Афганский плен. Мученики зинданов и предатели из больших кабинетов

Афганские моджахеды (mujahiddin) - члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979-1992 гг. Формировались с 1979 г. из числа местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против интервенции СССР и экспортированного Советским Союзом «просоветского правительственного режима» Бабрака Кармаля и Наджибуллы.

Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая - отряды Северного Альянса.

Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин», буквально означает «борец за веру»), одновременно являясь наименованием участника джихада или повстанца.

Советские войска и афганские власти называли их душманами (враг), а советских солдат афганцы именовали шурави (советский). Советские солдаты также употребляли жаргонное слово «дух» - производное от «душман».

Моджахеды, как и гражданское население, носили традиционную афганскую одежду (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Идеология

Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца - защищать от неверных свою Родину - Афганистан и свою веру - священный ислам».

Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман - «…Именем Пророка, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война - Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».

Духовные и политические лидеры моджахедов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооруженных формирований и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.

Известно, что в результате ведения массовой антисоветской пропаганды духовенством и оппозиционными лидерами, тотальной безграмотности и необразованности местного населения, подавляющее число моджахедов - вчерашних дехкан не могли иметь фактического и объективного понимания намерений СССР в Афганистане и целей присутствия ОКСВА. Эти обстоятельства оказывали существенное влияние на рост народного недовольства и положили начало масштабной партизанской войне.

В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения моджахедами была одержана безоговорочная победа.

Каждый год численность членов вооруженных формированиях моджахедов начиная с конца 1979 г. - момента ввода ОКСВА, росла с внушительной геометрической прогрессией. К моменту вывода ОКСВА в 1989 г. она превышала 250 тысяч ополченцев.

На всем протяжении войны 1979-1989 гг. в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.

Цель

Целью ведения вооруженной борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооруженными силами ДРА являлось вывод советских войск и свержение «просоветского правительственного режима» в Афганистане.

Тактика

Тактика ведения боевых действий - партизанская.Главными принципами управления боевыми действиями мятежников являлись:
- уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск;
- не обращение боевые действия в позиционную войну;
- отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени;
- внезапные нападение с широким использованием тактики басмаческого движения;
- террор и идеологическая обработка личного состава афганской армии и местного населения.

Вооружение

Большая часть оружия моджахедов была производства Китая и CCCР.
- винтовки БУР (Ли-Метфорд и Ли-Энфилд (Lee-Metford.Mk.I,II, Lee-Enfield Mk I, I*)) - десятизарядные винтовки калибра.303 дюйма (7,71х56 мм) производства Англии 1890-1905 гг.;
- автоматы «Калашникова» 7,62 мм производства Китай, Египет, СССР;
- автоматические винтовки М-16А1 производства США;
- автоматы производства ФРГ, Израиль, Англия, Швеция;
- крупнокалиберные пулеметы ДШК калибра 12.7 мм производства Китай;
- ручные противотанковые гранатометы РПГ-2, РПГ-7 производства СССР, Китай, «Фольскнет» - Швейцария, «Лянце-2» - Германия, «М72А» - США, «Сарпак» - Франция, «Пикет» - Израиль;
- безоткатные орудия калибра 75 мм и 82 мм производства Китай, Пакистан и США;
- минометы - 60 и 82 мм;
- Китайские ПУРС;
Cредства ПВО:
- Зенитно-горные установки ЗГУ, ЗУ-25-2, ЗУ-23-4 производства Китай, СССР, Чехословакия;
- Зенитные пушки малого калибра «Эрликон»;
- Переносные зенитно-ракетные комплексы ПЗРК «Стрела-2» СССР, Китай, Египет, «Ред-Ай», «Джевелин» - США, «Блоупайп» - Англия, «Стингер», «Redeye» - США;
Различные типы мин , в том числе противотанковые (ПТМ) и противопехотные (ПМ) и фугасы;
- Итальянские мины (TS ?1, TS-2,5, TS-1,6, TS-50, SH-55);
- Американские - М-19, М 18А-1, ДСМЕ-С, «Клеймор»;
- Шведские - М-102, Английские МАК-7, а также чехословацкого и советского производства.

