенно, если вы ещё не построили изгородей. А 2 тростника? Он понадобится вам для перестройки. Так мы подходим ко второй ошибке... Не забывайте перестраиваться! Перестройка — одно из самых эффективных действий в игре. Во-первых, очки. Перестройка 4-хкомнатного дома в мазанку или каменный дом даёт 4 очка за одно действие — это очень эффективно. Более того, вместе с тем вы получаете дополнительное мощное действие. В большинстве случаев вторым действием будет Особое или простое улучшение.

Самое лучшее в перестройке — всегда видно, кто за столом готов к ней, и соответственно планировать свои действия. Допустим, вы пекарь и готовы построить глиняную печь. Вы единственный, у кого есть 3 глины и 1 камень, вы знаете, что никто, кроме вас, её не купит. Но что, если действие Особое или простое улучшение недоступно. Хотя, как правило, оно используется для особых улучшений, ничто не мешает вашему сопернику занять его для простого и расстроить таким образом ваши планы. Но если вы единственный, кто готов к перестройке... Вы с гарантией получите своё особое улучшение. В случае со стратегией пекаря соберите следующие ресурсы: 7 глины, 1 тростник, 1 камень. Теперь, раз ни у кого нет средств на перестройку, вы можете перестроиться и купить печь одним действием — не боясь, что вас заблокируют. Если всё получится, у вас будет 6 очков и 5 еды за одно действие. Что особо эффективно.

Не так грандиозно, но всё же эффективно... Если у вас есть Очаг, действие перестройки отлично подходит, чтобы заменить очаг на плиту (бесплатно). В общем, перестройка не только приносит вам очки, она даёт вам отличную возможность сыграть особое улучшение. Вы вряд ли захотите затевать перестройку без какого-нибудь улучшения; если только это конец игры, и у вас нет другой возможности получить очки. Сама по себе перестройка ничего не даёт вашей ферме, так что подождите возможности совместить её с полезным улучшением (или изгородями в 14 раунде). Но, как и всегда, не забывайте о других игроках. В последних раундах, если вы ещё не перестроились, следите за тем, кто собрал достаточно ресурсов. Если идёт 13 раунд, и на подходе 5 перестроек (возможно, включая игрока, у которого достаточно ресурсов для перестройки сначала в мазанк, затем в дом), явно будет охота на действия перестройки.

Заключение

Естественно, все эти правила — основа, на которую могут сильно повлиять карты, как ваши, так и соперников. Не забывайте, что карты соперников могут затронуть вас не меньше, чем их владельцев. Если ваш соперник играет Соломенную крышу (Brushwood Roof, позволяет использовать дерево вместо тростинка для расширения и перестройки), ему, вероятно, не понадобится клетка тростника, и остальным игрокам его больше достанется. Ранняя перестройка имеет смысл, если у вас есть Домоправитель (House Steward), который позволяет играть Прибавление в семействе как неожиданное при наличии мазанки. Карты каждый раз меняют игру, но, тем не менее, описанные стратегии чаще всего помогут вам сыграть лучше.



Вверх