Лидеры моджахедов

* Союзники Самые боеспособные партии моджахедов

Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина - различный национальный состав (пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, чараймаки, нуристанцы и др.) и религиозный (сунниты, шииты, исмаилиты), разные источники спонсорской помощи.

Крупнейшая их коалиция - созданное в мае 1985 года суннитское «Исламское единство афганских моджахедов», или «Пешаварская семерка» , куда входили шесть пуштунских и одна таджикская группировка (лидер таджикской партии «Джамиат-и ислами» Бурхануддин Раббани после вывода советских войск стал президентом Афганистана).

Существовала также военно-политическая организация шиитских моджахедов - «Шиитская восьмерка» , базировавшаяся в Иране.

Полевые командиры

Полевые командиры - командующие различными по численности формированиями вооруженной оппозиции, постоянно базировавшимися непосредственно на территории Афганистана. Осуществляли вооруженное противодействие действующей официальной власти ДРА, правительственным войскам и присутствию ОКСВА. В случае тактической необходимости вступали в контакты с представителями правительства ДРА, заключали временные соглашения по различным вопросам.

Известны случаи, когда полевые командиры со своими отрядами переходили на сторону народной власти. Основная масса ожесточенно сражалась, под знаменами «Альянса семи» или «Шиитской восьмерки». Были и командиры независимые от политических партий.

Наиболее известными и влиятельными являлись - Ахмад Шах Масуд , отряды которого действовали в Панджшерском ущелье и долине Чарикар, на стратегической трассе Хайратон - Кабул - в районе перевала Саланг. Исмаил-хан - контролировал запад страны, Джелалуддин Хаккани, Юнус Халес - Восток, Саид Мансур, Устад Фарид, Абдул Сайяф, Абдул Хак, Саид Джарган - Центр, Мулла Маланг, Мулла Накиб - Юг, Мохаммад Башир, Абдул Басир, Кази Кабир, Абдул Вахоб, Мохаммад Вадуд - Север.

В ряды моджахедов также вливались выходцы из других стран мира, особенно из Саудовской Аравии, контингенты из Алжира, Иордании, Египта, Бангладеш, Филиппин, группы малой численности из Марокко, Франции, Англии.

Основными зонами военной активности являлись районы городов:

* Кандагар, Лашкаргах - на юге;
* Алихейль, Ургун, Гардез, Шахджой - на юго-востоке;
* Джелалабад, Асадабад, Асмар, Биркот, Суруби - на востоке;
* Баглан, Кундуз, Ханабад, Талукан, Кишим, Файзабад - на северо-востоке;
* Герат, Фарах - на западе; - 5 мсд
* Панджшерское ущелье, долина Чарикар, Пагман - центральная часть Афганистана;
* Вдоль границы с Пакистаном и Ираном находилось несколько крупных опорных баз и укрепрайонов моджахедов, неоднократно занимаемых в ходе войсковых операций советскими войсками в период Афганской войны 1979-1989 г.
Наиболее известными из таковых считаются:
* Джавара - провинция Пактия.
* Тора-Бора - провинция Нангархар.
* Кокари-Шаршари - провинция Герат.

Духи

Вопрос
Скажите, c каких времён и почему называют "Духами" моджахедов?
Это пошло со времен афганской войны (1979-1989). "Душман" на их языке (дари?, пушту?) значит-БАНДИТ. По крайней мере, я так помню со школьных времен. Сокращенно -"Дух".
Потому - что душман долго выговаривать,и не звучит.Сократили,получился дух. И звучит, и подходит по фанатизму.
А, поскольку начали наши войны их обзывать ДУХами между собой, то естественно и передалось это название по эстафете, ну понимаешь наверное.
Вот так появился дух.
Небольшое дополнение. Душман - это редкое диалектическое или акцентное произношение на Пушту. В основном слово враг на пушту произносится как духман. Убираем ман - получается дух.
Всё верно, только не "бандит", а "враг".
А мне мужики-афганцы еще очень давно рассказывали, что "духами" их стали называть из-за того, что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда.

Слово "дух" появилось не сразу. Сначала использовалось слово "басмачи", по аналогии с фильмами и книгами об установлении советской власти в Туркестане. Когда читаешь воспоминания о вводе и первых операциях, звучит не "духи", а "басмачи", даже несмотря на то, что когда писались эти воспоминания, слово "дух" уже было у всех на слуху. Уже после ввода, наши пропагандисты решили ввести новый термин "душманы", более понятный местным жителям. Ну а дальше появилось сокращение "дух", которое хорошо вписалось в наш военный лексикон. Духам повезло меньше, им пришлось выговаривать более длинное "шурави". Кстати, слово "моджахед" я услышал гораздо позже, уже в Союзе.

И еще попутный вопрос. Как называли духов в самых первых заметках в печати, наградных листах и похоронках, датированных началом 80-го года? В лексиконе тогда царили "басмачи", но мне интересно, что звучало в официальных документах.
Весной-летом 1981-го, по крайней мере в 783 ОРБ уже вовсю использовалось слово "душок".
"Духами" их стали называть из-за того,что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда.
Это буквальная цитата из фильма Е.Киселева "Афганский капкан-2". По моему мнению, так больно жирно о духах так отзываться... Не заслуживают они такого уважения....IMHO
В начале войны ихваней официально именовали "бандитами", неофициально "басмачами" и "ихванями", а "духи" появились чуть позже. Конечно, от "душман"....
P.S. А моджахедами их стали называть позже, когда мы уже оттуда практически ушли и стало ясно, что рано или поздно туда вломятся америкосы. Типа мы воевали с "бандитами-врагами" (вроде, как за правое дело), а вот амеры - с моджахедами ("идейными борцами за веру" или как оно там переводится)

Афганские моджахеды (араб. مجاهد‎‎ mujāhid, mujahiddin) - члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979-1992 гг. Формировались с 1979 г. из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая - отряды Северного Альянса.

Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру», одновременно являясь наименованием участника джихада или повстанца. Советская армия и афганские власти называли их душманами (дари دشمن - dušman, душмон - «враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави (дари شوروی - šouravî, шӯравӣ - «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» - производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Наверное, писать о таких страшных вещах в новогодние праздники - дело не совсем правильное. Однако с другой стороны, эту дату никак не изменишь и не поменяешь. Ведь именно в канун нового 1980 года начался ввод советских войск в Афганистан, что стало отправной точкой многолетней афганской войны, стоившей нашей стране многих тысяч жизней...

Сегодня об этой войне написаны сотни книг и воспоминаний, прочих всевозможных исторических материалов. Но вот что бросается в глаза. Авторы как-то старательно обходят тему гибели советских военнопленных на афганской земле. Да, некоторые эпизоды этой трагедии в отдельных мемуарах участников войны упоминаются. Но вот системная, обобщающая работа о погибших пленных автору этих строк что-то ни разу не попадалась - хотя я очень внимательно слежу за афганской исторической тематикой. Между тем о такой же проблеме с другой стороны - гибели афганцев от рук советских войск - уже написаны целые книги (главным образом, западных авторов). Даже есть интернет-сайты (в том числе и в России), которые без устали разоблачают «преступления советских войск, зверски уничтожавших мирное население и бойцов афганского сопротивления». А вот о зачастую жуткой участи советских пленных солдат практически не говорится ничего.

Я не оговорился - именно жуткой участи. Дело всё в том, что обречённых на смерть советских военнопленных афганские душманы редко когда убивали сразу. Везло тем, кого афганцы хотели обратить в ислам, обменять на своих или подарить в качестве «жеста доброй воли» западным правозащитным организациям, чтобы те, в свою очередь, на весь мир прославляли «великодушных моджахедов». Но тех, кого обрекали на смерть... Обычно гибели пленного предшествовали настолько страшные пытки и истязания, от одного описания которых сразу становится не по себе.

Почему афганцы делали это? По всей видимости, всё дело в отсталом афганском обществе, где традиции самого радикального ислама, требовавшего мучительной смерти неверного в качестве гаранта попадания в рай, соседствовали с дикими языческими пережитками отдельных племён, где в практике были человеческие жертвоприношения, сопровождавшиеся самым настоящим изуверством. Нередко всё это служило средством психологической войны, дабы устрашить советского противника - изуродованные останки пленных душманы частенько подбрасывали к нашим воинским гарнизонам...

Как говорят специалисты, в плен наши солдаты попадали по-разному - кто-то находился в самовольной отлучке из воинской части, кто-то дезертировал по причине неуставных отношений, кого-то душманы захватили на посту или в настоящем бою. Да, сегодня мы можем осуждать этих пленных за их необдуманные поступки, приведшие к трагедии (либо наоборот, восхищаться, кого пленили в условиях боевой обстановки). Но те, кто из них принял мученическую смерть, уже своей гибелью искупили все свои явные и мнимые грехи. И потому они - хотя бы с чисто христианской точки зрения - в наших сердцах заслуживают не менее светлой памяти, чем те солдаты афганской войны (живые и мёртвые), которые совершили героические, признанные подвиги.

Вот только некоторые эпизоды трагедии афганского плена, которые автору удалось собрать по открытым источникам.

Легенда о «красном тюльпане»

Из книги американского журналиста Джорджа Крайла «Война Чарли Уилсона» (неизвестные подробности тайной войны ЦРУ в Афганистане):

«Говорят, это правдивая история, и, хотя подробности менялись с годами, в целом она звучит примерно следующим образом. Утром на второй день после вторжения в Афганистан советский часовой заметил пять джутовых мешков на краю взлётно-посадочной полосы аваибазы Баграм в окрестностях Кабула. Сначала он не придал этому большого значения, но потом ткнул стволом автомата в ближайший мешок и увидел выступившую кровь. Были вызваны эксперты по взрывотехнике, проверившие мешки на наличие мин-ловушек. Но они обнаружили нечто гораздо более ужасное. В каждом мешке находился молодой советский солдат, завёрнутый в собственную кожу. Насколько смогла определить медицинская экспертиза, эти люди умерли особенно мучительной смертью: их кожа была надрезана на животе, а потом натянута вверх и завязана над головой».

Такой вид зверской казни называется «красный тюльпан», и о нём слышали практически все солдаты, служившие на афганской земле - обречённого человека, введя в беспамятство большой дозой наркотика, подвешивали за руки. Затем кожа подрезалась вокруг всего тела и заворачивалась вверх. Когда действие дурмана заканчивалось, приговоренный, испытав сильный болевой шок, сначала сходил с ума, а потом медленно умирал…

Сегодня сложно сказать, сколько наших солдат нашли свой конец именно таким вот способом. Обычно разговоров среди ветеранов Афганистана о «красном тюльпане» ходило и ходит много - одну из легенд как раз привёл американец Крайл. Но мало кто из ветеранов может назвать конкретную фамилию того или иного мученика. Тем не менее, это вовсе не значит, что эта казнь является только афганской легендой. Так, достоверно зафиксирован факт применения «красного тюльпана» к рядовому Виктору Грязнову, водителю армейского грузовика, пропавшего без вести в январе 1981 года.

Только спустя 28 лет земляки Виктора, журналисты из Казахстана, смогли узнать подробности его гибели.

В начале января 1981 года Виктор Грязнов и прапорщик Валентин Ярош получили задание поехать в город Пули-Хумри на военный склад для получения груза. Спустя несколько дней они отправились в обратный путь. Но по дороге колонна подверглась нападению душманов. Грузовик, за рулём которого находился Грязнов, вышел из строя, и тогда он с Валентином Ярошем взялись за оружие. Бой длился с полчаса... Тело прапорщика потом нашли недалеко от места сражения, с разбитой головой и вырезанными глазами. А вот Виктора душманы утащили с собой. Что с ним стало потом, свидетельствует справка, присланная казахстанским журналистам на их официальный запрос из Афганистана:

«В начале 1981 года моджахедами отряда Абдул Разада Асхакзая во время боя с неверными был взят в плен шурави (советский), назвался Грязновым Виктором Ивановичем. Ему было предложено стать правоверным мусульманином, моджахедом, защитником ислама, участвовать в газават - священной войне - с неверными кафирами. Грязнов отказался стать истинным правоверным и уничтожать шурави. Приговором шариатского суда Грязнов был приговорен к к смертной казни - красный тюльпан, приговор приведён в исполнение".

Конечно, каждый волен думать над этим эпизодом, как ему вздумается, но лично мне кажется, что рядовой Грязнов совершил настоящий подвиг, отказавшись пойти на предательство и приняв за это лютую смерть. Остаётся только догадываться, сколько ещё наших ребят в Афганистане совершили такие же героические поступки, которые, к сожалению, и доныне остаются неизвестными.

Говорят иностранные свидетели

Впрочем, в арсенале душманов, помимо «красного тюльпана», было ещё много зверских способов умерщвления советских пленных.

Свидетельствует итальянская журналистка Ориана Фалаччи, неоднократно в 80-ые годы бывавшая в Афганистане и Пакистане. В ходе этих поездок она окончательно разочаровалась в афганских моджахедах, коих западная пропаганда тогда рисовала исключительно как благородных борцов с коммунизмом. «Благородные борцы» оказались настоящими монстрами в человеческом обличье:

«В Европе мне не верили, когда я рассказывала о том, что они обычно делали с советскими пленными. Как отпиливали советским руки и ноги... Жертвы не умирали сразу. Лишь через некоторое время жертву наконец обезглавливали и отрубленной головой играли в „бузкаши“ - афганскую разновидность поло. Что касается рук и ног, их продавали в качестве трофеев на базаре...».

Нечто подобное описывает и английский журналист Джон Фуллертон в своей книге «Советская оккупация Афганистана»:

«Смерть - это обычный конец тех советских пленных, которые являлись коммунистами... Первые годы войны участь советских пленников зачастую была ужасной. Одну группу пленных, с которых содрали кожу, повесили на крюках в лавке мясника. Другой пленный стал центральной игрушкой аттракциона под названием „бузкаши“ - жестокого и дикарского поло афганцев, скачущих на лошадях, выхватывая друг у друга вместо мяча обезглавленную овцу. Взамен неё они использовали пленника. Живого! И он был разодран буквально на куски».

А вот ещё одно шокирующее признание иностранца. Это отрывок из романа Фредерика Форсайта «Афганец». Форсайт известен своей близостью к британским спецслужбам, помогавших афганским душманам, и потому со знаем дела он написал следующее:

«Война была жестокая. Пленных брали мало, и те, кто погибал быстро, могли считать себя счастливчиками. Особенно люто горцы ненавидели русских лётчиков. Захваченных живыми оставляли на солнце, сделав небольшой разрез на животе, так что внутренности распухали, вываливались наружу и поджаривались до тех пор, пока облегчение не приносила смерть. Иногда пленных отдавали женщинам, которые ножами сдирали с живых кожу...».

За пределами человеческого разума

Всё это находит подтверждение и в наших источниках. Например, в книге-воспоминании журналиста-международника Ионы Андронова, неоднократно бывавшего в Афганистане:

«После боёв под Джелалабадом мне показали в руинах пригородного кишлака изувеченные трупы двух советских солдат, пленённых моджахедами. Вспоротые кинжалами тела выглядели тошнотворно-кровавым месивом. Про такое изуверство я слышал много раз: живодёры отрезали пленникам уши и носы, рассекали животы и вырывали кишки наружу, отрубали головы и запихивали внутрь распоротой брюшины. А если захватывали нескольких пленников, то измывались над ними поочерёдно на глазах следующих мучеников».

Андронов в своей книге вспоминает своего друга, военного переводчика Виктора Лосева, имевшего несчастье попасть раненным в плен:

"Я узнал, что... армейское начальство в Кабуле смогло через афганских посредников выкупить за немалые деньги у моджахедов труп Лосева... Отданное нашим тело советского офицера подверглось такому надругательству, что описывать это я до сих пор не решаюсь. И не знаю: погиб ли он от боевого ранения или раненый замучен насмерть чудовищной пыткой. Изрубленные останки Виктора в запаянном наглухо цинке унёс домой «чёрный тюльпан».

Кстати, участь пленных советских военных и гражданских советников действительно была страшной. К примеру, в 1982 году душманами был замучен сотрудник военной контрразведки Виктор Колесников, служивший советником в одной из частей афганской правительственной армии. Эти афганские солдаты перешли на сторону душманов, а в качестве «подарка» «преподнесли» моджахедам советского офицера и переводчика. Вспоминает майор КГБ СССР Владимир Гарькавый:

«Колесникова и переводчика долго и изощрённо пытали. В этом деле „духи“ были мастера. Затем обоим отрезали головы и, упаковав истерзанные тела в мешки, выбросили в придорожную пыль на трассе Кабул - Мазари-Шариф, недалеко от советского блок-поста».

Как видим, и Андронов, и Гарькавый воздерживаются от подробностей гибели своих товарищей, щадя психику читателя. Но об этих пытках можно догадаться - хотя бы из воспоминаний бывшего офицера КГБ Александра Нездоли:

«А сколько раз по неопытности, а порой и в результате элементарного пренебрежения мерами безопасности, погибали не только воины-интернационалисты, а и откомандированные ЦК ВЛКСМ комсомольские работники для создания молодёжных организаций. Запомнился случай вопиюще жестокой расправы над одним из таких ребят. Он должен был вылететь самолетом из Герата в Кабул. Но в спешке забыл папку с документами и вернулся за ней, а догоняя группу, напоролся на.душманов. Захватив его живым, „духи“ жестоко поиздевались над ним, отрезали уши, вспороли живот и набили его и рот землёй. Затем все ещё живого комсомольца посадили на кол и, демонстрируя свою азиатскую жестокость, носили перед населением кишлаков.

После того, как это стало всем известно, каждый из спецназовцев нашей команды „Карпаты“ взял себе за правило в левом лацкане кармана куртки носить гранату Ф-1. Чтобы, в случае ранения или безвыходного положения не даться в руки душманов живым…»

Жуткая картина представала перед теми, кто по долгу службы должен был собирать останки замученных людей - сотрудников военной контрразведки и медицинских работников. Многие из этих людей до сих пор молчат о том, что им пришлось видеть в Афганистане, и это вполне понятно. Но некоторые всё же решаются говорить. Вот что однажды рассказала белорусской писательнице Светлане Алексиевич медсестра кабульского военного госпиталя:

«Весь март тут же, возле палаток, сваливали отрезанные руки, ноги...

Трупы... Они лежали в отдельной палате... Полуголые, с выколотыми глазами,

Один раз - с вырезанной звездой на животе... Раньше в кино о гражданской

Войне такое видела.»

Не менее потрясающие вещи рассказал писательнице Ларисе Кучеровой (автору книги «КГБ в Афганистане») бывший начальник особого отдела 103-ей воздушно-десантной дивизии, полковник Виктор Шейко-Кошуба. Однажды ему довелось расследовать инцидент с пропажей целой колонны наших грузовиков вместе с водителями - тридцать два человека во главе с прапорщиком. Эта колонна выехала из Кабула в район водохранилища Карча за песком для строительных нужд. Колонна выехала и... пропала. Лишь на пятый день поднятые по тревоге десантники 103-ей дивизии нашли то, что осталось от водителей, которых, как оказалось, пленили душманы:

«Изуродованные, расчленённые останки человеческих тел, припорошенные густой тягучей пылью, были разбросаны по сухой каменистой земле. Жара и время уже сделали своё дело, но то, что сотворили люди, не поддаётся никакому описанию! Пустые глазницы выколотых глаз, уставившиеся в равнодушное пустое небо, вспоротые и выпотрошенные животы, отрезанные гениталии... Даже у повидавших многое на этой войне и считавших себя непробиваемыми мужиками сдавали нервы... Спустя какое-то время наши разведчики получили информацию о том, что после того, как ребят захватили, душманы несколько дней водили их связанными по кишлакам, и мирные жители с неистовой яростью пыряли ножами беззащитных, обезумевших от ужаса мальчишек. Мужчины и женщины, старики и молодые... Утолив кровавую жажду, толпа охваченных чувством животной ненавистью людей забросала полуживые тела камнями. А когда каменный дождь повалил их с ног, за дело взялись вооружённые кинжалами душманы...

Столь чудовищные подробности стали известны от непосредственного участника той бойни, захваченного во время проведения очередной операции. Спокойно глядя в глаза присутствующим советским офицерам он подробно, смакуя каждую деталь, рассказал об издевательствах, которым подверглись безоружные мальчишки. Невооружённым взглядом было видно, что в тот момент пленный получал особое удовольствие от самих воспоминаний о пытках...».

Душманы действительно к своим зверским акциям привлекали мирное афганское население, которое, похоже, с большой охотой участвовало в глумлении над нашими военнослужащими. Так произошло с раненными солдатами роты нашего спецназа, в апреле 1985 года попавшей в душманскую засаду в ущелье Маравары, близ пакистанской границы. Рота без должного прикрытия вошла в один из афганских кишлаков, после чего там началась самая настоящая бойня. Вот как её описал в своих воспоминаниях руководитель Оперативной группы Министерства обороны Советского Союза в Афганистане генерал Валентин Варенников

«Рота расползлась по селению. Вдруг справа и слева с высот начали бить сразу несколько крупнокалиберных пулемётов. Все солдаты и офицеры выскочили из дворов и домов и рассыпались вокруг кишлака, ища убежище где-то у подножия гор, откуда шла интенсивная стрельба. Это была роковая ошибка. Если бы рота укрылась в этих саманных домах и за толстыми дувалами, которые не пробиваются не только крупнокалиберными пулеметами, но и гранатомётом, то личный состав мог бы вести бой и сутки, и больше, пока не подошла бы помощь.

В первые же минуты был убит командир роты и разбита радиостанция. Это внесло еще больший разлад в действия. Личный состав метался у подножия гор, где не было ни камней, ни кустика, которые бы укрыли от свинцового ливня. Большая часть людей была перебита, остальные ранены.

И тогда душманы спустились с гор. Их было десять - двенадцать человек. Они посовещались. Затем один забрался на крышу и стал вести наблюдение, двое ушли по дороге в соседний кишлак (он был в километре), а остальные начали обходить наших солдат. Раненых, набросив им на ступню ноги петлю из ремня, волоком подтаскивали ближе к кишлаку, а всем убитым делали контрольный выстрел в голову.

Приблизительно через час двое вернулись, но уже в сопровождении девяти подростков в возрасте десяти - пятнадцати лет и трех больших собак - афганских овчарок. Предводители дали им определенное наставление, и те с визгом и криками бросились добивать наших раненых ножами, кинжалами и топориками. Собаки грызли наших солдат за горло, мальчишки отрубали им руки и ноги, отрезали носы, уши, распарывали животы, выкалывали глаза. А взрослые подбадривали их и одобрительно смеялись.

Через тридцать-сорок минут всё закончилось. Собаки облизывались. Два подростка постарше отрубили две головы, нанизали их на кол, подняли, как знамя, и вся команда остервенелых палачей и садистов отправилась обратно в кишлак, прихватив с собой все оружие погибших».

Вареников пишет, что в живых тогда остался только младший сержант Владимир Турчин. Солдат спрятался в речные камыши и своими глазами видел, как истязали его товарищей. Только на следующий день ему удалось выбраться к своим. После трагедии с ним пожелал увидеться сам Вареников. Но разговора не получилось, ибо как пишет генерал:

«Он весь дрожал. Не просто немного подрагивал, нет, у него дрожало всё - лицо, руки, ноги, туловище. Я взял его за плечо, и эта дрожь передалась и по руке мне. Было такое впечатление, что у него вибрационная болезнь. Даже если что-то говорил, то клацал зубами, поэтому старался отвечать на вопросы кивком головы (соглашался или отрицал). Бедняга не знал, что делать с руками, они очень дрожали.

Я понял, что серьёзного разговора с ним не получится. Посадил и, взяв его за плечи и стараясь успокоить, стал утешать его, говорить добрые слова, что все уже позади, что надо войти в форму. Но он продолжал дрожать. Глаза его выражали весь ужас пережитого. Он был психически тяжело травмирован».

Наверное, такая реакция со стороны 19-летнего мальчишки не удивительна - от увиденного зрелища двинуться разумом могли и вполне взрослые, повидавшие виды мужчины. Говорят, что Турчин даже сегодня, спустя почти три десятка лет, до сих пор не пришёл в себя и категорически с кем-либо отказывается говорить на афганскую тему...

Бог ему судья и утешитель! Как и всем тем, кому своими глазами довелось видеть всю дикую бесчеловечность афганской войны.

«Душманы», или моджахеды были злейшими противниками СССР во время войны в Афганистане. Опытные, жестокие и беспощадные воины они доставили немало хлопот нашим солдатам. Что отличало «душманов» от других противников СССР, в чем были их особенности?

Отсутствие единства

Моджахеды появились в Афганистане после прихода туда советских войск. Изначально это были небольшие группы из местных жителей, а также выходцев из соседних стран – Пакистана и Ирана. Однако к концу 1980-х годов численность противостоящих нашим солдатам «душманов» превысила 250 тысяч человек.
Тем не менее, вопреки распространенным представлениям, в их рядах не было единства и сплоченности. Моджахеды выступали против советских войск не единым фронтом, зачастую они воевали друг с другом не менее ожесточенно, чем с «шурави» (так они называли наших солдат).
Под собирательным обозначением «моджахеды» скрывались десятки и сотни группировок, разделенных по национальному, религиозному и территориальному признаку. Шииты, сунниты, хазарейцы, пуштуны и многие другие – все они периодически вступали в жестокое противостояние друг с другом, что заметно облегчало задачу нашим войскам.

В средневековых условиях

Зачастую «душманы» укрывались в горах, однако будучи в населенных пунктах полностью растворялись среди местных жителей. Советские офицеры, бывавшие на рейдах и зачистках в городах и кишлаках рассказывали, что жили моджахеды в воистину средневековых, мало похожих на человеческие условиях.
Везде царила грязь и антисанитария, заботиться о чистоте своего жилища боевики считали делом не слишком важным. Как отмечали наши военнослужащие, единственным напоминанием о том, что на дворе XX век порой служили японские магнитофоны, которые каким-то образом попадали к «душманам».

Наемники за еду

Сами воевать боевики хотели далеко не всегда, поэтому зачастую они использовали для своих целей местных жителей. А поскольку бедность в Афганистане зашкаливала, то людям не оставалось ничего другого, как соглашаться пойти к «душманам» за еду и воду.
Как вспоминал майор Александр Метла, крестьянину давали мину, он устанавливал ее на дороге, где происходил подрыв советской колонны. За успешную операцию моджахеды щедро вознаграждали пособника, за провал могли и покарать. Простые крестьяне вызывали меньше подозрений у советских военнослужащих, и боевики этим активно пользовались.

Оружейные верблюды

Главным транспортом афганских «духов» были верблюды. В основном их использовали для транспортировки оружия. Передвигаться моджахеды предпочитали ночью, когда у наших солдат было гораздо меньше возможностей их отследить. Каждого животного «душманы» обвешивали огромных количеством тюков, из-за чего верблюдов не брал даже пулемет.
Под видом мирной продукции афганские боевики ухитрялись перевозить оружие. Сверху животное нагружалось тюками с тканями, техникой. А вот внизу, под брюхом, незаметно подвешивалось оружие.

Сговорчивые «душманы»

Бытует распространенное мнение, что с моджахедами нельзя было договориться, якобы они были несговорчивыми и чрезвычайно принципиальными. Это не так.
В 1986 году советское командование направило на переговоры с боевиками майора КГБ Николая Комарова. В его задачу входило обезопасить газовое месторождение рядом с Джизданом от набегов «духов». Изначально полевые командиры все как один отказывались идти на сделку, но были и сговорчивые. Один из них – главарь крупной банды по прозвищу Джафар.
Комаров прибыл на переговоры без оружия, у него завязалась беседа с моджахедами. Когда все детали обговорили и пришли к соглашению, Джафар взял из чана плов грязными руками и поднес ко рту майора. Офицер проглотил «подношение», что означало, что сделка заключена.

Главное – вера

Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Несколько сотен советских солдат за время войны были взяты в плен, некоторые дезертировали и сами пришли к боевикам.
Одним из таких военнослужащих был Сергей Красноперов. Моджахеды приняли его, сблизили с муллами. Дезертир быстро выучил язык, принял ислам. Вскоре у него появились дети от местной женщины. Красноперов до сих пор живет в Афганистане, отличить его от коренных афганцев уже невозможно.

Нечеловеческая жестокость

Американский журналист Джордж Крайл вспоминал, что жестокость моджахедов имела рациональный характер, напоминала жертвоприношения языческих времен. Он описывал изуверскую казнь, которая называлась «красный тюльпан».
По словам журналиста, в один из дней на базе в Баграме советский часовой обнаружил несколько мешков, где находились тела военнослужащих СССР, завернутых в собственную кожу. Все они были убиты «красным тюльпаном».
Сначала «духи» кололи несчастному сильный наркотик, который заглушал боль. Подвешивали за руки и срезали кожу вокруг тела. После окончания действия дурмана приговоренный испытывал сильнейший болевой шок и умирал.



Вверх